Это рассказ еще об одном нашем земляке Александре Абрамовиче Руузе, о котором рассказано в рукописи Н. А. Яхлакова «Бойцы и созидатели».
Давно это было. В казарму рабочих, что у западного переезда станции Опарино, к дорожному мастеру Ф. И. Кржечковскому в 1914 году явился молодой паренек с просьбой принять на работу. Кржечковский, вероятно, немного поразмышлял прежде чем дать ответ. Для этого были веские основания: паренек-то был административно высланный под надзор полиции. Однако Франц Иванович все же приняло его. И не ошибся.
Что же это был за паренек и почему его выслали именно в Опарино? В 1911 году с потоком переселенцев из Прибалтики сюда приехала и семья Рууз. Сыну Александру шел 13-й год. Он уже окончил трехклассную начальную школу и продолжать образование не имел возможности в Опарине: здесь была только начальная школа. И он уезжает к двоюродной сестре в г. Гапсаль (ныне Хаапсалу), которая там учительствовала.
Через два года сестренка оттуда уехала, а Саша оказался беспризорником со всеми вытекающими последствиями, которые были таковы, что его по этапу направили в город Великий Устюг, где окружной суд и приговорил его к высылке под надзор полиции по месту жительства родителей, в Опарино.
Кржечковский вскоре убедился, что паренек-то не только грамотный, но толковый и трудолюбивый. Сашу сделали табельщиком, а потом по его просьбе перевели конторщиком на ст. Альмеж. В начале 1916 года Александр был назначен уже на должность конторщика-телеграфиста ст. Опарино.
Он проявил себя добросовестным работником и завоевал авторитет. Не случайно железнодорожники, создавая красногвардейский отряд, избрали Александра Абрамовича своим командиром, а руководители первой партийной ячейки РКП(б( рекомендовали вступить в партию. Так в июле 1918 года Александр Абрамович встал в ряды первых большевиков Опарино.
Вскоре его назначили помощником начальника станции Альмеж. Шла гражданская война. Хотя военно-врачебной комиссией А. А. Рууз был признан негодным к несению военной службы, он не хотел сидеть в тылу в то время, когда колчаковцы захватили Урал, Пермь, стали угрожать Вятке. В конце февраля 1919 года ему удалось добиться разрешения вступить добровольцем в формировавшийся первый Уральский коммунистический железнодорожный батальон. С ним и пошел Александр Рууз по дорогам гражданской войны до Владивостока, к моменту освобождения которого батальон после ряда переформирований именовался 16-м желдорполком.
На странице 47 книги «Воины стальных магистралей» можно прочесть: «По восстановленной железнодорожными войсками дороге прославленный бронепоезд «Мститель» 25 октября 1922 года подошел к перрону ст. Владивосток, и машинист прерывистыми гудками возвестил победу Советской власти на Дальнем Востоке. Военным комиссаром Владивостокского железнодорожного участка был назначен А. А. Рууз».
Затем была учеба в Ленинграде, после которой в 1925 году он получает назначение на должность командира батальона в 9-й железнодорожный полк, стоявший близ г. Верхне-Удинска (ныне Улан-Удэ). Там в 1926 году мы с ним впервые и встретились, стали однополчанами.
Летом 1927 года наш желдорполк вместе с другими частями строил линию железной дороги Чернигов – Овруч. На строительстве дороги Александр Абрамович командовал сводным батальоном. Техники тогда еще никакой не было, в полку была всего одна автомашина. Работы велись при помощи лопат, тачек и грабарок, т.е. телеги, приспособленной для перевозки грунта. Тем не менее, с 1 октября началось движение рабочих поездов, хотя строительство началось в начале мая.
После завершения работ полк вернулся в Нижне-Удинск, а Александр Абрамович уехал в Ленинград на курсы усовершенствования командного состава (КУКС). И почти на 40 лет мы потеряли друг друга. Только в 1967 году через печать восстановилась наша связь и дружба. Из писем и беседы при встрече я узнал о его дальнейшей судьбе.
В 1932 году после окончания факультета инженеров узкой специальности Военно-транспортной академии он получил назначение в г. Акмолинск (ныне Целиноград), но вскоре оказался снова на Дальнем Востоке.
Дело в том, что мысль о строительстве второй транссибирской магистрали зародилась еще в первой половине 30-х годов. В своих воспоминаниях «У истоков БАМа» тов. Рууз пишет: «В 1934 году штабом особого корпуса железнодорожных войск были созданы две специальные группы. Наша группа именовалась «Восточная группа железнодорожных войск по изысканию и строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань». Трасса проектировалась по долинам двух больших рек – Хунгари и Тумнина, которые берут начало с одной горя, но одна «торопится в Амур, а другая – в сумрачное море».
В начале лета того же года, когда Татарский пролив и бухта Советской Гавани освободились ото льда, специальный пароход доставил группу «первопроходцев» к месту работы. Разгрузились с рейда в девственную тайгу. Строительный батальон раскинул палатки и приступил к строительству военного городка. Много трудностей и невзгод выпало на долю группы. Суровая природа, отдаленность и оторванность от баз снабжения, слабость транспорта, капризы погоды. Все это требовало находчивости, мужества, порой риска не только здоровьем, но и жизнью. Вот один пример: с риском для жизни разгрузили запоздавший осенью пароход, по неокрепшему еще льду (пароход стоял у берегового припая) перевезли груз на берег, а в ту же ночь штормовым ветром акватория бухты очистилась ото льда.
Советские воины все преодолели и выполнили задание в срок. А в дни Великой Отечественной войны в горах Сихотэ-Алиня раздались гудки локомотива, распахнулись ворота к берегам Тихого океана.
Начала Великой Отечественной войны Александр Абрамович встретил в иных местах. Большая часть железнодорожных войск, в том числе 8-й Краснознаменной имени Воровского желдорполк, в котором Рууз был заместителем командира полка, выполняла работы по реконструкции старых и строительству новых дорог у наших западных границ. Рано утром 22 июня 1941 года он направился с сыном в сад. Только успели сделать несколько фотоснимков, как его вызвали в штаб полка, где он и узнал о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину.
На базе полка предусматривалось развертывание бригады, к чему немедленно и приступили. Александр Абрамович получил назначение на должность начальника штаба сформированной 30-й железнодорожной бригады, уже в июле 1941 года бригада действовала в составе Северо-Западного фронта. О боевых героических делах этой бригады можно прочитать в книге «Воины стальных магистралей». Она есть в Опаринской районной библиотеке.
Дорогами войны и прошагал А. А. Рууз до дней победы, закончив войну в должности начальника штаба железнодорожных войск 2-го Прибалтийского фронта в звании полковника. Его ратные труды отмечены орденом Ленина, орденом Красного знамени, орденом Отечественной войны и многими медалями.
В 1946 году по состоянию здоровья он вышел в отставку и поселился в Иркутске, занявшись садоводством, но по настоянию врачей должен был переехать в Харьков, где теперь и проживает.
Прошло почти 60 лет, как Александр Абрамович покинул наш край, но память об Опарино он сохранил в своем сердце. Вот что он сам писал мне об этом: «Я люблю тихие воды Прибалтики, люблю необъятные просторы Сибири и чарующую при роду Дальнего Востока. Много повидал за свою долгую жизнь, много исходил дорог за годы гражданской и Великой Отечественной войн, но нет для меня милее земли опаринской. Так и скажи молодежи, когда будешь говорить с ней».
Эту просьбу-наказ моего однополчанина и друга я выполняю.