Осенью 1943 года я был призван в армию и определён в учебную бригаду для изготовления из меня, шестнадцатилетнего деревенского парня, сержанта-артиллериста, способного на фронте командовать бойцами. Мы проучились холоднющие полгода, питаясь по голодной третьей тыловой норме и хронически замерзая в ботинках с обмотками, в х/б гимнастерке и старой, с выветрившимся сукном, шинели. Измученные физически и морально распорядком дня и придирками учителей, великовозрастных старшин-сержантов, чтобы уйти от существующего кошмара, мы наивно «захотели» на фронт. А вскоре наше желание получило реальное разрешение: командование, наконец, сообразив, что из 17-летних ребятишек не получится сержант-командир, присвоило нам звание «ефрейтор» и сформировало фронтовой эшелон.
Накануне нас переобмундировали в форму поновее, покормили посытнее и зачитали приказ: назавтра – на фронт.
Промозглое серое утро, полк построился около старинной водокачки, стоящей почти в центре Тюмени, сформировался в колонну и отправился на вокзал. Мы, в предвкушении перемен, не думая о предстоящем, рыхлой колонной шагали по центральной улице Тюмени. Вдруг впереди раздалась музыка: оркестр заиграл марш. Величественные, зовущие и одновременно скорбные звуки взлетели над не совсем проснувшимся городом. Колонна встряхнулась – стала стройнее. Из подъездов домов, привыкшие к ситуации, выходили женщины и кучками стояли на тротуаре. Бравурные звуки марша, в которых слышался драматизм положения, призыв идти навстречу ему, прибавили бодрости.
Солдаты с энтузиазмом шагали, радуясь, что оставляют за собой шестимесячный изматывающий душу и тело голод-холод, не предполагая грядущего, когда при бомбежке переднего края воздух стонет и дрожит, взрывы осколками бреют все на пути, черными космами поднимают землю и всё, что есть на ней. Душа сжимается, а тело кажется непомерно большим, чтобы его уберечь.
Оркестр торжественно пел, женщины у домов вытирали глаза концами платков, оплакивая не только этих тонкошеих ребят, шумно идущих навстречу страшной бойне, но и тех, кто уже там и, тем более, на кого уже получена роковая бумажка.
Довольный, что вспомнил истоки взволновавших меня звуков, перебрал в памяти последние дни в Тюмени, порадовался, что это в прошлом, и сегодняшнему своему положению – и уснул.
Не помню: тогда или уже после узнал название марша – «Прощание славянки», автор Агапкин. Когда еще продолжал службу, не раз его слышал, иногда шёл под звуки этого марша, и всегда он воздействовал на меня сильнее другой музыки.
И сейчас, при первых же аккордах Великого марша, я снова промозглым утром шагаю в длиннющей колонне 17-18-летних солдат по тюменской улице, и на тротуарах кучками стоят женщины, вытирающие глаза уголками головных платков.
[audio:slavynka.mp3]
Михаил Верещагин.
Картина “Прощание славянки” художника Константина Васильева.
Уважаемые господа!
Коллеги!
Международное Интернет-сообщество «Военные капельмейстеры рубежа тысячелетий» приглашает вас к участию в некоммерческой Интернет-акции «Марш тысячелетия»,посвященной 100-летию всемирно известного русского военного марша «Прощание славянки». Это единственный в мире марш, имеющий титул «Музыкальная эмблема тысячелетия». При получении вашего согласия мы направим вам ноты, звукозаписи и клипы, а так же теоретический материал.
Наш специальный сайт
http://www.slavyanka2012.ru/
С уважением
Координатор Интернет-сообщества
Господин Губин Николай Иннокентьевич.
Diogen47@mail.ru
Dear Sirs
Colleagues
The international Internet community “Military bandmaster Millennium” invites you to participate in a non-profit Internet-action “Marsh Millennium”, the 100 th anniversary of the famous Russian military march “Farewell of Slavyanka”. It is the only march, which has the Musical title ” march Millennium”. Upon receipt of your consent, we will send you notes, sound recordings and videos, as well as theoretical material.
Our special site
http://www.slavyanka2012.ru/
Yours
Coordinator of the Internet community
Mr. Gubin Nikolai
Diogen47@mail.ru
Посетил сайт. Интересено. Акция идет с 2009 года по 2012, судя по присоеденившимся является международной. А вот дата написания марша, если верить материалам сайта, не установлена, как так?
Ну, если акция посвящена 100-летию марша, выходит, что написан он в начале прошлого века.
По всем данным, марш написан в 1912 году. Просто идет обсуждение, какую дату считать днем рождения: дату написания, первого исполнения или создания партитуры.
На сайте “Марш тысячелетия” я нашла очень хорошее стихотворение. Может быть, оно понравится и нашим читателям.
Когда надежды поют, как трубы,
их зов дурманит, как сладкий дым.
Они предельны, они сугубы,
и так несложно поверить им.
И вот — дорога, и вот — стоянка,
вокзал и площадь — в цветах, в цветах.
Восток дымится. Прощай, славянка!
Трубач смеётся, шинель в крестах…
Пройдёт полвека. Другие губы
обнимет страстно мундштук другой.
И вновь надежды поют, как трубы.
Поди попробуй, поспорь с трубой.
А век не кончен, поход не начат.
Вокзал и площадь — в цветах, в цветах.
Трубач смеётся, славянка плачет,
восток дымится. Земля в крестах.
Михаил Щербаков.
Спасибо за комментарии, и Вы совершенно правы. Нам известно все – и место, и обстоятельства написания марша, и год, и месяц – неизвестен кнкретный день, когда В И Агапкин поставил точку на рукописи марша. Над этим сейчас работают Публичка, Зубовский архив, Тамбовские архивариусы и множество участников акции. Включайтесь!