Мое первое знакомство с Ю.В. Кропотовым было заочным, и началось с его научных статей о выдающемся ученом, изобретателе радио А.С.Попове – «Кронштадт – колыбель радио», и об острове Гогланд в Финском заливе, на котором в районе Церковного мыса были обнаружены следы стоянок времен каменного века. Какое совпадение: основа самого острова Гогланд – гранит. Эта увлеченность мне понятна, потому что Юрий Васильевич один из постоянных авторов журнала «Радио».
Помню, с каким трудом в советское время я выбивал через горком КПСС подписку на это издание для сына, который занимался радиотехникой. Сейчас эта увлеченность стала его профессией. Кропотов – член Совета ветеранов службы связи Военно-Морского флота России. И не просто член, а деятельный участник. На церемонии подведения итогов Всероссийского конкурса «Бегущая по волнам», которая проходила в Зале Полководцев Центрального музея Великой Отечественной войны 24 ноября 2010 года, отмечена работа Ю.В. Кропотова по созданию «Ассоциации морских клубов России». В 2012 году принят к действию, разработанный им план радиолюбительских мероприятий для Росвоенцентра при Правительстве РФ. Это перечисление можно продолжить рассказом о его работах на легендарном крейсере «Аврора».
Можно было бы еще много говорить о его увлечениях и пристрастиях в Военном флоте, но понимаю, военная тематика не всегда открыта для широкого читателя. И в этом отношении вопросов нет. К счастью, военная профессия не только не мешает ему быть просто историком, а наоборот, сделала его краеведом и путешественником. И этим он нам особенно интересен. Казалось бы, ему с детства знакомы Опарино, Молома, Нижний Починок, а он вновь и вновь организует экспедиции по вятским и архангельским рекам. Для того, чтобы эти пути-дороги были привлекательны и для других, Юрий Васильевич разработал три водных маршрута под общим названием «Голубые дороги Русского Севера». В 2013 году он со своими сподвижниками из Опарино прошел на байдарках от поселка с символическим названием Октябрь – деревни Лодейно Подосиновского района, родины дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева, до старинного русского города, ровесника Москвы, Великого Устюга. Кропотов считает, что именно путешествие по рекам Русского Севера может сделать Опаринский район привлекательным для туристов, не чуждых спорту и экстриму, так как места, по которым оно будет проходить, интересны не только с точки зрения природных красот, но и с исторической.
«При всей необъятности нынешней России есть на ее просторах регион, который на картах отдельно никак не выделен, – пишет в своей книге Анатолий Вылегжанин, – но, когда мы называем его, сразу представляем не только место, а даже и довольно точные границы. Регион этот – Русский Север. Так условно, но со значением высоким, чувством исторической весомости, называем мы целую страну в стране – между 58-й и 68-й с севера параллелями, финской границей на западе и Уральским Камнем на востоке. А это значительные части Кировской, а также Пермской, Костромской, Ленинградской областей, целиком Вологодская и Архангельская, часть Карелии, вся Республика Коми, Коми-Пермяций и Ненецкий автономные округа».
Туристическими фирмами Кировской области разработаны увлекательные маршруты, которые знакомят гостей области с историей и культурой Вятского края. И перед нами предстает знакомая и неизведанная вятская сторона. Уже опробована «Вятская кругосветка» – водный байдарочный маршрут по Вятке, проложены байдарочные маршруты «Вятские просторы» в Котельническом и «Чудеса Немды» в Советском районах. Наконец-то, благодаря нашему земляку Юрию Васильевичу Кропотову, который в рамках конкурса на право получения грантов на разработку и реализацию проектов в сфере туризма предложил программу путешествий «Голубые дороги Русского Севера», Опаринский район будет иметь свои туристические байдарочные маршруты. И он, как и положено, первым открывает эти речные дороги.
Можно с уверенностью сказать, что в Опарино немало людей увлеченных водным туризмом. Это хорошо продемонстрировал туристический слет школьников, о котором «Опаринская сорока» рассказала 14 августа 2014 года. На первом этапе на высоком берегу Моломы отрабатывались навыки и умение в преодолении препятствий пешеходного туризма. Второй этап – совершенствование техники водного туризма на байдарках. Все это было закреплено водным походом по реке Великой. Несколько дней, проведенных в этом походе, потребовали от участников умения преодолевать на надувных судах перекаты и завалы, быстро и грамотно организовывать установку биувака. Кроме этого, в рамках подготовки к категорийному водному походу проверена возможность использования и жизнеспособности байдарок в спаренном варианте – аналоге катамаранов. Прочитав эти строки, захотелось помечтать, что со временем опаринские байдарочники освоят не только Молому, но и Лузу, и Юг, своим «водным» ходом выйдут на Сухону, чтобы посетить таинственный и сказочный город – Великий Устюг. Если все дороги ведут в Рим, то все водные артерии ведут в Устюг.
Вы заметили, насколько исторически привлекателен древний град Устюг Великий? Сюда никогда не зарастет народная тропа. В своем эссе Ю.В.Кропотов представляет его так: «Великий Устюг с начала освоения края до начала 20 века – главный, водно-транспортный узел в Русском Севере. Здесь главная водная дорога, идущая из центральных районов Руси на Русский Север по Сухоне расходится: Северная Двина ведет в Поморье, по Вычегде и Лузе идут древние пути в Пермь Великую, а по Югу – в Вятские земли. Первое летописное упоминание об Устюге относится к 1207 году, когда Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212) отдал своему сыну Константину в удел (удел – от слова «делить», т.е. отдал часть княжества, – Н.Ш.) Ростов с пятью городами, среди них Устюг. При великом князе Василии (1371-1425), Устюг входит в состав Московского княжества. С 1364 по 1474 год существовало Устюжское княжество с центром в Устюге. Из Великого Устюга отправлялись в далекую Сибирь мореходы и землепроходцы – смелые, мужественные люди: Дежнев, Хабаров, Атласов, Шилов, Шалауров, Неводчиков – и другие, прославившие Россию значительными открытиями». Во второй половине XVII века в рядах государственного руководства возник грандиозный план переустройства церковной жизни Севера. Так в 1682 году были открыты две епархии – Устюжская и Холмогорская. Само слово «Устюг» звучит как песня.
Я вложил в эту песню свои слова, свою увлеченность историей, свое признание в любви.
Город наш как будто слепок
Дней минувших и веков.
Гледень – крепость, Устюг – крепость –
Наша гордость и любовь.
Никуда нас не отпустит
Звон твоих колоколов.
Славим мы Великий Устюг!
Мы делами славим Устюг –
Город мастеров!
Бываю в Устюге и в силу «производственной» необходимости – для работы в архивах, но больше для души. Раньше возил сюда своих детей, сейчас езжу с внуками. Конечно, раньше было интереснее: плывешь на пароходе-теплоходе, а берега вверх по Северной Двине сразу за Котласом – сам атлас истории. По береговым отложениям можно сосчитать, сколько веков течет эта река «издалека – долго», какие бури и в какие века бушевали над нашей планетой, как слой за слоем, словно по лестнице, поднималась наша матушка земля к солнцу. К сожалению, пароходы-теплоходы на этом маршруте такая же редкость и диковинность, как если бы мы увидели пароход «Юг» акционерного Северо-Двинского пароходного общества, отправившийся 24 августа 1858 года в 10 часов из Архангельска в Котлас. А основателями пароходства были вятские мужики – орловские и подосиновские купцы Булычевы да Грибановы. Теперь увидеть пароход можно только в кино. Да и в самом Устюге молодые начинают знакомство с городом не с Троице-Гледенского монастыря или Соборного дворища на Набережной, а едут прямиком в Вотчину Деда Мороза. Грешным делом, я и сам люблю бывать здесь. И подрастающих внуков сюда вожу на экскурсии по сказочным таинственным тропам, по ремеслам рукотворным, по Московскому зоопарку, который здесь открыл свой филиал. А если на дворе жара, то не грех заглянуть в Ледяное кафе, в котором все: и столы, и лавки, и самовар, и посуда – выполнены изо льда. Да и Дед Мороз здесь настоящий – во весь рост ледяной! Вотчина Деда Мороза это не только сосновый бор, где «леший бродит, русалка на ветвях сидит». Русалку я упомянул не случайно. Вотчина расположена на берегу Сухоны и имеет свое автономное пруд-озеро, где можно взять напрокат рыболовные снасти или просто покататься на лодке.
Здесь, в Устюге Великом, летом 2013 года закончилась первая экспедиция капитана Ю.В.Кропотова. К сожалению, мне, хотя со дня завершения водного перехода прошел год, не довелось встретить в прессе подробной информации о байдарочном сплаве команды по маршруту Лодейное – Устюг. Почти сразу после завершения похода 2014 года 2 июля мне удалось выйти на связь с самим Юрием Васильевичем. Кропотов оказался интересным рассказчиком. А позднее я познакомился с буклетом «Историко-патриотический туристический водный маршрут по рекам Пушма и Юг» – составитель Ю.В.Кропотов, фото – С.Н.Настюк. Прекрасно, что это путешествие стало темой отдельного буклета, и стоит только сожалеть, что параллельно с ним не появились в прессе путевые заметки этих авторов, которые уже много лет посвящают себя путешествиям. Буклет – это путеводитель, это приглашение к путешествию, в нем нет живого взгляда самого человека, нет его ощущений, его восприятия происходящим, нет живого общения с людьми и природой, с той же самой рекой, которая в данном случае не только водное пространство – дорога, но еще и живой организм со своими радостями и болями.
То же самое должен сказать о втором маршруте проекта «Объячево-Устюг», по которому по рекам Лузе, Юге, Сухоне, Северной Двине команда Ю.В.Кропотова начала движение 16 июня 2014 года. Байдарочникам предстояло совершить 450-километровый сплав по голубым дорогам Русского Севера. Поход успешно закончен, идет работа над новым буклетом, а путевых заметок мы так пока и не увидели. Об этом я упомянул в нашем разговоре с Юрием Васильевичем. И подчеркнул: это важно, потому что дневник путешествия создает портрет не только самого путешествия, но и рисует портреты его участников: кто эти люди, чем живут, к чему стремятся, о чем думают и мечтают. Важно еще и потому что вокруг нас лежит неосвоенный вековой пласт истории родного края. В связи с этим еще раз обращаюсь к словам красносельского педагога-краеведа Владимира Алексеевича Женихова, инициатора межрайонного фестиваля «Мы – с Моломы-реки»: «Культурный потенциал российской провинции чрезвычайно высок. В значительной части он нами еще не востребован. Ощущается острый дефицит людей-подвижников, которые бы развернули эту работу».
На снимках:
- Юрий Васильевич Кропотов;
- Осмотр байдарок;
- Добро пожаловать в Устюг;
- Буклет.
Николай Шкаредный, окончание следует…