Откуда ты, Кустовка? Часть 8

Взгляд назад

Дорогие мои читатели, возможно, у вас возник вопрос: почему так много внимания автор уделил одному человеку – Нине Васильевне Русановой, в то время, как тема исследования определена общим вопросом: «Откуда ты. Кустовка?»

Чтобы вас не смущали мои отступления, хочу напомнить, что историю творят люди, что их судьбы, их действия, их жизнь – это и есть история. Поэтому никакие явления нельзя рассматривать в отрыве от человека. Это он, человек, когда-то пришел на берега Моломы, чтобы поставить здесь, в вятской глубинке, свой дом, чтобы в этом доме появились продолжатели его рода – дети, которым предначертано продолжить начатое им дело: обживать и обустраивать этот глухой таежный край. А следом люди торговые проложили гужевые дороги, чтобы связь между поселениями держать да товары свои в чужие земли двигать. А уж коль поселения в первую очередь поднимались на береговых косогорах среди лесов, то и названия у них были незатейливые, без выдумки, но конкретные: Береговое, Косогорово, Веретея, Сосновка, Осиновка, Березовка, Кустовка.

Пой, деревня, под вечер. Со слезою, но пой!
Круто день переменчивый обошелся с тобой.
Накрутило, намучило, а теперь нет нужды,
Но надеюсь на лучшее, пой до первой звезды.
Вспоминай про хорошее, что бывало с тобой,
Под метели с порошами да под дождь проливной.
Про работы натруженые, звонкий смех у ручья.
Ты была очень нужная, хоть теперь и ничья.
Может, сердце откликнется, то, что честно стучит.
Если вместе не крикнется, пусть хоть рядом молчит.
Были годы покруче, не сумели сломать.
Кто ж тебя знает лучше? Если петь – значит жить!

Вот и мы, уважаемые читатели, продолжаем вместе с руководителем литературного объединения Красноборского района Архангельской области Еленой Пиликиной, чьи стихи я привел выше, вспоминать про хорошее: как рождались починки, высылки, хутора, деревни на моломской земле. Продолжаем петь гимн деревне в надежде: может, сердце откликнется. И откликается! На встречах земляков и жителей села Шабуры звучит своя песня:  «Ты в легком платочке июльского облака, в веснушках черемух стоишь над рекой…» И это не случайно! – свой день рождения здесь по традиции  отмечают в июле. А на праздниках, как водится, рекой льются воспоминания, и об окрестных деревнях «гутарят» и юбиляров чествуют.

В 2010 году героиней этого сельского бала была старейший житель Шабур  Зинаида Александровна Жилина, с которой я познакомился летом 2008 года. Чествовали здесь и самую юную шабурянку – Дарину Кокоулину. Имя-то какое красивое – Дарина! Значит, не что иное, как дар божий! И еще раз на этом празднике звучала фамилия Кокоулины. В 2010 году семейная чета Кокоулиных – Елена Алексеевна и Алексей Николаевич – отметили 20-летие семейной жизни.

Вот он – мастер-строитель Алексей Николаевич Кокоулин
Вот он – мастер-строитель Алексей Николаевич Кокоулин

Алексей Николаевич сын Евгении Михайловны и Николая Алексеевича Кокоулиных, с которыми мы уже встречались в этом повествовании. И правнук Экзакустодьяна Тарасовича Русанова – основателя разыскиваемой нами Кустовки. Прадед там, на слиянии Моломы и Кустовки,  первым поставил свой дом и его люди обозначили как Избной Лог. Правнук – Алексей Николаевич  свой дом поставил в Шабурах. Об этом мне довелось читать в «Опаринской искре»: «Его дом – словно сказочный теремок, который по праву можно назвать самым красивым в селе. Здесь все сделано своими руками и с большой любовью». «В детстве маленький Алеша делал деревянные игрушки себе и своим сестрам и брату, потому что других не было. С тех пор у него на всю жизнь осталась любовь к дереву. Алексей Николаевич прекрасно выжигает, вырезает. Он – мастер на все руки». Подтверждение тому, освященная в июне 2013 года в селе Шабуры часовня, построенная по проекту кировского архитектора Е.Л.Скопина с  талантом и любовью Алексеем Николаевичем  Кокоулиным. А еще родник оборудовал и красивую беседку для земляков поставил. Он и сыновей своих увлек этой работой. Владимир и Глеб были его добровольными помощниками. Вот какая получилась историческая строительная цепочка: прадедов дом на Кустовке и часовня правнука в Шабурах!

Дом Николая Алексеевича и Евгении Михайловны Кокоулиных в Заполье
Дом Николая Алексеевича и Евгении Михайловны Кокоулиных в Заполье

Дом Николая Алексеевича и Евгении Михайловны в Заполье тоже был видным и ладным о пять окон по фасаду с прирубами. Так что Алексею Николаевичу было у кого учиться и с кого брать пример. Его сестра и мой экскурсовод по Шабурам Наталья Николаевна Кокоулина, когда мы стояли на косогоре, под которым раскинулась зеленая луговина, рассказывая о Заполье, дополнила свой рассказ о купце Иване Михайловиче Рудакове. Вдали за деревьями виднелось павшее с годами историческое здание – школа – дом Рудакова.

Наталья Николаевна напомнила, что в Опарино сохранился и сегодня служит людям еще один дом Рудакова. Стоит он на улице Первомайской. В нем «квартировали» и почта, и милиция, а сегодня в нем разместился магазин «Савва». Позднее в «Опаринской сороке» прочитал очерк Василия Евграфовича Бабкина о И.М.Рудакове – «Запольский богатей» – 6, 14, 20 и 27 августа 2010 года. После его изучения, пришел к выводу, что автор, к сожалению, не избежал ошибок. Во-первых, в списках Шабурской Христорождественской церкви нет указанной Бабкиным, деревни Жаравенки, а есть деревня Журавлевская – в народе – Журавленки, где и родился Рудаков. В 1913 году в этой деревне было 22 хозяйства и проживало 67 мужчин и 86 женщин.

Дом И.М.Рудакова в Опарино – магазин «Савва»
Дом И.М.Рудакова в Опарино – магазин «Савва»

И еще: меня смутила характеристика, данная Рудакову В.Е.Бабкиным – вымогатель. Автор и сам подчеркивает главную особенность этого человека: «Надо сказать, Рудаков смолоду был очень предприимчивым мужиком, не мирился с бездельем в деревне». Не мирился с бездельем, так как сам, благодаря работе в хорошем смысле этого слова, вышел в торговые люди  из бедной крестьянской среды и потому хорошо знал не как «урвать», а как чем-то помощь сельчанам.

Мне удалось разыскать сохранившиеся материалы сессий Никольского земского собрания, которые позволяют проследить состав его участников. Шабуры в те годы входили в состав Никольского уезда Вологодской губернии. Например, во время проведения второй очередной сессии земского собрания 20 сентября 1871 года на ее заседаниях присутствовало двенадцать гласных: три священника, два представителя от купечества, один – от землевладельцев, два от городского населения, остальные – от  крестьянских обществ. Чтобы понять, что к чему, необходимо дать историческую справку.

Здание Никольской земской управы
Здание Никольской земской управы

Гласные – избираемые обществом члены земства имели на заседаниях право голоса. При изучении истории земского самоуправления я столкнулся с таким фактом. По Коми краю крестьяне, выбранные от сельских обществ, воспринимали избрание гласными в большей массе как выполнение тяжелого долга. Во-первых, они должны были на 12-14 дней (с дорогами) отрываться от семьи и хозяйства, испытывать определенные дорожные неудобства. Во-вторых, для участия в собраниях они должны были нести существенные материальные затраты. Это сегодня нашим депутатам оплачивают командировочные, гостиницы, устанавливают месячную оплату и даже содержание помощников. А земские гласные – те же депутаты – несли все затраты на проезд, наем квартиры для проживания на время сессии и на свое содержание за свой счет. Положением от 1 января 1864 года формулировалось требование об избрании от крестьян сельских старост и волостных старшин, так как «сельские старосты, выбранные самими крестьянами, могут служить, без сомнения лучшими представителями интересов крестьянских общин; волостные старшины также – качественные представители общественных интересов».

Обобщенный портрет сельского купца. Там мог быть и Иван Михайлович Рудаков. К сожалению, его портрет нам пока найти не удалось
Обобщенный портрет сельского купца. Там мог быть и Иван Михайлович Рудаков. К сожалению, его портрет нам пока найти не удалось

Земское самоуправление, как уже отмечалось, введено в России в 1864 году и преобразовано в 1890. Учреждения земского управления разделяли на губернские и уездные. Распорядительными органами являлись земские собрания, исполнительными – земские управы. Мы через полтора столетия по-прежнему строим свою жизнь по этому принципу: исполнительные органы – администрация региона, района, поселения, представительные – депутаты областных, районных, городских, сельских советов, собраний, дум. Земские гласные (по-нашему, депутаты) разделялись на три группы – дворянскую, недворянскую и крестьянскую. Гласные каждой группы избирались соответствующими избирательными собраниями, причем для крестьянских гласных такими собраниями служили деревенские, сельские и волостные сходы.

Члены Никольской земской управы
Члены Никольской земской управы

Проводившаяся 29 сентября 1911 года очередная сессия Никольского земского собрания на своем заседании объединила пятнадцать гласных. При обсуждении вопросов местного благосостояния, управления земскими имуществами, определения земских повинностей и дорожной части, по проблемам народного здоровья и образования присутствовали потомственный почетный гражданин города Никольска, купец И.П.Сергеев и представитель казны и лесной ревизор Г.С.Лизербарт. Неоднократно на заседаниях сессии выступали протоиерей Сретенского собора И.М.Гвоздев и преподаватель Духовного училища Я.Д.Доброумов. Участвовал в заседании земского собрания потомственный почетный гражданин города Никольска, уездный врач М.А.Перов. Крестьянскими гласными были Ф.И.Коковин, П.Н.Попов, И.М.Рудаков, А.И.Жаравин, И.И.Курдюмов, И.Я Квашнин. Обратили внимание: в работе очередной сессии принимал участие крестьянский гласный «запольский богатей» Иван Михайлович Рудаков, где отстаивал интересы крестьян, которые доверили ему представлять их интересы в земском собрании.

«А еще, – дополнила мой экскурсовод Наталья Николаевна Кокоулина, – Иван Михайлович Рудаков был бессменным старостой при Шабурской Христорождественской церкви. Староста – должность выборная. Значит, люди доверяли и верили Рудакову».

Наталья Николаевна Кокоулина знакомит своих учеников с историей строительства Никольской церкви в Нижнем Починке
Наталья Николаевна Кокоулина знакомит своих учеников с историей строительства Никольской церкви в Нижнем Починке

С Натальей Николаевной Кокоулиной было интересно вести разговор и о родном селе, и об истории. Она по образованию  библиотекарь, по необходимости учитель, преподавала в Шабурской школе, любит историю и литературу. И эту преданность родному краю стремилась передать своим воспитанникам. В 2008 году Наталья Николаевна свозила своих учеников в Нижний Починок, чтобы поближе познакомить с историей Верхнемоломского Спасского монастыря, в котором сохранился уникальный памятник деревянного зодчества – Никольская церковь, освященная 15 января 1717 года. В нашем разговоре она тепло отзывалась о своих учителях. А потом, уже в Опарино, я услышал такие же теплые воспоминания из уст ветерана педагогического труда Н.В.Русановой

Ветеран педагогического труда Нина Васильевна Русанова со своими учениками братьями Николаем и Федором Котельниковыми
Ветеран педагогического труда Нина Васильевна Русанова со своими учениками братьями Николаем и Федором Котельниковыми

«С первого класса я мечтала стать учителем, – рассказывала Нина Васильевна. – Моей первой учительницей была Анастасия Михайловна Соколова, Я начинала  учиться в Лукинской начальной школе, которую по-прежнему часто называют Большое Кошелево. Тогда это был Опаринский район, сейчас северная часть Даровского района. Работая в школе, ежедневно сверяла свои дела с ее советами. И сегодня считаю Анастасию Михайловну своим первым наставником. Односельчане Анастасию Михайловну уважали, шли к ней за советом, и она никогда не отказывала. Я же просто восхищалась первой учительницей и дала себе слово: вырасту, буду такой же, как она». И стала! Не случайно на праздновании села Шабуры в июле 2010 года Нине Васильевне Русановой было присвоено почетное  звание «Педагог по призванию».

Дом Ивана Михайловича Рудакова в Заполье – Шабурская школа
Дом Ивана Михайловича Рудакова в Заполье – Шабурская школа

Жилины, Русановы, Манины, Котельниковы, Кокоулины – все они связаны своей судьбой с Шабурской школой, начало которой, как я говорил выше, было положено в 1937 году в доме купца И.М.Рудакова в Заполье. В Заполье мы с Натальей Николаевной не пошли, не хватило времени, потому что за мной уже пришла машина. Напоследок еще раз спросил Кокоулину: так как же быть с Кустовкой? Наталья Николаевна улыбнулась: «Думаю, на этот вопрос Вы сами когда-нибудь найдете ответ, а мы чем можем, поможем. У Вас другие возможности. Нам бы и самим хотелось по больше знать и о нашем роде, и о нашем прадеде Экзакустодьяне Тарасовиче Русанове. А что касается самой Кустовки, то от нее остались одни воспоминания. Правда, мы поздновато начали этот поиск, те, кто мог хотя бы что-то рассказать об истории этой деревни, к сожалению, уже покинул этот мир».

Николай Шкаредный

Начало:
6 апреля;
13 апреля;
22 апреля;
29 апреля;
6 мая;
10 мая;
17 июня.

Добавить комментарий

  1. basil

    По поводу магазина “Савва”.
    В 1999 году в Кировской областной типографии была напечатана книжка “100 лет поселку Опарино” тиражом 1000 экземпляров. На странице 57 есть фотография и подпись:”Дом связи. построен в 1966 году”.
    Дом купца Рудакова -это было совсем другое двухэтажное здание.

  2. zaria43

    Один из сыновей Экзокустодьяна Тарасовича Русанова Дмитрий Экзокустодьянович Русанов, был моряком, жил у сына Русанова Якова Дмитриевича в пос. Заря Кировской обл. Опаринского р-на, где и похоронен в 1967 году. Вечная память!

  3. Надежда

    В 1787 г. в селе Усть Тарском Логвиновской волости Тобольского уезда в Петропавлрвской церкви служил священник Матвей Иванов сын Кокоулин, 45 лет