Четвертый материал под этой рубрикой называется «Фотолетопись ГУЛАГа»
Конечно, мне, мальчишке, все было вновь: большая река, большие дома, да и паровоз я видел тоже впервые. Старший сын тетушки Александры – Федор Пономарев, с которым я познакомил вас в предыдущем рассказе, о паровозах знал все. Да это и понятно: он был машинистом-инструктором. До станции Ираель он ехал вместе с нами. Ехал в очередную командировку, потому что там так же, как и в Печоре, шло обучение кадров для железной дороги. Попутчики, узнав, что Федор машинист, тут же приступили к расспросам. И первый из них: какой паровоз ведет наш состав? Отступать было некуда, пришлось рассказывать, что это паровоз П-32. К выпуску этих локомотивов Коломенский паровозостроительный завод приступил в послевоенном 1947 году, и потому его назвали почетным именем «Победа». Наш паровоз идет под литером «Л», так он поименован в честь конструктора Л.С.Лебедянского, который совместно с академиком С.Л.Сыромятниковым создал эту паровую машину на колесах. Паровоз грузового типа, но так как в депо не было свободной машины, в этот рейс его отправили с пассажирским составом. По тем временам он мог развивать скорость до 80 километров в час.
В одном из сборников, который он подарил мне, есть такие строки:
Не грусти ты, моя кареглазая,
Опоздал я на все поезда.
И не муторно мне и не радостно,
Просто я не спешу никуда.
… Шел 1953-й год, и мы спешили в наше светлое будущее. Федор попрощался с нами, поезд, набирая скорость, побежал дальше. Станция Ираель строилась как «ворота» сразу двух дальних таежных районов Коми АССР. Поближе стояла Ижма, населенная самым необычным и сплоченным субэтносом коми. Подальше стояла моя родная Усть-Цильма, которую принято считать одним из последних оплотов заповедного страообрядческого Севера. Сейчас эти районные центры связаны со станцией Ираель автодорогой.
А колеса стучат, отсчитывают километры, в вагоне свой особый мир. Это сегодня на плацкартных вагонах стоит трафарет «54 места». А в 1953-м вагон был набит пассажирами, как бочка селедкой. Счастливчиками были те, кто успел захватить в личное пользование верхние, так называемые грузовые, полки третьего ряда. Малышей матери укладывали на среднюю полку по двое. Моя мама пристроила меня на полке с какой-то рыженькой девчонкой по принципу: головы врозь, ноги вместе. На время кормежки мы спускались вниз, садились на чемоданы и уплетали за обе щеки дорожные припасы.
У каждой отрасли своя терминология. А тогда все мы жили радостью: поезд идет без опоздания, что было большой редкостью. Тихо подкатился состав к станции «Ижма», потому что станция встала на реке с таким именем. С ноября 1945 года близ станции началось строительство рабочего поселка Сосновка – центра газопереработки Севера. С декабря 1955 года Президиум Верховного Совета РСФСР выделил из Ухтинского района новый район – Сосногорский. Это был 20-й район в Коми АССР. Так из двух поселков, Ижма и Сосновка, родился город Сосногорск. С 2001 года Сосногорское отделение Северной железной дороги стало монопольным на всей территории Республики Коми.
В Ухте стояли долго. Была возможность сбегать на станцию за кипятком. Это сейчас на вокзалах кафе, буфеты, рестораны, а тогда вершиной счастья был простой кипяток, который можно было получить, отстояв очередь, из ржавой трубы, называемой краном, что торчал над бетонным корытом у небольшого здания-каменушки. Их, эти благотворительные кипятильни, и сегодня можно увидеть на некоторых крупных станциях. Например, в Котласе. Только сегодня они несколько перестроены и исполняют иную службу.
Еще один ГУЛАГовский объект находится на реке Ухте, где при впадении ручья Чибью 21 августа 1929 года высадилась экспедиция ОГПУ в составе 125 вольнонаемных и заключенных. Они основали поселок База Чибью, ставший отправной точкой развития города нефтяников и промышленного освоения Коми края. Именно здесь 29 октября рядом с местом высадки экспедиции начата проводка структурной скважины №1. Таким образом, каждая моя новая путевая зарисовка приближает нас к другой скважине, которая связана с памятником прошлого века – Опаринской вышкой.
О городе нашем
Мы в песне расскажем –
Задор молодой не угас.
Мы все – рядовые
Провинций и скважин,
Где нефть добывают и газ.
На сопках далеких осели туманы.
А город встречает зарю.
Она раскатилась с предгорий Тимана
До речки таежной Чибью.
Мы все испытали: и ливни, и холод.
В дела превратилась мечта.
И встал над рекою нефтяников город
С красивым названьем – Ухта!
И хотя в Ухте наш состав стоял долго, тогда я не знал и не мог знать,что все: и нашу Харьягу, и этот город газовиков и нефтяников, и эту железную дорогу – объединил в единый живой рабочий организм страшный спрут – Северный ГУЛАГ. Как и насколько глубоко раскинулись его щупальцы по Коми земле, вы видите на предложенной карте. А наш поезд продолжает свой путь по городам и весям 1953-го года.
- паровоз П-32 «Победа» – «Л»;
- в таком пассажирском вагоне Калининского вагоностроительного завода мы выехали из Печоры;
- вокзал города Ухта;
- так строилась Северо-Печорская железная дорога;
- символ Ухты – силуэт головы Ленина;
- карта ГУЛАГА на земле Коми.
Николай Шкаредный, продолжение следует.