Письмо из прошлого о Шабурской школе. Часть 5

О Шабурской школе вспоминает Елена Волынская. Окончание.

«Когда у Маниных,- у единственных на всю округу, появился телевизор, даже я ходила смотреть ” Семнадцать мгновений весны”. В доме негде было ступить, сколько приходило людей: запольских, шабурских, кокоульских.

У Котельниковой О. Я. я тоже бывала в “гостях” (училась с ее дочкой Надей). Очень гостеприимный был дом. Своя семья большая, еще и нас накормят. Все дети (семь человек) вышли в люди, из них двое учителей. Надежда Александровна Елькина много лет проработала учителем математики в Опаринской средней школе. Людмила Александровна Румянцева-живет в Эстонии, тоже преподаватель.

Школа Шабуры
Владимир Соколов, Владимир Жилин, Николай Герчиков, Владимир Третьяков

К сожалению, у нас после 8 класса не было выпускного вечера. В моем классе выпускалось двое парней и шесть девчонок. И тайком от родителей мы решили купить на выпускной спиртное. Купили и спрятали в интернате под кровать, где его благополучно и обнаружила техслужащая. Вместо выпускного вызвали родителей. И это тоже был нам урок в самой родной Шабурской школе.

Тогда, в 1975 году, я и подумать не могла, что расстаюсь со школой навсегда. Мы (оказывается) очень любим школу и своих учителей! И потом, во взрослой жизни, в чем то равняемся на них.

Школа села Шабуры
Учащиеся с директором Жилиным Г. И.

Сейчас здание, Рудаковского дома – нашей школы – рухнуло. Так как сняли железо с крыши. Наверное, в свое время надо было взять этот дом под охрану как памятник…..

На основании исторической справки Опаринского муниципального архива.

По данным переписи населения от 17 декабря 1926 г., на территории Шабурского сельсовета проживало 2868 человек; хозяйств было 576; населенных пунктов-181, из них 17 деревень: Андреевская, Бучнево, Моломский Выселок, Дуванская, Запольская, Кокоулинская, Кузнецовская, Лукинская, Мамошино, Механиковская, Молебенская, Омелинская, Слудка, Холоватка, Черемуховатская, Чупановская, Шабурская; одно сел -Шабуры; три починка – Избновский, Кокоулинский, Стрельский; 160 хуторов.

На 01.01.1992 г-на территории Шабурского сельсовета было восемь населенных пунктов: село Шабуры, деревни .Дуванное, Лукинская, Мамошино, Омелинская, Слудка, Чалбун, Шабурская; 155 хозяйств, население составило 387 человек, из них-трудоспособных – 230 человек. Были- Шабурская основная образовательная школа, Дуванская начальная школа, Шабурский и Дуванский детсады, Шабурская участковая больница, Дуванский медпункт, библиотеки и сельские дома культуры в Шабурах и в Дуванном.

P.S. ………

Отсчитала до срока кукушка.
Порвалась домотканая нить.
Деревенька моя, деревушка!
Разве можно тебя позабыть?
Ты ждала-ожидала за дымкою –
Не видать дорогих сыновей.
Вот и стала сейчас невидимкою
С неизбывной тревогой своей.
Почему же твержу неизменное,
Что родительский дом не исчез!?
Только поле седое осеннее,
Только серая шапка небес…

Анатолий Быстров

…. 2013 год.  Шабуры относятся к Стрельскому сельскому округу, население – чуть больше 30 человек. В Шабурах функционируют медпункт, библиотека, почта и магазин райпо.

Добавить комментарий

  1. basil

    Лукинская состояла из двух частей: Большая Лукинская и Малая Лукинская (Кошелево). Там жили -мой дед,бабушка, моя мама там родилась.
          Когда студенческие отряды занимались электрификацией сельского хозяйства (1969 г.), я учился в Кирове и попал туда с  отрядом.Написал домой, в Опарино, письмо. И вдруг однажды вечером приходит к нам незнакомая женщина, и говорит мне :”Здравствуйте, я ваша тетя!”Оказалось, что это мама ей сообщила.

  2. Ш.Н.Н.

    basil  Ваш комментарий еще раз подтверждает, насколько плохо мы знаем свой моломский край. Спасибо таким энтузиастам, как Е.Е.Волынская, которые пытаются вернуть нам нашу память. В  письмах  Елены Евгеньевны Волынской “Из прошлого о Шабурской школы” речь идет о деревне Лукинской, которая входила в приход Шабурской Христорождественской церкви. В 1913 году в это деревне было 23 хозяйства и проживало 147 человек. В 1924 году Лукинская вошла в состава Шабурского сельсовета и сегодня остается опаринским населенным пунктом. Правда, к сожалению, не знаю, живет ли кто сегодня в Лукинской или память о ней осталась только в названии. Вы пишете о деревнях – Большой и Малой Лукинской. После революции эти деревни сменили имена и стали называться – Большое и Малое Кошелево. Эти населенные пункты находятся в пятидесяти километрах от Шабур, если ехать в сторону Даровского.  До революции они входили в приход Чемельской Иоанно-Богословской церкви (село Красное), а сейчас входят в состав Лузянского сельского административного округа Даровского района. В разные годы мне неоднократно выпадало счастье бывать на Кошелево и даже принимать участие в проводимых там сельских праздниках. Имя свое все деревни Лукинские получили нет от лукавого, а от святого Луки. Вот Вам и “Здравствуйте, я Ваша тетя!”

  3. Василий

    А  какой  смысл  был   в  смене  названия  деревень?     

  4. Ш.Н.Н.

    Василию  Ответ на Ваш вопрос в предпоследнем предложении моего комментария.  Борьба с атеизмом в годы становления советской власти в разных регионах приобретала самые неожиданные обороты. Это мы видим и сегодня, когда в российских городах и весях переименовывают улицы, рушат памятники видным деятелям Коммунистической партии. Варварство и вчера и сегодня в моде. Пример тому: обсуждение темы переименования города Кирова в Вятку. У многих кировских предпринимателей на визитках уже сегодня на всякий случай, чтобы, как говорят, не опоздать указано двойное название областного центра Киров-Вятка. Таким же образом деревни Лукинские и превратились в Кошелево. Жили с именем святого Луки, а теперь живут от лукавого.  Ничего нового в этом нет. Мы еще не научились учиться на своих собственных ошибках. Не случайно даже учебник по истории России приходится редактировать Президенту!

  5. Людмила

    Cпасибо за воспоминания о  родной школе и огромное спасибо Елене Волынской за память.     Мы, дочери  Ольги Яковлевны часто собираемся вместе,  и вспоминая маму, вспоминаем школу и родную деревню. 

  6. Василий

    Конечно же  ответ  я  знал  и  вопрос  с  моей  стороны  в  какой-то  степени в  этом  случае  как  бы  провокационный и  думал,  что  ответят  более  молодые  читатели. Только  я  с  Николаем Николаевичем  в  одном  случае  не  согласен. Есть  переименования,  а  есть  возвращение  исторического  названия. Читаю  подтверждение  на  одном  из  сайтов: “27 июня 2012 года  решением Кировской городской думы 4-м улицам возвращены исторические названия. Улица Большевиков вновь стала Казанской, Энгельса – Преображенской, Дрелевского – Спасской, Степана Халтурина – Пятницкой.”  Явно  просматриваются  исторические  названия  с  названием  храмов. Конечно же  все  это  должна  делать  власть,  а  не  толпа,  когда  снесли  Дзержинскому  памятник  в  Москве  в  90-е  годы  или  недавно  в  Киеве  памятник  Ленину,  или  вандалы наглумились  нал  памятником  “Ленин на  броневике”. Ведь  он  имеет  и  художественную  ценность. А  там  где  памятники вождю стояли  на  месте  взорванных  церквей  (имеется  в  виду  Андреевский  собор в г.Кронштадте (в  нем  служил  св. прав. Иоанн Кронштадский более  5о  лет)  или  св. великомучены  Екатерины в  г. Пушкине  (как  вы  понимаете, является  кощюнством  или  святотатством ),  то  однозначно,  что  их  надо  убирать  или  переносить  в  другое  место,  что  и  было  слелано. 
     

  7. golubev_sergej

    Это ладно памятник.У нас в г.Фролово на месте церкви вообще стоит городской дом культуры.Его тоже убрать?Пусть все останется как есть,но страницы истории должны все это правдоподобно отразить.Я не завидую учителям истории сейчас.

  8. кекс

    Спасибо автору за интересные воспоминания. Но, дочитав до конца, плакать хочется. Россия начиналась с деревень, а что имеем сегодня: заросшие бурьяном и лесом поля, и обезлюдевшие или стертые с лица земли деревни.

  9. Доброжелатель

    sergej одно  дело памятник  богоборцу,  а  другое,  очаг  культуры,  на  который  затрачено  немало  средств. Конечно  бывают  прецеденты,  например, с    возведением  храма Христа  Спасителя, когда  пришлось  убрать  плавбассейн. Но  там  и  задачи  стояли  государственного   масштаба. И  в  Опарино  на  месте храма построили  кинотеатр. Так писала об этом«Опаринская искра» под заголовком  Широкоэкранный кинотеатр будет! (№97 от 16.08.1959) (цитата): « . . . И вот в центре поселка, на пустыре, где валялись груды кирпича от бывшей постройки да размещались грядки картофеля и овощей, . . .» И  никакого  упоминания о  постороенном народом и  на  народные  средства  храма. Ведь  память  можно  сохранить,  не  тратя  больших  средств,  в  виде  памятной  доски  на  новом здании или  креста, как  это  было  сделано  в Опарино по  чьей-то  доброй  воле в память  о  жертвах репрессий. И  новый  храм  можно  было  назвать  Алексеевским,  в  память  о  прежнем. Ведь  названия  не  просто  так  давались,  они связана  с  какими-то  событиями. Или  нам  непомнящим  иванам  все  равно, что  было  100 лет  тому  назад?

  10. Ш.Н.Н.

    Доброжелателю Спасибо за информацию. Многие старожилы Опарино говорили мне о том, что первая Опаринская церковь, построенная  на средства православных эстонцев, поселившихся и проживающих на хуторах Опаринского Переселенческого района, а также на средства, отпущенные от казны и от Монарших щедрот в количестве 1000 рублей, стояла на месте будущего кинотеатра “Заря”.  Освящена она была 30 марта 1915 года во имя святителя Алексия, митрополита Московского преосвященным Алексием, епископом Великоустюжским во служении местного благочинного (старшего священника Чемельской Иоанно-Богословской церкви в селе Красном) и других священников при громадном стечении православных. Пытался найти официальное подтверждение места постройки первого храма. К сожалению, пожар уничтожил редакционное здание и архив  газеты”Опаринская искра”, потому местные журналисты мне в этом поиске помочь не смогли. Теперь мы знаем, где и что искать – “Опаринская искра” №97 от 16.08.1959 года. Возможно, у Вас сохранился и текст информации “Широкоэкранный кинотеатр будет!”  Не могли бы Вы опубликовать ее в комментарии. Одновременно будет уточнена дата закладки здания широкоформатного кинотеатра в Опарино. 

  11. golubev_sergej

    Да в России у нас быстро умеют разрушить.А потом долго восстанавливаем.

  12. Доброжелатель

    Ну,Николай  Николаевич, и  тут  меня  достал. Я  решил  законспирироваться, чтобы  мое  имя  не  так  часто  мелькало  в  комментариях любимой  газеты.Ну  что ж, похвально. Статья  есть, читается  с   интересом,  ведь  это    история, тем  более , учась в  классе 9-м (годы  62-63), был  на  первом  сеансе. К сожалению, не  запомнил  названия  фильма. Текст  примерно  из  220 слов. Если  Татьяна  Вениаминовна разрешит,  по  вышлю  хоть  через  5  секунд. Может быть разделить  на 4-5  частей? Подскажите.Ведь формат  одного  комментария, наверное, ограничен.

  13. Ш.Н.Н.

    Доброжелателю. Ответ на вопрос, как переслать информацию “Широкоформатный кинотеатр будет” найдете в “Опаринской сороке” в моем комментарии от 8 января 2014 года.  13.15.  Заранее благодарен за содействие!

  14. Татьяна Тунгусова

    Доброжелателю. Можете выслать материал лично мне на почту ertach@yandex.ru Опубликуем в  Сороке. А то слишком длинные комментарии читать утомительно.

  15. Доброжелатель

    Прекрасно! Я  так  и  сделаю. Действительно,  большой  комментарий читать  утомительно.  А  к  статье  можно  и  фотографию  приложить. Кто  давно  не  был  в  Опарино,  с  удовольствием  посмотрят,  а  может  быть  и  вспомнят,  с  каким  удовольствием  мы  смотрели  прекрасные  фильмы  того  периода. Конечно,  очень  бы  хотелось  увидеть  фотографию  той  церкви,  что  была  на  месте кинотеатра.

  16. Татьяна Тунгусова

    Доброжелателю. А где взять фото кинотеатра? Там теперь магазины. У Вас нет старого?

  17. Доброжелатель

    К  сожалению,  старого  нет.  Снимал  летом  2012  года,  перешлю. Получается,  что  без  вывески,  что  это  к/т “Заря” .  Вроде  бы  и  недавнее  время,  а  не  сохранили  или  плохо  сохранили,  как  в  той  поговорке: “Что  имеем  не  храним,  потерявши  –плачем”  Это  я  не  к  Вам,  Татьяна  Вениаминовна,  это  я  больше  к  себе.

  18. basil

    В старом доме культуры фильмы шли черно-белые , над экраном висел плакат” Под знаменем марксизма -ленинизма, вперед к победе коммунизма!”
          Новый кинотеатр  вселял уверенность в прекрасном будущем.Сначала зрители отправились путешествовать по каналу Грибоедова в Ленинграде.А первый цветной широкоэкранный фильм назывался   необычно: “Кёр-Оглы”.

  19. Ш.Н.Н.

    Вот как далеко ушли мы в своих откровениях от Шабур. Начали с знакомства со школьными письмами из прошлого, а пришли в только что открывшийся в Опарино  широкоэкранный кинотеатр. Кстати, какого числа и в каком году состоялось его открытие?  Может быть, basil может назвать дату, если помнить, что перед первым фильмом “Кёр-оглы” (год выпукска 1960, производство студии Азербайджанфильм  ) путешествовал по каналу Грибоедова в Ленинграде. За пять лет учебы в городе на Неве мне довелось много раз путешествовать по каналу Грибоедова, а вот фильм “Кёр-оглы”, благодаря его подсказке, впервые посмотрел с удовольствием сегодня. Конечно, он сделан прямолинейно и несколько наивно, но ведь в нем показаны события далекого прошлого – 1600 год. Первые кадры этой киноленты мне напомнили кадры, снятого через 10 лет режиссером Владимиром Мотылем, фильма “Белое солнце пустыни”: голова Кёр-оглы и голова Саида – Спартака Мишулина. Оба фильма – история, героическая драма, рассказывающие о героизме простого народа. И объединяют эти работы не головы, а любовь и верность. Мне не доводилось до сегодняшнего просмотра видеть фильм режессера Гусейна Сеид-заде, но когда для освобождение родной земли сабли в руки берут  даже девушки история переходит в чувство патриотизма. И тогда мы, как и конюх Кёр-оглы, смело идем на крепость. Еще раз спасибо за подсказку! А учителям истории, которым не завидует golubev_sergtj, одно пожелание – рекомендовать  ребятам своих классов почаще смотреть такие фильмы, а после просмотра проводить их коллективное обсуждение. Почему-то сегодня об этой форме работы в школах забыли. И здесь нет вины в том, что во многих населенных пунктах нет кинотеатров. Зато есть друг и советчик – телевизор! Фильмы-то мы все равно смотрим! Значит, есть о чем поговорить. Вот мы и вернулись в школу.

  20. golubev_sergej

    Согласен Николай Николаевич.Учителям истории преподавать тяжело,особенно сегодня.Учебник истории за последние 20 лет переписали много раз и никак не придут к общему знаменателю.