Поэтический сборник «На жизненном пути» издан Никанором Алексеевичем не в единственном экземпляре, так как тот, что он подарил своей ученице и коллеге Евгении Александровне Ванеевой, уже копия. А где же первый экземпляр? Кому он его передал? Вопрос этот остается открытым. Сборник по формату небольшой – всего 70 страниц, на которые Никанор Алексеевич сумел вместить весну и осень, войну и мир, молодость и старость, природу родного края и истинную любовь к своим землякам. Моя попытка прочитать это сборник всего лишь отправная точка для тех, кто решится сделать следующий шаг в изучении поэтического наследия Почетного гражданина поселка Опарино Н.А. Яхлакова. У каждого из нас свои взгляды на жизнь, свои оценки происходящего, свое мировоззрение, свои пути-дороги, которые легко разбить на стадии, то есть этапы познания. Именно этому посвящена вышедшая 30 апреля 1845 года философская работа Сёрена Кьеркегора. Книга о стадиях жизненного пути открывается предисловием от имени Илария Переплетчика.
Некий писатель послал Иларию значительное количество книг для переплета, однако его работа затянулась так долго, что в это время писателя настигла смерть. Этот эпизод чем-то напоминает мне историю издания исторического очерка Никанора Алексеевича Яхлаква «На водоразделе». Тогда переплетчик решил отложить работу над оставшейся частью бумаг на будущее. И опять аналогия – не получившие развития очерки Никанора Алексеевича. Поскольку писатель никогда не требовал рукописей обратно, Иларий сделал вывод, что они не представляют особенно большой ценности, и работу можно отложить? Через некоторое время Иларий снова взялся за рукописи, но обнаружил, что не понимает большую часть их. А автора-то уже рядом нет, да и время упущено! Не случилось бы так и с литературным наследием Никанора Алексеевича Яхлакова?
Поэтому сейчас должен повторить слова благодарности Евгении Александровне Ванеевой, которая сохранила и передала Опаринской центральной библиотеке свой экземпляр поэтического сборника Н. А. Яхлакова «На жизненном пути». Это обстоятельство предоставило возможность читателям попытаться заглянуть, а что же такого скрыл Никанор Алексеевич за этой заветной обложкой? А он сразу в лоб: «Ждать суленого все мы устали», «И грызли вовсю мы науки гранит, весной нас на улицу манит, Птички в садике поют, Девчата под окнами снуют», «Здравствуйте, Федор, Никита, Ефим, Сидор, Гаврила да дядюшка Клим! Письма моего вы, должно, заждались»… а в письмах обыкновенная жизнь.
«Позавчера получил Ваше личное послание, – сообщает мне Яхлаков, и долгожданное приложение (газеты с его материалами). По укоренившейся привычке отвечаю в порядке затронутых вопросов. Да, к печатному слову я касательство имею. Будучи политработником РККА, писал в окружную газету СибВО «Красноармейская звезда», а в 1927 году в 9 железнодорожном полку организовал выпуск газеты «Сигнал» на стеклографе. В Опарино – в «Советскую мысль» (Устюг), «За коммунистическое просвещение» (ныне «Учительская газета»), «Правда Севера», «Советское искусство», «Кировская правда» и однажды в «Двинскую правду» (по просьбе редакции). В «Опаринскю искру» со дня её основания и по сее время, а когда мы были в «мурашинском плену» – в «Знамя труда». В общем – более полусотни лет.
Мне повезло познакомиться с его отдельными письмами, стихами, статьями, корреспонденциями. Несколько материалов Яхлакова готовил к печати. Но мне всегда было интересно прочитать, о чем писал Никанор Алексеевич в годы становления Опаринского района. В этом опаринцам, в том числе и мне, помог наш земляк Сергей Буяков, который отсканировал 570 номеров газеты «Опаринская искра» на 1941 – 1959 годы. Читаю заметки Никанора Алексеевича о благоустройстве поселка, о работе учащихся на колхозных полях, о культурной жизни Опарино, о людях труда, долга и чести. И вдруг неожиданный всплеск: на страницах газет стали появляться критические материалы: фельетоны, басни то под фамилией Яхлаков, то псевдонимом, под которым легко читается автор.
Когда все в жизни невпопад
И быт уводит от искусства,
Во мне задумчиво бурлят
Патриотические чувства.
Вот так же, как москвич Андрей Широкоглазов, вглядывался Никанор Алексеевич в быт, в искусство, в жизнь и будил в себе патриотические чувства. Так его осенила мысль попробовать себя в области сатиры. Существует же такое понятие: и смех, и грех. А нельзя ли их объединить и высмеять грех, выставить напоказ, добиться, чтобы грех уходил из нашей жизни? Конечно, не сразу, конечно, не через год, но уходил. Смех и грех – это смешное и грустное, смешное и трагичное одновременно. Смех открывает в одном другое: в высоком низкое, в торжественном будничное. Мы смеемся над тем, что само по себе смешным не является. Вспомним знаменитую цитату русского писателя Николая Васильевича Гоголя из комедии «Ревизор»: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Но появилась она, заметьте, только в конце комедии, когда стало ясно, что Хлестаков никакой не ревизор, а обычный прохвост. В коротких рассказах, повестях, очерках и сказках писатели высмеивали бюрократов, взяточников, подхалимов, самовлюбленных гордецов, щёголей и ханжей. Но, к сожалению, их и сегодня не становится меньше.
Никанор Алексеевич Яхлаков тоже ринулся в бой. Даже в «Опаринской искре» открыл свой отдел «Окна сатиры Фомы Протиры». Насколько чисто Фома протирал житейские и официальные окна, сказать трудно, потому что «окна» закрылись, а их «герои» продолжат здравствовать. Основной литературный жанр, который выбрал Никанор Алексеевич, – басня. Мы привыкли к басням Крылова и Михалкова – они написаны в стихах, хотя есть немало басен и в прозе. Но в стихах басни быстро входят в быт, и потому кажется, что басня самый простой литературный прием. Но это не так. Посмотрите, например, басню Крылова «Мартышка и очки». Сначала автор рассказал нам сказку о мартышке, а потом пишет отдельно: «К несчастью то ж бывает у людей…» и подводит итог своей истории. Такое подведение итогов характерно только для басни. Её итог – мораль.
Мы не часто обращаемся к сатирическим наклонностям Никанора Алексеевича, который вместе с баснями писал в стихах даже фельетоны. Фельетон – особый жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало, и непременно актуальность. «Фельетон, который мы хотим предложить читателю, – пишет в газете «Опаринская искра» 25 ноября 2008 года бывший директор Опаринского краеведческого музея Татьяна Николаевна Суханина, – написан в 1933 году и должен был звучать с большой сцены в программе, посвященной 9-летию комсомола, в эпизоде, где по замыслу сценариста рассказывалось, как активна была молодежь 30-х годов в общественной жизни района. В частности, в то время были очень популярны у населения выступления агитбригад. В репертуаре, главным образом, были злободневные темы в форме стихов, песен, сценок высмеиваемых пороки общества».
В качестве иллюстрации к этому эпизоду участникам художественной самодеятельности нужно было театрализовать данный фельетон. Но, к сожалению, исполнителей так и не нашлось. А жаль. Уж очень актуальна проблема, затронутая ещё 75 лет назад. С баснями таких экспериментов не производили. Как часто мы забываем, что басни несут в себе нравственное начало. Нравственная характеристика людей и их качества в басне показаны через аллегорию, нам должно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе и особенно для маленьких детей. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть. У фельетона, казалось бы, та же задача, только сама подача материала меняет форму, как будто басня – это строгая бабушка, а фельетон – естественно, модный да ладный унтер-офицер.
Но вернемся к публикации Татьяны Николаевны Суханиной. Прочитайте её внимательно. Прочитайте несколько фраз без смеха и иронии – а получился настоящий коротенький, но емкий фельетон. «Для примера, – продолжает Суханина, – давайте поразмышляем над несколькими цифрами, с ними мы познакомились в одном из октябрьских выпусков «Опаринской искры»: «В 2007-2008 учебном году в целом по району в 117 кружках и 16 секциях занималось 1739 (!) учащихся». Все бы хорошо, показатели отличные, но как-то совсем не увязывается со статистикой 2007 года, утверждавшей, что в 2007 году в районе проживало 1403 школьника, а в 2008 – ещё меньше. И даже если предположить, что каждый школьник района приобщен к творчеству, то куда подевались ещё 336 учащихся? Вот ведь задача! Впрочем, это всего лишь предисловие к фельетону Н.А.Яхлакова «О горячих головах и дутых рапортах».
Здравствуй, секретарь!
– Здорово, председатель…
– Уж больно кислый нынче ты, приятель.
Или не веселят дела?
Уж не комиссия ли выговор дала?
– Ой, что ты! Нет, дела бы ничего.
Да, знаешь ли, того…
Запала думка в голову одна
(Чтоб ни покрышки ей ни дна).
Ну, положительно мне не дает покою.
Уж от тебя-то я не скрою:
Не сплю ночами, весь в поту верчусь,\
О чем ни думаю – все к ней же ворочусь.
А что за думка? Вот занятно.
– Ужели непонятно?
Иль не читаешь ты газета?
А сельсовета ещё пред.
– Ну, врешь, газеты я читаю
А вот про что не понимаю.
– Постой. Видал, там пишут рапорта?
Ведь все о чем-нибудь да рапортуют.
А мы с тобой не пишем ни черта.
О нас не знают там и не толкуют.
– Да, прав ты, было б знатно
И надо полагать, приятно
Прочесть в газете о себе.
Когда напишут о тебе.
Что у тебя дела на «ять»
И опыт, мол, другим не плохо б перенять?
– Об этом я ведь и толкую.
Я, брат, во сне то уже рапортую.
– Все это так, но чем рапортовать?
О чем? Да хоть о том, что вербовать
Рабочих в лес мы кончили досрочно.
И все колхозники пятнадцатого точно
Отправились пилить, рубить, заготовлять.
Садись-ка рапорт составлять…
– Постой, но ведь у нас в лесу лишь половина.
– Тьфу, этакий ты дубина!
Подумаешь, великая беда.
Да разве рапорт твой проверит кто когда?
Садись скорее и пиши, не шабарши.
Х Х Х
Смысл сей побасенки тому лишь непонятен,
Кому такой вот дутый рапортец приятен,
А их теперь у нас немало завелось.
Кой-кто их пишут на авось.
– Авось пройдет, глядишь, и ладно.
Такие липы-рапорта
Насчет рабсилы, сева и скота,
О зяби, хлебе, целине,
Зимою, летом, по весне.
И будут нам писать, пока
Мы не намнем за них бока
Всем тем, кто любит обмануть,
Втереть очки и увильнуть
От настоящей боевой работы,
Не проявляет кто заботы
О деле, вверенном ему.
Все это написано Никанором Алексеевичем в ноябре 1933 года. На вторых Яхлаковских чтениях была сделана попытка перелистать страницы поэтического сборника Никанора Яхлакова «На жизненном пути». Прозвучало несколько стихотворений из его подборки. На общем литературном фоне несколько неожиданным было очень выразительное и эмоциональное выступление Елены Юрьевны Блиновой, которая прочитала фельетон об адвокате. В этот произведении Никанор Алексеевич, видимо, как педагог, поднял острые вопросы воспитания детей. И как продолжение этого заинтересованного разговора прозвучало выступление библиотекаря-методиста Н.В. Грабовицкой. Надежда Витальевна отметила, что художественные произведения, в том числе и местных авторов, учат детей любит друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории.
Мы с вами начали этот разговор с сатирического начала в поэтическом творчестве Никанора Алексеевича. Если вы внимательно почитаете его стихи, то непременно почувствуете что-то общее с поэзий Твардовского и неповторимым талантом баснописца Крылова. Зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. Басня известка, как один из самых древних видов литературного жанра. Первоначально аллегория использовалась в народном творчестве в притчах и байках. До сих пор живо ярко выражение: не рассказывай мне басни. А Никанор Алексеевич не послушался и стал писать и рассказывать басни. В басне такие понятия, как справедливость, мир, душа, честь, жадность, хамство изображаются в виде живых существ. Вот одно из них.
На углу Рыночной площади польского городка Торуни можно увидеть бронзового ослика. Это не просто скульптура для украшения города, история её ведет в глубь веков. С XV до XIX века на Рыночной площади рядом с Ратушей стоял традиционный позорный столб в виде колонны, служившей местом наказания для провинившихся горожан. В XVII веке на этой же площади был установлен деревянный осел с высокими жестяными гребнями на спине. На радость местной публике на него сажали провинившихся торуньских солдат, к ногам которых привязывали свинцовые грузы для усиления боли. Оригинальный ослик простоял до 1797 года. Новый, бронзовый ослик, был установлен в 2007 году в память о том самом деревянном осле. Вот только сейчас на него добровольно взбираются многочисленные туристы. Как видим, ослы не перевелись не только на Руси.
А вот другой сюжет и другие «герои».
К счастью, их сегодня за прилавком почти нет.
Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам самиздатовского поэтического сборника Никанора Алексеевича Яхлакова «На жизщненном пути». Теперь я уверен: если на вашем жизненном пути встретятся трудности, неприятности, грубость, чванство и хамство, вы будете знать, как вам поступить. У вас есть право высказать свое мнение, насколько удачным был сделан мною этот поэтический обзор, дополнить его своими суждениями и мыслями. Я буду вам за это сердечно благодарен. И в заключение я вновь предоставляю слово Никанору Алексеевичу.
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 1
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 2
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 3
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 4
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 5
С поэтическим творчеством
Н. А. Яхлакова знакомил
Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Николай Николаевич, браво! Как всегда увлекательно и образовательно написано! Биографию большого человека Вы так живо и интересно переплели с днем сегодняшним, что читая трудно оторваться . Светлая память Н. Яхлакову!