Памятник прошлого века. Окончание. Часть 25

Взгляд назад

Встреча с вышкой

Как я уже отмечал в предыдущих публикациях, Черемуха долгие годы была тесно связана рабочими контактами со строительством и содержанием железной дороги. В годы строительства Печорской магистрали отсюда из карьера на отсыпку полотна шла гравийно-песчаная смесь. Позднее Лимендский леспромхоз поставлял на железные дороги Союза шпалу. Иногда на нижнем складе леспромхоза ее было так много, что создавалось впечатление, что здесь только шпалу и пилят. Это подтверждает и публикуемый сегодня снимок, который я сделал в середине 70-х годов. Шпала – еще один веский аргумент, что здешние леса высококачественные, так как на шпалу слабую древесины не пилят. А поставлялась она из Черемухи даже на Дальний Восток!

Шпалы готовы к отгрузке с нижнего склада Лимендского леспромхоза
Шпалы готовы к отгрузке с нижнего склада Лимендского леспромхоза

Станция Черемуха, как уже отмечалось, имеет прямое отношение к становлению Печорской железной дороги: здесь было открыто первое на котласском крыле паровозное депо, которое работало до 1949 года, когда на станции Сольвычегодск было построено стационарное, а не временное, как в Черемухе, паровозное депо. В 1942 году в Котласе было сформировано управление Северо-Печорской железной дорогой. Из Ленинграда сюда в полном составе был переброшен аппарат Ленинградской железной дороги, который в условиях блокады не мог выполнять свои функции. Первые годы штаб дороги ютился в Котласе в шести неприспособленных зданиях. В 1950 году началось строительство специального здания под управление дороги. К 1 мая 1954 года службы управления разместились в отведенных им кабинетах. Сейчас это здание занимает железнодорожная школа-интернат.

Годы круто изменили не только облик станции Черемуха и поселка Черемушский. Другими стали и параметры Сольвычегодского отделения дороги. Его эксплуатационная длина долгие годы составляла 721.9 км. По итогам 2005 года по сравнению с 2004 годом только общая погрузка нефти здесь возросла более чем 120 раз. Это связано с тем, что в районе города Котласа на станции Приводино открыт нефтеналивной терминал. Ежегодный грузооборот отделения составляет более 14 миллиардов эксплуатационных тонно-километров. Общая погрузка – более 7 миллионов тонн в год. Сегодня Сольвычегодский регион (а уже не отделение) Северной железной  дороги обслуживает юг Архангельской области, часть Вологодской и Республики Коми. В сторону Кирова он доходит до станции Пинюг. Общая протяженность пути возросла до 1670 километров. Из 65 станций, которые находятся в ведении региона, 43 предназначены для грузовых перевозок.

Хотел бы отметить, что и в строительстве северной магистрали, и в ее эксплуатации в разные годы активно участвовали вятчане. В годы репрессий их ссылали сюда для исправления и перевоспитания трудом во имя социализма. Среди них оказался и старший священник Чемельской Иоанно-Богословской церкви села Красного Леонид Иванович Шергин. Ему уже не было суждено вернуться с этой северной новостройки. Репрессированных везли на Север под конвоем; другие ехали на работу на станцию Сольвычегодск, как фронтовик, кузюкский  механизатор Афанасий Дмитриевич Шишмаков, добровольно. И сегодня в коллективе локомотивного и вагонного депо станции Сольвычегодск немало кировчан. Их влечет сюда не только романтика дальних дорог, но и приличная зарплата, которая в 2015 году в среднем по региону составляла  45 тысяч рублей. Спешат по железнодорожным путям северные составы с нефтью, каменным углем, лесом, бумагой и картоном, различными химикатами. А первые паровозы с котласской стороны ушли на Печору и Воркуту из Черемухи. И это уже история.

Радиорелейная вышка в Черемухе
Радиорелейная вышка в Черемухе

Когда едешь из Коряжмы в Черемуху, то первым объектом в поле зрения вырисовывается стоящая среди сосняка радиорелейная вышка. В те годы, когда не было мобильной связи, появление этого «чуда техники» в нашем регионе сулило большие преимущества, а главное – появилась на первом этапе весьма дорогая, но надежная и устойчивая связь нашего региона с внешним миром. Конечно, она и сегодня не потеряла своей актуальности, так как обеспечивает правительственные и военные каналы, предоставляет услуги крупным предприятиям. Недалеко от этой главной вышки недавно поднялась еще одна – вышка сотовой связи. К Черемушскому от автотрассы Котлас-Сыктывкар проложена асфальтированная  дорога. А дальше уходит обустроенная грунтовая трасса в сторону Вилегодского района и Христофоровой пустыни, которую коряжемцы посещают не только по большим праздникам. Так что и в Черемушский и через Черемушский идет поток легковых машин в разном направлении и в разное время суток.

В этом доме живут работники радиорелейной станции
В этом доме живут работники радиорелейной станции

Вот такой получается парадокс: леспромхоза в Черемушском нет, работы практически никакой, а поселок растет, строится, обновляется. Все это вы увидите на публикуемых снимках. Заслуга в этом главы Котласского района Светланы Николаевны Бральниной, которая обустройству поселений уделяет большое внимание. Это благодаря ее напористости природный газ пришел в поселок Шипицыно, обновляется и прихорашивается древний город Сольвычегодск, появились новостройки в Приводино, Курцево, Куимихе и других населенных пунктах района. Все это, в том числе и создание зон отдыха в котласских деревнях, позволило сократить отток сельского населения. Это можно проследить и на примере поселка Черемушский, в котором мы задержались с одной единственной целью – здесь состоялась наша встреча с человеком, который поможет нам ответить на вопрос Василия Александровича Дударева, поставленый им в письме «Памятник прошлого века», опубликованном в «Опаринской сороке» 29 марта 2013 года: «Неужели, в самом деле, в Опаринском районе после войны нашли нефть, и вышка предназначалась для ее добычи? Для речки Осиновки это могло стать настоящей катастрофой. Снимок датирован 1953 годом». Этот человек – Василий Александрович Балыбердин.

Новый микрорайон поселка Черемушский
Новый микрорайон поселка Черемушский

Вот и пришел мой пассажирский поезд 1953 года на станцию Опарино. Я намеренно опускаю многие страницы  того далекого прошлого. А как хотелось бы рассказать о театре ГУЛАГа, что работал в Княжпогосте, или научных открытия  врача-узника Печорлага Григория Михайловича Данишевского. О таких руководителях  строительства, как Василий Арсентьевич Барабанов, и сегодня говорят с уважением. В 1933 году Барабанов в числе руководителей Дмитровского  исправительно-трудового лагеря ОГПУ был исключен из партии «за сокрытие кулацкого происхождения», а в апреле 1935 года освобожден и выслан с семей на Север. Назначен начальником промысла Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря НКВД в городе Ухте, с ноября 1936 года возглавил строительство железной дороги Воркута – Усть-Уса. За строительство Цимлянской ГЭС В.А.Барабанов награжден орденом Ленина и удостоен звания Героя Социалистического Труда. Только перечень этих знаменитых имен занял бы десятки страниц. В начале 1990-х годов инициативная группа пыталась добиться присвоения имени Барабанова одной из улиц Воркуты. Не получилось.

Будем считать, что и мне не получилось рассказать о своем путешествии 1953 года в полном объеме. Поэтому остальной путь от станции Черемуха до Опарино вам предстоит проследовать каждому на своем поезде. Может быть, когда-то я вернусь к этой теме, и непременно рассказу о том, когда впервые заговорили о строительстве железной дороги на Север. Было это в 1912 году, и предложила его группа российских предпринимателей. Чуть позже, в 1915 году, собственный проект строительства железной дороги выдвинул известный архангельский художник А.А.Борисов из Красноборска. Но в 1916 году эти проекты были отклонены. Вместо этого американцы получили концессию на строительство Камско-Печорской железной дороги. Но это уже другая история.

А пока напомню, что Василий Александрович Балыбердин родился на станции Черемуха 20 июня 1954 года. В 1955 году семья Балыбердиных переехала в Опарино.

Так начиналась Печорская магистраль
Так начиналась Печорская магистраль

Сорок пять долгих лет шел Балыбердин к своей вышке – высшему образованию, закончив в 1997 году Кировский государственный педагогический институт по специальности – учитель географии. А между датами рождения и получения диплома – большая, насыщенная событиями жизнь неординарного человека. Звание педагога идет не от высшего образования, а от душевного настроя человека. Поэтому свою педагогику он строил на взаимоотношениях с детьми: вел судомодельный и краеведческий кружки в Доме пионеров, ходил со школьниками в походы, возглавлял краеведческий клуб «Вятич». И постоянно работал сам над собой, совершенствуя свои познания. Василий Александрович хорошо знал историю родного края. Но это, как говорят, лежит на поверхности. А ему еще хотелось заглянуть в толщу земли и проследить, как формировалась наша планета. Он пишет: «Чтобы суметь разобраться в геологическом прошлом территории Опаринского района, приходится заглянуть в самые глубины исторической геологии и проследить историю формирования современного облика Земли с возрастом более 4 миллиардов лет».

Подробный рассказ о Василии Александровиче и его практических работах впереди. А сегодня мы обратим внимание лишь на ту его часть, в которой звучит ответ на вопрос Василия Дударева, поднятый в «Опаринской сороке» 29 марта 2013 года в письме «Памятник прошлого века».

«В послевоенные годы, –  пишет в своем исследовании В.А.Балыбердин, –  в северных областях Русской платформы было начато опорное бурение с целью более основательного и детального изучения отложения осадочного чехла и разведки нефтегазовых горизонтов. В городах Вологде, Шарье, Котельниче, Котласе был заложен ряд опорных скважин с глубиной бурения до 2 и более километров. По линии Котельнич – Котлас опорная буровая скважина была заложена в п. Опарино. До настоящего времени на правом берегу реки Осиновки находится металлическая вышка и полуразрушенный фундамент бурового оборудования. Буровые работы на Опаринской опорной скважине велись с 1954 по 1957 годы. Были вскрыты значительные толщи осадочного чехла, накопившиеся здесь за миллионы лет. Глубина осадочного чехла в районе поселка Опарино оказалась 2222 метра, именно под такой толщей осадков был достигнут кристаллический фундамент платформы».

опаринская вышка 1954 года на речке Осиновке, к которой мы так долго ехали
Опаринская вышка 1954 года на речке Осиновке, к которой мы так долго ехали

«В последние годы (мне не удалось установить дату написания Балыбердиным этой работы, – Н.Ш.) геологоразведочные работы проводятся в основном на разведку подземных вод и наличие гравийно-песчаных смесей. Более масштабные геологоразведочные работы не проводятся. К сожалению, нужно отметить, что нет координатора буровых работ. В этом можно убедиться по состоянию буровых скважин при разведке подземных вод. Не ценим мы то, что пока имеем в избытке. Вот уже 18 лет подряд фонтанирует буровая скважина в районе деревни Чалбун, изливается чистейшая вода. А нужно заметить, что глубоководные подземные воды восстанавливаются тысячи и десятки тысяч лет. Кто ответит за это? – спрашивает Балыбердин. – Расплачиваться опять нашим потомкам».

А теперь обратимся непосредственно к документам того времени. Опаринская нефтеразведка организована на основании приказа Министерства нефтяной промышленности СССР №1416 от 31 декабря 1953 года. Уже из этого можно сделать вывод, что никакой опаринской вышки на реке Осиновке в 1953 году не могло быть. Учреждение образовалось в 1954 году  под названием Опаринская нефтеразведка Государственной Союзной Ленинградской конторы разведочного бурения. Под этой «крышей» она жила и работала до ликвидации Ленинградской конторы разведочного бурения в 1956 году. Опаринская нефтеразведка перешла в непосредственное подчинение треста «Татнефтегазразведка» Главнефтегазразведка Министерства нефтяной промышленности СССР.

«По итогам буровых работ, – уточняет Василий Александрович Балыбердин, –  было дано заключение об отсутствии на территории по линии Котельнич – Котлас нефтегазоносных горизонтов. Благодаря глубинному бурению и последующему более детальному изучению геологоразведочными экспедициями нашего края, мы имеем довольно обширный научный материал о геологическом строении и рельефе нашей местности. Об истории развития природы в целом, по которому можно оценить природно-ресурсный материал современной территории района…Бурением были также вскрыты на различных участках ледниковые морены, что позволило научно говорить о присутствии в недалеком прошлом в переделах нашего района нескольких ледниковых и межледниковых периодов».

На этом я заканчиваю наше путешествие и прошу читателей извинять меня за то, что так долго вел их путями-дорогами моего детства через тернии времени к Опаринской вышке, которая и сегодня как памятник прошлого века напоминает нам о созидательном труде советского народа на благо любимой Родины.

С уважением –  Николай Шкаредный.

Добавить комментарий