Вторник 13 января действительно стал черным днем для жителей многих населенных пунктов и станционных поселков, прилегающих к железной дороге. В этот день по Кировской области было отменено семь пригородных пассажирских поездов. В том числе и поезд Киров – Мураши – Пинюг.
За всю область не ответим. Но о том, какими проблемами обернулось чье-то непродуманное решение, покажем на примере небольшого поселка Латышский, где проживает 117 человек.
Расположенный в 14 километрах от районного центра Опарино, он оказался отрезанным от него и от мира в полном смысле слова. Потому что поезд был единственной возможностью выехать на пределы населенного пункта фактически десять месяцев в году.
Автобусного сообщения нет, потому что нет автомобильной дороги. Она строится, но сдача в эксплуатацию запланирована на конец 2015 года. И не факт, что планы совпадут с реальными сроками.
Едем в Латышский. Где-то на половине пути подбираем мужчину, бодро двигающегося в одном с нами направлении. Оказывается, Виктор Барков идет из больницы, где ему вырвали зуб.
«Вышел утром пораньше, – рассказал он. – С новой трассы самосвалы вывозят мусор, обратно везут песок. Могут посадить в кабину и немного подвезти, но только до того места, где кузов освобождают. Дальше – опять пешком…»
Ничего себе прогулка после удаления зуба!
Трасса идет прямо, мы сворачиваем на узкую лесную дорогу, ведущую к Латышскому. Поворот указывает наряженная новогодняя елочка.
Еще одна встреча: две женщины с высокими лыжными палками примерно в километре от поселка.
«Надя и Нина», – представились они.
«Скандинавской ходьбой занимаетесь?»
«Нет, просто гуляем. Для той ходьбы другие палки нужны. Гуляем для здоровья. Больше его поддержать нечем, даже медика в поселке нет давно”.
Фельдшер раньше приезжал в Латышский из поселка Вазюк раз в две недели – несколько остановок на пинюгском поезде. Не стало поезда – не стало даже такого медицинского обслуживания. Сиротливое объявление на двери магазина – из дня вчерашнего. Повесили заранее, а снять забыли.
«А если в опаринскую больницу к доктору на прием?»
«Уехать в Опарино мы теперь можем только ночью, – поясняет одна из женщин. – С двух часов ночи до утра, пока поликлинику откроют, придется сидеть на вокзале, потом сидеть в очереди к терапевту, потом снова на вокзал до 19-30 вечера. Не всякий молодой и здоровый выдержит. Почти сутки выходят, а у меня давление высокое, там и умру. Раньше между дневным и вечерним поездами было пять часов, все дела успевали сделать».
Перрон станции Латышский пуст. Нет дневного поезда – нет и пассажиров. Между прочим, жители поселка до конца все еще не верят в то, что с ними могли вот так поступить, лишив единственного доступного вида транспортного сообщения. И 13-го числа, и в последующие дни они ко времени прибытия поезда приходят на станцию, вглядываются и вслушиваются вдаль – не мелькнет ли дымок, не раздастся ли гудок? Услышав от дежурного, что поезда не будет, уходят, чтобы назавтра вернуться снова.
В помещении, где работает специалист Опаринского городского поселения (административно Латышский относится к нему) собрались самые активные из тех, кому не безразлична судьба Латышского – своего рода инициативная группа. Это Зинаида Ивановна Ренжина, Римма Константиновна Баркова, Алевтина Дмитриевна Разорвина, Татьяна Владимировна Пентегова, Екатерина Васильевна Уфаркина, Надежда Аркадьевна и Владимир Анатольевич Морозовы. Они собирали подписи под коллективным обращением жителей, которое собираются направить главе района, отделению партии «Единая Россия», губернатору области и даже В. В. Жириновскому. Просьба одна: вернуть поезд.
И мы все вместе начинаем выяснять, каким же образом Латышский «завязан» на железную дорогу.
«Да все мы от поезда зависим, – говорит специалист администрации Т. В. Пентегова. – Автодорога бывает только в зимнее время, буквально два-три месяца в году. Так что выехать – только на поезде. Банк, администрация, службы занятости и социальной защиты, аптека, больница, Пенсионный фонд… Люди ездят на работу в Опарино, Альмеж. Дети учатся в школах райцентра, в Пинюге, студенты – в Кирове. Корреспонденцию, пенсии доставляются поездом, хлеб и прочие продукты питания десять месяцев в году – таким же способом. Весной и осенью из ЦРБ ежедневно в течение двух недель приезжала медсестра, чтобы проделать курс уколов тем, кто в этом нуждается.
Словом, как были мы в блокаде, о которой снимало фильм несколько лет назад кировское телевидение, так в блокаде и остаемся. Несмотря на то, что Латышский – ближайший к Опарино населенный пункт».
А как людям получать теперь деньги с банковских карт, если банкоматы опять же только в Опарино?
На весь поселок – три легковых машины. Вряд ли их владельцы захотят заняться частным извозом.
«Не будет поезда – дети к нам вообще приезжать не смогут, чтобы хоть чем-то помочь, – говорит Е. В. Уфаркина. – А ведь население поселка стареет. Три человека перешагнули 90-летний рубеж, несколько – 80-летний. Основной возраст жителей – за 50-60 лет, много одиноких пожилых женщин. Как же без помощи детей?»
Остается поезд Киров – Луза. Но мало того, что он неудобен по времени, так еще и вагонов в нем всего шесть. Причем общих только два. После выходных, праздников, «окон», связанных с ремонтом пути, сесть в него не всегда возможно – забит до отказа, заняты третьи полки, тамбуры и проходы.
Железнодорожники свою проблему решили: от Кирова до Мурашей пущен рабочий поезд, от Мурашей до Пинюга – тоже. Но других пассажиров (имеются в виду не железнодорожники) он брать не будет.
Свобода передвижения граждан гарантирована Конституцией РФ. Жителей Латышского такой свободы лишили. Это можно назвать так: гарантированная несвобода.
Естественно, такое положение вещей никого не устраивает: люди пишут жалобы во все инстанции, звонят во все колокола. Кое-кого уже услышали. «Изъятая из оборота» электричка до Шабалино возвращена.
Да, экономическая ситуация в стране и в области сложная. Но почему-то крайними всегда оказываются простые люди. В то время, как обитатели Рублевки устанавливают в своих домах двери за 60 миллионов рублей, жители Латышского добираются до цивилизации по шпалам. Кому это по силам, конечно.
Чтобы не гадать, кто виноват, скажем, что по законам Российской Федерации организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. Региональные власти осуществляют заказ на транспортное обслуживание населения области, устанавливая тарифы на проезд в пригородных поездах ниже себестоимости. При этом власти должны компенсировать убытки, которые несут пригородные пассажирские компании в результате тарифного регулирования. Об этом сообщает газета «Бизнес-новости».
Пригородные перевозки всегда были убыточными. Но, видимо, в бюджете области к 13 января закончились деньги.
БЛОКАДА…………………………………………………..
добавить нечего.
“Скорая” приезжает по вызову?
Такая вот забота о людях! О людях, которые всю свою жизнь трудились на благо района и области!!!
VERA, буквально 2 дня назад скорую вызывали,приехала,но ждали более часа!
Безусловно тяжёлая ситуация ,но не без выходная . Шанс есть. Всё зависит от Москвы .Ваш любимый губернатор ,за которого вы господа( в том числе и жители п.Латышский )так усердно и единогласно голосовали ,вообще не интересуется жизнью населения в области. Он ничего не будет делать ,пока ему из Кремля не настучат по голове.Кому нужно такое руководство?
Губернатор здесь в меньшей степени виноват.
Электрички отменяют по всей стране, потому что реформа железнодорожных перевозок, начатая ещё десять лет назад, оказалась провальной.
В итоге все расходы по финансированию поездов взвалили на плечи региональных бюджетов, которые и так на гране банкротства.
А РЖД – монополист – и выставляет колоссальные ценники за аренду подвижного состава, отказываясь объяснять происхождение цены. Потом отменяет поезда для пассажиров, но возит рабочий поезд, издеваясь над оставшимися без транспорта пассажирами.
Кто виноват в этом? Проблема федерального масштаба, и виноваты в ней федеральные чиновники – депутаты Госдумы, Минтранс, Якунин и их начальник – президент Путин.
Но у народа в голове Украина и Крым, а не свой родной край, вот и сходит всё с рук федеральной власти…
vlvitalich – с чего вы взяли, что весь Латышский голосовал единогласно за действующего губернатора? У вас неверные сведения!
Если бы выборы были в этом году- поезд не отменили бы!
Может организуем??!
За то КРымнаш
Миша,губернатор как раз то, и не прав. Кто тебе сказал ,что электрички отменяют по всей стране ? Это не совсем так ,как ты голубчик излагаешь.Где хозяин области на месте, обстановка совсем иная. И на Путина бочку не кати. Под носом своим посмотри : чем занимается районное начальство и областное? А то привыкли либералы только президента критиковать ,а сами только беду несут, как Навальный (бывший помощник Никиты Белых)развалил Кировлеспром,как нам сейчас жить? Да ,Александр-Крым наш. И ты хоть из штанов выпрыгни ,он наш. Успокойся.
vlvitalich-Крым наш,это хорошо.Но когда закончится льготное кредитование и льготы Украины,прощание долгов странам должникам?Когда наконец наш НАРОД будет жить нормально?Достало такое правительство уже.Всем льготы,а со своих готовы три шкуры содрать.
Какое было сильное,экономически выгодное предприятие “Киров леспром”. По всей нашей северной ветке железной дороги: процветали леспромхозы и естественно населённые пункты -вспомнили господа (как вас сейчас называют),или слабо мозги напрягать? А либеральчики придя к власти, всё быстренько перестроили ,ликвидировали (якобы убыточные предприятия)в свою пользу ,а не как лучше для населения. Сейчас, что получилось из этого мы хорошо видим. Так что Миша ,Саша и прочие (нахальные или Навальные) -успокойтесь ,не переживайте ,если народ будет вас поддерживать ,придём к краху ,это точно.
vlvitalich о том что Навальный Кировлеспром развалил узнал из выпуска зомбоновостей 1 канала телевидения.Если не знаешь не пиши.Зачем себя дурачком выставлять.
“если народ будет вас поддерживать ,придём к краху ,это точно” а щас к коммунизму двигаемся )))
Послушай ,так называемый “брат Навального”, тебе конечно всё равно ,что произошло с лесной промышленностью в области .К ответу вас нахальных трудно привлечь , а надо и это исполниться в скором будущем ,я уверен. Хотя факты есть (читай приговор суда). Твой дружбан должен сидеть пятёрочку и будет. Время своё возьмёт. А если по теме : отмена поездов, безусловно плохо .Опять же кого возить ,где народ ? Нет работы люди уезжают.
Нет работы люди уезжают а правительсво и ВВ Путин не виноваты в этом?
Конечно, проще всего свалить все на каких-то там либералов, которые ни в коей мере страной не управляют, мифическую “пятую колонну” еще можно обвинить во всех бедах…А Навального вообще сделали козлом отпущения…Прям монстр какой-то! Один(!!!) всю
экономику страны под откос пустил! 🙂
vlvitalich пишет:Опять же кого возить ,где народ ?
Кто остался!-того возить!-живые же люди!!!… еще живые!
vlvitalich успокойся .Бред несешь.
“Брату Навального” : тебе уважаемый всё равно ,что твой “брат”-коррупционер и мошенник ? Хотя сейчас это в моде у таких как ты. Владимиру: а губернатор у нас кто -либерал или …? Вера, у нас рыночная экономика ?