Пестерь. Часть 1

Берестяный пестерь томился многолетним бездельем, лежа в подкрышном углу полутемного чердака деревянного дома маленькой деревушки Стеринцы, приютившейся в не знавших лихого топора вятских лесах. Хотя он не мог видеть и слышать самостоятельно, но обладал способностью запоминать события и понимать любого человека, находящегося от него не далее пяти-шести метров. Также он не умел связно мыслить, но если событие повторялось, то, улавливая логику, корректировал память. Запомнив хронику своего пребывания где-либо и с кем-либо, потом, находясь один, мог перебирать в памяти всё, чему был свидетелем. Кроме того, вместе с информацией к нему приходило чувство переживания: радость, печаль. Его собственным чувством было осязание: он мог самостоятельно ощутить прикосновение к себе, свою поклажу или место, где он лежит. За долгую активную жизнь, когда он был нужен людям, его память накопила немало всего.

Проводя время в полудреме, он старел, покрываясь пылью и паутиной, перебирая свою жизнь, с каждым годом теряя из памяти мелкие подробности её, а то и целые события. Иногда они снова возвращались к нему: всё – как на ладони, кроме одного. Он никак не мог вспомнить имя своего мастера – человека, который его сотворил. И это было его неожиданным мучением: забыть имя своего отца.

Себя он помнил возникшим на столярном верстаке прямоугольным коробом из клеточек – переплетенных желто-оранжевых полосок, с откидывающейся крышкой. К задней стенке пришиты две широкие простроченные холщовые полосы. Рядом с ним сидит мужчина лет шестидесяти с обветренным лицом, окаймленным русой бородой с проседью, немного впалыми щеками, внимательным взглядом глубоко посаженных глаз, одетый в пеструю домотканую рубаху. Он сосредоточенно, тыкая шилом в его макушку, пристраивает тонкий шнур, как потом оказалось, для крепления крышки при закрытии. Покрутив пестерь, с удовольствием понюхав березовую свежесть, дунув в него, мужик хмыкнул: «Хорош пестерёк, не продует ветерок», – и поставил его в прохладный, пахнущий медом и мукой амбар, около двери. Здесь он и проводил время, когда не было в нём нужды.

Читайте также:  Им повезло – они пришли живые

Верстак стоял у стены амбара. Под верстаком на доске лежали топоры: столярный – небольшого размера, побольше – для раскола и грубого тесания. На полке над верстаком был разложен различный инструмент, потребный для изготовления изделий из дерева: пилы – ножовка и лучковая, ножи – с прямым лезвием и косячок, рубанки плоского строгания и для отбора угла, пёрки разных диаметров, коловорот для них, стамески плоские и полукруглые и другая мелочь, без которой нельзя обойтись при производстве столярки или сельскохозяйственного инвентаря. Образцы этого инвентаря были налицо: на стене висела коса с кривым косовищем, слева от верстака к заплоту были прислонены грабли и трехрогие вилы из молодой березки. Тут же стояло точило, состоящее из круглого камня-песчаника на металлической оси с ручкой. Под камнем – корыто с водой для охлаждения. Каркас вверху заканчивался доской-скамейкой, где при заточке кос сидел точильщик. В амбаре стоял токарный станок по дереву с набором разнообразных резцов.

Стена амбара была частью замкнутого двора, куда выходили двери в сени дома, погреба и помещений для скота, а также проход в огород и к колодцу. Во двор спускался взвоз на сеновал. Продолжением стены амбара к огородной калитке был заплот из плах. Часть двора у заплота занимали дрова в разных стадиях готовности: березовые кряжи, отпиленные тюльки и кучка колотых поленьев. Стояли козлы с двуручной пилой. Справа к амбару под прямым углом примыкал короткий заплот с въездными воротами и проходной калиткой с улицы. Во дворе не выветривалась смесь запахов коровника и деревянных стружек-опилок, особенно летом.

Проходили дни, пестерь скучно стоял, вертя в памяти то немногое, что получил от разговоров и мыслей мастера и посещавших его людей.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

  1. basil

    Технический прогресс приносит множество новых слов. Но старые слова тоже интересны, поскольку это история.
    Мои родители косу называли -“литовка” ,а косу с кривым косовищем- “горбуша”?Коловоротом сверлил отверстия в дереве(старославянское слово”коло” -означает круг).Тут все ясно.
    Моя бабушка была родом из Белоруссии,с сестрами она часто говорила на родном языке.Но про “заплот” от нее ни разу не слышал, могу только догадываться.

  2. maman

    Возможно,не раз слышали:”заплоти калитку”-вот это оно и есть.Интересно читать,почему-то вдруг подумалось-в районе есть такие Мастера?

  3. кекс

    Интересно повествование от имени пестеря, похоже на сказку ) А кто автор?

  4. Татьяна Тунгусова

    На первой странице имя стоит.

  5. кекс

    Простите, пролистнул )

  6. Татьяна Тунгусова

    Посмотрела в словаре редких и забытых слов В. П. Сомова. “Заплот – забор”. В качестве примера – цитата из А. С. Пушкина: “Выстрелы сыпались подобно дроби. В крепости падали не только люди, стоявшие на виду, но и те, которые на минуту приподнимались из-за заплотов”. (История Пугачева).

  7. Татьяна Тунгусова

    Мастера еще есть. В поселке Опарино лапти, пестери и корзины плетет Николай Григорьевич Козлов.