Пошла наша Дуня…

Ромашка Взгляд назад

«Вятчане – слепороды (ротозеи), “вятская ворона”.
«Вячькой слепень наехал на пень, да и кричит:
– Своротитё!»
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1266/99527

Богата шабурская сторонка на красоту природы, на простых людей и на курьёзы…

Забавные байки по воспоминаниям жителей села Шабуры.

Жила в Шабурах Дуня. У многих прозвания  были по мужниному имени: Петиха, Васиха, Мишиха. А а в её семье все поголовно были Дунькины, и даже сноху все знают как  Дунькину. Почему так – спросите вы? Зачем прозвища нужны? Всё просто, в нашем краю  были целые деревни однофамильцев: Третьяковы, Пахнёвы, Русановы, Соколовы, Кокоулины, Рожкины, Бабкины.  Две деревни назвали в честь этих фамилий – Третьяковы, Пахнёнки.

Услышишь фамилию –  и сразу понятно, из какой деревни человек. Например: Русанов – из Заполья, Бабкин – со Слудки, Рожкин – с Мамошино, Соколов – с Журавлёнок. Вот и приспособились различать людей по прозвищам. Различали также по именам: Авдотья, Дуся, Евдокия, Дуня… В Журавлёнках, например, трёх Катерин звали так: Катерина, Катюшка, Катюха…

У Катюхи бывала и я с бабушкой. В Журавлёнках стоял дом на краю деревни. Изба была такая: сначала большой коридор с тремя дверями. Одна дверь – в жилое помещение, другая – в кладовую, третья – во хлев (всё под одной крышей). Опишу жилое помещение  Катюхи: одна большая комната (горница), вдоль стен – лавки, в левом углу – стол, в левом же углу – божница (на  большой иконе – полотенце узорное). Справа печь большая со  ступеньками .Кровати я не припомню, возможно, Катюха спала на печи. Далее – справа, за занавесочкой – вход на середь (кухню). Жила она одна, но корову держала.

Вернусь к описанию про Дуню. По всей видимости, была она в своём доме командиршей, могла с соседкой Клашей пива напиться «до упаду», сноху могла  палкой «огреть». Как то она поехала  в Свердловск в гости к сыну. Выйдя с поезда, всех подряд приветствовала:  «Здрасьте, добрый день! Здрасьте, добрый день!». Пока сын Николай (с которым приехали) не заругался – не отступилась здороваться. Потом  (того не лучше), как вышли из троллейбуса, кинулась к незнакомому  мужику с криком: «Ггляди-ко,  Коля, Вася-то нас встречает!». Бежит к мужику, руки тянет. Тот как заругался, тогда только и поняла, что это – не Вася. На следующий день пошли с внуком в город. Вот Дуня пить захотела. Автомат не успел наполнить стакан газировкой – она закричала:  «Алёша, затыкай скоряя, выльём всё оттудова…».

Пошла наша Дуня…
Свердловск площадь

Раньше в каждом доме кур с петухом держали. У Дунькиных петух клевался. Вот их научили: надо взять  петуха за ноги да повертеть подольше. И правда, как повертели – петух глаза закатил, «кыр-кыр»  прохрипел, упал на спину, еле встал – зашатался и …две недели не клевался. По истечении этого времени он «отжился» и клюнул Дуню прямо в вену. Кровь так струёй и хлынула, она завопила: «Эта падина меня уклюнул!». Сноха перетянула ногу, остановилась кровь ,начала Дуня петуха палкой бить. Колотила нещадно! Безрезультатно. Живучий такой ,взлетел на колодец, и тут Дуня кое-как спихнула петуха в воду, где он и утонул… Хотели закопать его, да Коля сказал:  «Не выбрасывайте, сварите».Затушили петуха с картошкой и луком да и съели!

О том,как я в шестилетнем возрасте  училась играть  в карты у деда в Журавлёнках

К дедушке  Васе Илюшонку (Василий Ильич)  поиграть в карты: Миша- коршун (Михаил Бушуев, торговал в  лавке), жена  Анюшка-парушка, брат  Ваня – райшнаб)  и Пашко – голова (Павел Алексеевич Кокоулин). Эти трое старичков играли в карты подолгу, пока не разругаются. Помню, дедушка ругал Мишу-коршуна:  «Ты тут не мошенничай». Раздухарятся, разойдутся. Пройдёт день–другой, опять идут  в карты играть…  Я любила,  когда  они к нам приходили, садилась рядом с дедом на лавку,   за козырями, радовалась, если он выигрывал…

Читайте также:  «Родные люди». Часть 2

Попытаюсь предположить, почему именно такие прозвища дали. Жена у Миши – Анюшка-парушка (есть курицы-парушки). Наверняка,  когда Миша добивался Анюшкиной любви,  и прозвали его коршуном («парушку словил!). Его брат Ваня –  райшнаб, возможно, районный снабженец, имел отношение к торговле. Пашко – голова,  умный был. Я до сих пор дружу с его дочерью Галиной. В школе мы её звали Галька Пашкова, сейчас  Галиной Павловной величаем… И вот она, польза от прозвищ! Шабурскую школу мы закончили 46 лет тому назад, и признаться, не у всех одноклассников я помню отчество, у Галины – не забыть, прозвища помнятся долго…

Галина Пашкова
Галина Пашкова

 В 1965 году поехали мы с мамой и дедом летом на Украину. В те годы не было прямых поездов, ездили  с пересадкой через Москву. Мой дедушка Василий Ильич никогда не носил ботинки и тапки. А ходил летом  в кирзовых сапогах с онучами, зимой – в  валенках…

Пошла наша Дуня…
Соколов Василий Ильич в гостях в Запорожье

В Москве он начистил  свои кирзовые сапоги дёгтем (тогда ещё были чистильщики обуви). И почему-то нам (наверное, туго было с билетами на южное направление) перекомпостировали билеты в купейный международный вагон. Тогда я впервые увидела негров. В купе с нами в попутчики попали генерал с генеральшей. У дедушки сапоги попахивают  дёгтем. Генеральшу мутит от запаха,  просит вынести сапоги в коридор, дед ему отвечает:  «Штё лешак, сапоги- ти украдут». И хоть он потом согласился выйти в коридор, но запах с ним не вышел, и весь вагон «благоухал» дёгтем….

Еще несколько историй о шабурских жителях

Жил в Шабурах Миша по прозвищу «варёный». Я поинтересовалась у местных пожилых людей – почему его так называют? Оказывается, ещё по молодости, упал он в котёл с кипятком. В войну и после войны молодёжь работала на лесозаготовках. Зимой намёрзнутся, устанут… Приходили на пекарню и спали на большой печи вповалку. И однажды  Миша оказался с краю. Кто бывал на пекарне, наверняка помнят – там было две печки: большая, где  выпекался хлеб, и с приходу (напротив двери) – маленькая,  с котлом, где грелась вода. Вот Миша и угодил в тот котёл, пообварился,  и навсегда  к нему прилипло имечко Миша-варёный…..

 Ренжина Антонина Фёдоровна жила в Кокоульцах. Называли её Тоня-война, она  выпивала  и курила. Часто бывала у нас дома, просто так – покурить у печки. Я как-то спросила её, почему она курит? Она ответила, что врач назначил курить, чтоб сосуды расширялись… А спросить, почему её «войной» прозвали, я постеснялась. Помню только, что она отлично шила  (когда я училась  в 9-м классе, сшила мне юбку и сарафан, из большого платка – блузку (как профессионал!). Плясала цыганочку – все коленца! Когда она выходила в круг, все расступались. В общем, была «огонь». Однажды в клубе к 9 Мая шёл концерт. Тоня-война пришла на концерт выпивши по случаю праздника, села в первом ряду, со сцены зазвучала песня «Ах, война, что ты сделала, подлая…» И  ненароком солист посмотрел на Тоню-войну, как будто ей он пел. Тоня сорвалась с места, заругалась, показала кулаки и выбежала из клуба….

Фото Галины Пашковой
Фото Тони-войны

Один мужик пчёл завёл,      они стали коров его жалить. Те хвосты задрали да мимо дома пробежали. Пчёлы догнали, накусали так, что язык в пасть не входил, пришлось коров водкой отпаивать. Потом три дня одну воду пили – выжили. Так и отступился мужик от пчёл, продал….

Публикуя этот материал, желаю, чтобы вы улыбнулись и вспомнили свои интересные случаи из жизни! В завершение –  анекдот из интернета:

Вятчане поросёнка на наседала (на насест) сажали:
«Чепись, чепись, не то падёшь! Курича о двух ногах, да чепиччя…»
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1266/99527

Елена Волынская, фото предоставлены автором.

Добавить комментарий

  1. Людмила

    Спасибо большое. В детстве побывала. Всех вспомнила. Особенно про ТОНЮ_ВОЙНУ. ВСЕГДА ВСЕМ ПОМОГАЛА. ОСОБЕННО КОГДА СЕНОКОС.

  2. Аноним

    Привет ! До чего же ты хороша ,Галочка Пашкова!
    Ещё нас чем нибудь ,порадуй. Спасибо.

  3. Михаил другой

    Хочу отметить что жители Опаринского, Подосиновского и Лузского районов вятскими стали с середины января 1941 года.

  4. Татьяна Тунгусова

    Михаилу. Конечно, помним, что до 1941 года три района северо-западных входили в состав Архангельской области.

  5. Михаил другой

    Я к тому, что вятских традиций или поговорок в наших деревнях быть не может.

  6. Аноним

    Миша блеснул ” умом”…. да уж.

  7. Владимир

    Миша ,по меньше читай всякую глупость лжеисторика бежавшего в Эстонию, инагента М.Солонина и с головой ,будет полный порядок.

  8. Татьяна Тунгусова

    Михаил, но ведь эти районы граничили и с Кировской, и с Вологодской областью, и с Коми. Ассимиляция была в любом случае.

  9. Михаил другой

    Согласен. Но история заселения нынешней территории Опаринского района начинается после отмены крепостного права. Хотя, по предположению Я.П.Кошелева сюда, в наши края, бежали после поражения отдельные группы пугачёвского войска. В отношении ассимиляции. Хочу заметить, что первое масштабное перемещение населения в нашу местность произошло в результате столыпинской реформы. В советские времена в наш район люди приезжали на лесозаготовки.

  10. Владимир

    Яков Кошелев -журналист ,историк краевед ,человек прекрасно знал северный край.Хорошо с ним знаком ,когда он работал корреспондентом “Опаринской Искры”.Умница ,справедливый в своих взглядах, в 80-х стал членом КПСС. Критиковал власть ,показывал недостатки ,но он любил Россию ,не хаял как М.Солонин.
    И ты Миша ссылаясь на него ,не навреди ,подумай, мог он так сказать о Вятских традициях и поговорках?

  11. Татьяна Тунгусова

    Комментарий от Елены Волынской. Казалось бы, к такому простому,лёгкому материалу о куръёзах шабурских завязался такой “исторический” спор. Да ещё с утверждением, что в наших деревнях вятских традиций и поговорок не было.Тогда надо было написать – а что же было в наших деревнях?…Жалею,что недавно начала собирать исторические данные по Шабурам,но могу сказать сейчас Вам, Михаил, СЛОВО! В наших деревнях,которым более 300 лет,сочинялись частушки,много легенд,в т.ч. про Стеньку Разина,что плыл он и по нашей Моломе и запрятал золота в “крутиках” (непроходимое место на берегу реки между Шабурами и Пахнёнками). И что пытались туда попасть, да страшно, по рассказам местных жителей – то золотой гроб,то золотая корова поблазнит…Про ассимиляцию: да, завезли к нам традицию цветочную белорусы,поросят породистых раньше не было в наших местах,по рассказам местных жителей -были свиньи, на кабанов похожие, худые и визгливые… В общем, если Вы что-то утверждаете – было или не было, конкретно примеры приводите!

  12. Татьяна Тунгусова

    Михаилу другому. Я имела в виду ассимиляцию языковую, проникновение лексики из одного языка или диалекта, говора, наречия в другой.

  13. Михаил другой

    Первое. Я не утверждаю, а сомневаюсь, что в деревнях были вятские поговорки и традиции.
    Второе. Сожалею, но я не знаток деревенской жизни. Знаю что шабурами староверы называли соседей. И поскольку село Шабуры сформировалось из трёх соседних деревень, то и название не случайное. А запольем у старообрядцев назывались отдалённые поля.
    Легенда о Стеньке Разине косвенно свидетельствует о предположении Якова Петровича. Вступлении его в КПСС я что-то не припомню.
    О традициях и поговорках он сказать ничего не мог поскольку жил в Архангельской обл. В Опарине Я.П.Кошелев проработал сравнительно мало. Позднее перебрался на юг Кировской обл.в Вятско – Полянский район.
    Третье. Своими сомнениями и высказываниями я никого не хотел обидеть.
    P.S. В своих исторических исследованиях Н.А.Яхлаков указал, что культуру выращивания цветов завезли переселенцы из Эстонии. В отношении поросят ничего не знаю, а вот Опаринская порода овец сформировалась путём скрещивания местных пород и породами завезёнными переселенцами.

  14. Аноним

    ….Не утверждаю ,а сомневаюсь,…..не знаток деревенской жизни,…..про поросят ничего не знаю….
    И в заключении:” ….никого не хотел обидеть…”. Классно сказал.Про таких говорят : “Умный? Да ,не глупый…” .

  15. Николай Мальцев

    Михаил, почитайте документы по Никольскому уезду Вологодской губернии, их в интернете достаточно. Волмановская волость в основном заселялась выходцами из Вятской губернии Котельничекого уезда. Моя бабушка родилась в 1900 г. в починке Черемуховатский, а дед в починке Избновский, так вот, они всегда считали себя Вятскими.

  16. Михаил другой

    Ну что же, уважаемый Николай Мальцев, обратимся к истории.
    https://uistoka.ru/sshabury Здесь говорится что Шабуры упоминаются уже в 1866 году, а это спустя всего 5 лет после отмены крепостного права в России. Отсюда можно предположить что жители села вряд-ли были перемещены из Котельнича и, соответственно, были вятчанами (Кстати. Вятичи – славянские племена жившие на берегах Оки. Территория современной Московской обл.)
    Справедливости ради следует отметить мои заблуждения связанные с происхождением названия села (я утверждал что шабуры это соседи. Здесь говорится что это верхняя одежда).
    В соответствии с реестром селений и жителей на 1891 год в данном селе было зарегистрировано 14 семей.
    В исторической справке об Опаринском районе http://www.visitkirov.ru/news/991/286/istoricheskaya-spravka-ob-oparinskom-rajone/ сказано что в 1663 году была основана Верхне-Моломская пустынь. Основали её выходцы из ВЕЛИКОГО УСТЮГА. Города, который никогда не имел территориального или административного отношения ни к Хлынову, ни к Вятке, ни к нынешнему Кирову! Позднее, в 1717 купцы из этого города (ВЕЛИКОГО УСТЮГА) построили на месте пустыни церковь. Этим я хочу сказать что вятские (Вятчане) никакого отношения к начальному освоению территории Опаринского района не имели. Следует отметить что уже к 1866 году в наших краях имелось порядка 40 населённых пунктов с населением свыше 2000 человек. И это, я полагаю, были выходцы из Великого Новгорода (ушкуйники попадали в Хлынов по рекам Юг и Луза. Это доказывается тем, что на территории Опаринского района, например, было 2 деревни с названием Волоковая). Так же осваивались эти территории и людьми из Владимир-Суздальского княжества. Именно они основали Великий Устюг и Осиновец (данный городок был расположен на территории современного Подосиновского района).
    В других документах, например, в исторической справке от 28.10.2019 года (фондовый каталог Кировской обл.) упоминается о вхождении нынешнего нашего района в состав: Великоустюжского и Сольвычегодского уездов, Архангельской, Вологодской и Северо-Двинской губерний. О вхождении Опаринского района в состав Вятской губернии я не нашёл ни одного документа.
    Хотелось ещё раз отметить что Опаринский, Подосиновский и Лузский районы 17 января 1941 года вошли в состав КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Мы – кировские! Так что высказывания типа “Вяцкие парни хвацкие, семеро одного не боятся” и другие присказки к ныне живущим и почившим жителям вышеуказанных районов не имеют никакого отношения.
    P.S. Уважаемый Николай Мальцев если Вы настаиваете на том, что Волмановская волость заселялась выходцами из Котельнича, приведите ссылку на соответствующий документ.

  17. Владимир

    Татьяна ты права,видишь как задело многих ,вроде разговор то начался всего лишь про Дуньку.
    Это хорошо для головного мозга,пусть пишут,спорят -главное любить Россию!

  18. Николай Мальцев

    Владимир вы молодец! Исторические изыскания действительно не дают зашлакиваться мозговым клеткам. Михаил дискутировать по поводу заселения Верхнемоломских земель мы не будем. Даже ученые – историки не пришли к единому мнению. А Ваше мнение- это интернет. Вы читали в оригинале летописи 14-16 веков в архивах? И кто их Вам переводил? Я не смог прочитать текст летописи 15 в. в архиве Вологды и думаю, что и Вы не знаете старославянский алфавит, мне пришлось доплатить архивариусу древнерусских источников для правильного понятия текста .Тем более было несколько волн заселения края. Я говорил об обратной миграции с начала 19 века. Я изучал в течении десяти лет родословную своей семьи. Искал в архивах Устюга, Вологды , Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга. Изучал фамилии свои прямых предков- Мальцевых, Гребеневых, Синцовых. Больше всего получил информации по роду Синцовых с 1648 г. Их миграция с 1648 г. Хлынов- Орлов (образовали известную династию купцов), – Котельнический уезд – Вятские починки (Вохма)- с. Красное на Моломе, д. Ольховка- Опарино. Это Михаил называется обратная миграция, я о нее и говорил. Более подробно опишу позже, а также насчет образования Верхнеимоломской обители в 1663 г.- она была образована на три столетия ранее, не верьте интернету а посидите в пыльных архивах. Не могу понять почему нам историю перевирают, а неучи подхватывают эту информацию?

  19. Николай Мальцев

    И последнее: до 1859 г. Шабуры считалось погостом. А погост в то время это центр населения, с церковью и торговым местом, на котором проходили праздничества. Миша, изучай матчасть, а не верь интернету……..

  20. Владимир

    Николай ,к кому вы обращаетесь т.е. Михаилу другому ,он всё равно вас не услышит. Историю он изучает по Марку Солонину ,а тот как известно лже историк -инагент , сбежавший за границу . Вот в чём суть.

  21. Николай Мальцев

    Возник вопрос. Моя мать Гребенева Мария Михайловна закончила 4 класса в Шабурах (с ее слов), но по официальным документам в починке Избновском, где она проживала , была начальная школа, какого ляда она должна была оканчивать школу в ШАБУРАХ, ЖИВЯ В ИНТЕРНАТЕ? ЗНАТОКИ, ВЫ ГДЕ?

  22. Николай Мальцев

    Владимир, мне по фигу как оценит Михаил мои комментарии, его можно пожалеть, а не обзывать. Я в течении примерно сорока лет не мог изучить свою родословную, пока не изучил ее. Мой предок Синцов, ефрейтор, со своими 11 минерами подорвал австрийские позиции, погибли все 12 человек, но в результате случился Брусиловский прорыв, и русские войска заняли Слуцк. Двоюродный дед Мальцев, ” Врагу не сдается наш гордый “Варяг”, был правым командором, погиб, тело не обнаружено

  23. Николай Мальцев

    Владимир,обращаюсь к Вам, а также к тетке моей Гребеневой Наталии, изучите историю, кто Вы, откуда и просвещайте этим знанием людей вокруг Вас….

  24. Михаил другой

    Странный человек Вы, Николай Мальцев. В своём комментарии от 07.08.2021 22:12 Вы предлагаете мне изучить документы в интернете (« Михаил, почитайте документы по Никольскому уезду Вологодской губернии, их в интернете достаточно…». Я последовал Вашему совету и … оказывается, в интернете всё врут.
     Хочу отметить, что приведённые мною ссылки это официальные  сайты, а не измышления Васи Пупкина. В  какой-то мере понятна Ваша позиция – я нашёл документы которые противоречат Вашим утверждениям.
    Летописи 14 – 16 века я, разумеется, не читал. Но в отличие от Вас мне известно, что старославянского алфавита не существовало. Было 2 алфавита: кириллица,  это церковнославянский (староболгарский) язык. И глаголица – его использовали преимущественно жители  Великого Новгорода. Викинги, наёмники служившие в дружинах киевского и других князей, пользовались скандинавскими рунами.
    О миграционных волнах. Миграция это массовые переселения связанные какими-то событиями. Какие такие события происходили, скажем, с 16 века по наши времена? Разумеется, сравнительно массовые перемещения людей связаны с деятельностью Петра I. Но, это военные действия и строительство новой столицы. Далее. Пугачёвщина. По предположению Я.П.Кошелева какая-то часть разгромленного войска обосновалась в нашем, тогда ещё глухом районе.
     Отмена крепостного права. В соответствии с распоряжением императора каждой освобождаемой крестьянской семье государство обязалось выделить по 5 гектаров сельхозугодий. Землю для этих целей выкупали у помещиков. Но возникший спрос спровоцировал рост цен на угодья. Высокая цена способствовала перемещению крестьянских семей на государственные земли. Территория нынешнего Опаринского района тогда являлась государственной собственностью.
    Столыпинская реформа. Здесь всё ясно. Перемещались семьи из Эстонии, Беларуссии и других мест.
    В советское время массовые перемещение сельского населения пришлись на хрущёвские времена. Связано это с выдачей жителям деревень и сёл паспортов. Разумеется, сельчане стали покидать свои родные края.
    Вы, Николай Мальцев, упомянули о миграции своих родственников. Во-первых. История одного рода не является историей целого региона. Сообщаете, так же, о перемещении с 1648 года по целой цепочке населённых пунктов. Конечная остановка – Опарино. Это Вы называете обратной миграцией. Неужели Ваши родственники до 1648 года переместились из Опарино в Хлынов???!!!
    P.S. Брусиловский прорыв – результат планирование штабными службами соответствующей операции, а не подвиг 12 минёров на австрийских позициях.

  25. Татьяна Тунгусова

    Мальцеву Николаю от Елены Волынской. Николай,спасибо за ценную информацию по Шабурам. про погост! Сейчас открыли для просмотра некоторые архивы, и действительно,на старославянском невозможно прочитать,только местами можно догадываться.По Шабурам сплошь “белое пятно” по истории заселения.

  26. Николай Мальцев

    Михаил, миграция Гребеневых, а коих в Опаринском районе немало, происходило также с Котельнического уезда. Если нужны подробности, перешлю Вам в личку. Еще раз повторяю, изучайте Михаил матчать. насчет алфавита, старославянский он или нет,мне пофигу, ничего в нем я без переводчика не смог прочитать.

  27. Михаил другой

    Для того что бы прочитать текст надо знать язык, а не алфавит.

  28. Аноним

    Михаил другой ,ты что то не догоняешь ,совсем отстал.Гордость или тщеславие не дают успокоиться.