Дорогие мои читатели, возможно, у вас возник вопрос: почему так много внимания автор уделил одному человеку – Нине Васильевне Русановой, в то время, как тема исследования определена общим вопросом: «Откуда ты. Кустовка?»
Чтобы вас не смущали мои отступления, хочу напомнить, что историю творят люди, что их судьбы, их действия, их жизнь – это и есть история. Поэтому никакие явления нельзя рассматривать в отрыве от человека. Это он, человек, когда-то пришел на берега Моломы, чтобы поставить здесь, в вятской глубинке, свой дом, чтобы в этом доме появились продолжатели его рода – дети, которым предначертано продолжить начатое им дело: обживать и обустраивать этот глухой таежный край. А следом люди торговые проложили гужевые дороги, чтобы связь между поселениями держать да товары свои в чужие земли двигать. А уж коль поселения в первую очередь поднимались на береговых косогорах среди лесов, то и названия у них были незатейливые, без выдумки, но конкретные: Береговое, Косогорово, Веретея, Сосновка, Осиновка, Березовка, Кустовка.
Пой, деревня, под вечер. Со слезою, но пой!
Круто день переменчивый обошелся с тобой.
Накрутило, намучило, а теперь нет нужды,
Но надеюсь на лучшее, пой до первой звезды.
Вспоминай про хорошее, что бывало с тобой,
Под метели с порошами да под дождь проливной.
Про работы натруженые, звонкий смех у ручья.
Ты была очень нужная, хоть теперь и ничья.
Может, сердце откликнется, то, что честно стучит.
Если вместе не крикнется, пусть хоть рядом молчит.
Были годы покруче, не сумели сломать.
Кто ж тебя знает лучше? Если петь – значит жить!
Вот и мы, уважаемые читатели, продолжаем вместе с руководителем литературного объединения Красноборского района Архангельской области Еленой Пиликиной, чьи стихи я привел выше, вспоминать про хорошее: как рождались починки, высылки, хутора, деревни на моломской земле. Продолжаем петь гимн деревне в надежде: может, сердце откликнется. И откликается! На встречах земляков и жителей села Шабуры звучит своя песня: «Ты в легком платочке июльского облака, в веснушках черемух стоишь над рекой…» И это не случайно! – свой день рождения здесь по традиции отмечают в июле. А на праздниках, как водится, рекой льются воспоминания, и об окрестных деревнях «гутарят» и юбиляров чествуют.
В 2010 году героиней этого сельского бала была старейший житель Шабур Зинаида Александровна Жилина, с которой я познакомился летом 2008 года. Чествовали здесь и самую юную шабурянку – Дарину Кокоулину. Имя-то какое красивое – Дарина! Значит, не что иное, как дар божий! И еще раз на этом празднике звучала фамилия Кокоулины. В 2010 году семейная чета Кокоулиных – Елена Алексеевна и Алексей Николаевич – отметили 20-летие семейной жизни.
Алексей Николаевич сын Евгении Михайловны и Николая Алексеевича Кокоулиных, с которыми мы уже встречались в этом повествовании. И правнук Экзакустодьяна Тарасовича Русанова – основателя разыскиваемой нами Кустовки. Прадед там, на слиянии Моломы и Кустовки, первым поставил свой дом и его люди обозначили как Избной Лог. Правнук – Алексей Николаевич свой дом поставил в Шабурах. Об этом мне довелось читать в «Опаринской искре»: «Его дом – словно сказочный теремок, который по праву можно назвать самым красивым в селе. Здесь все сделано своими руками и с большой любовью». «В детстве маленький Алеша делал деревянные игрушки себе и своим сестрам и брату, потому что других не было. С тех пор у него на всю жизнь осталась любовь к дереву. Алексей Николаевич прекрасно выжигает, вырезает. Он – мастер на все руки». Подтверждение тому, освященная в июне 2013 года в селе Шабуры часовня, построенная по проекту кировского архитектора Е.Л.Скопина с талантом и любовью Алексеем Николаевичем Кокоулиным. А еще родник оборудовал и красивую беседку для земляков поставил. Он и сыновей своих увлек этой работой. Владимир и Глеб были его добровольными помощниками. Вот какая получилась историческая строительная цепочка: прадедов дом на Кустовке и часовня правнука в Шабурах!
Дом Николая Алексеевича и Евгении Михайловны в Заполье тоже был видным и ладным о пять окон по фасаду с прирубами. Так что Алексею Николаевичу было у кого учиться и с кого брать пример. Его сестра и мой экскурсовод по Шабурам Наталья Николаевна Кокоулина, когда мы стояли на косогоре, под которым раскинулась зеленая луговина, рассказывая о Заполье, дополнила свой рассказ о купце Иване Михайловиче Рудакове. Вдали за деревьями виднелось павшее с годами историческое здание – школа – дом Рудакова.
Наталья Николаевна напомнила, что в Опарино сохранился и сегодня служит людям еще один дом Рудакова. Стоит он на улице Первомайской. В нем «квартировали» и почта, и милиция, а сегодня в нем разместился магазин «Савва». Позднее в «Опаринской сороке» прочитал очерк Василия Евграфовича Бабкина о И.М.Рудакове – «Запольский богатей» – 6, 14, 20 и 27 августа 2010 года. После его изучения, пришел к выводу, что автор, к сожалению, не избежал ошибок. Во-первых, в списках Шабурской Христорождественской церкви нет указанной Бабкиным, деревни Жаравенки, а есть деревня Журавлевская – в народе – Журавленки, где и родился Рудаков. В 1913 году в этой деревне было 22 хозяйства и проживало 67 мужчин и 86 женщин.
И еще: меня смутила характеристика, данная Рудакову В.Е.Бабкиным – вымогатель. Автор и сам подчеркивает главную особенность этого человека: «Надо сказать, Рудаков смолоду был очень предприимчивым мужиком, не мирился с бездельем в деревне». Не мирился с бездельем, так как сам, благодаря работе в хорошем смысле этого слова, вышел в торговые люди из бедной крестьянской среды и потому хорошо знал не как «урвать», а как чем-то помощь сельчанам.
Мне удалось разыскать сохранившиеся материалы сессий Никольского земского собрания, которые позволяют проследить состав его участников. Шабуры в те годы входили в состав Никольского уезда Вологодской губернии. Например, во время проведения второй очередной сессии земского собрания 20 сентября 1871 года на ее заседаниях присутствовало двенадцать гласных: три священника, два представителя от купечества, один – от землевладельцев, два от городского населения, остальные – от крестьянских обществ. Чтобы понять, что к чему, необходимо дать историческую справку.
Гласные – избираемые обществом члены земства имели на заседаниях право голоса. При изучении истории земского самоуправления я столкнулся с таким фактом. По Коми краю крестьяне, выбранные от сельских обществ, воспринимали избрание гласными в большей массе как выполнение тяжелого долга. Во-первых, они должны были на 12-14 дней (с дорогами) отрываться от семьи и хозяйства, испытывать определенные дорожные неудобства. Во-вторых, для участия в собраниях они должны были нести существенные материальные затраты. Это сегодня нашим депутатам оплачивают командировочные, гостиницы, устанавливают месячную оплату и даже содержание помощников. А земские гласные – те же депутаты – несли все затраты на проезд, наем квартиры для проживания на время сессии и на свое содержание за свой счет. Положением от 1 января 1864 года формулировалось требование об избрании от крестьян сельских старост и волостных старшин, так как «сельские старосты, выбранные самими крестьянами, могут служить, без сомнения лучшими представителями интересов крестьянских общин; волостные старшины также – качественные представители общественных интересов».
Земское самоуправление, как уже отмечалось, введено в России в 1864 году и преобразовано в 1890. Учреждения земского управления разделяли на губернские и уездные. Распорядительными органами являлись земские собрания, исполнительными – земские управы. Мы через полтора столетия по-прежнему строим свою жизнь по этому принципу: исполнительные органы – администрация региона, района, поселения, представительные – депутаты областных, районных, городских, сельских советов, собраний, дум. Земские гласные (по-нашему, депутаты) разделялись на три группы – дворянскую, недворянскую и крестьянскую. Гласные каждой группы избирались соответствующими избирательными собраниями, причем для крестьянских гласных такими собраниями служили деревенские, сельские и волостные сходы.
Проводившаяся 29 сентября 1911 года очередная сессия Никольского земского собрания на своем заседании объединила пятнадцать гласных. При обсуждении вопросов местного благосостояния, управления земскими имуществами, определения земских повинностей и дорожной части, по проблемам народного здоровья и образования присутствовали потомственный почетный гражданин города Никольска, купец И.П.Сергеев и представитель казны и лесной ревизор Г.С.Лизербарт. Неоднократно на заседаниях сессии выступали протоиерей Сретенского собора И.М.Гвоздев и преподаватель Духовного училища Я.Д.Доброумов. Участвовал в заседании земского собрания потомственный почетный гражданин города Никольска, уездный врач М.А.Перов. Крестьянскими гласными были Ф.И.Коковин, П.Н.Попов, И.М.Рудаков, А.И.Жаравин, И.И.Курдюмов, И.Я Квашнин. Обратили внимание: в работе очередной сессии принимал участие крестьянский гласный «запольский богатей» Иван Михайлович Рудаков, где отстаивал интересы крестьян, которые доверили ему представлять их интересы в земском собрании.
«А еще, – дополнила мой экскурсовод Наталья Николаевна Кокоулина, – Иван Михайлович Рудаков был бессменным старостой при Шабурской Христорождественской церкви. Староста – должность выборная. Значит, люди доверяли и верили Рудакову».
С Натальей Николаевной Кокоулиной было интересно вести разговор и о родном селе, и об истории. Она по образованию библиотекарь, по необходимости учитель, преподавала в Шабурской школе, любит историю и литературу. И эту преданность родному краю стремилась передать своим воспитанникам. В 2008 году Наталья Николаевна свозила своих учеников в Нижний Починок, чтобы поближе познакомить с историей Верхнемоломского Спасского монастыря, в котором сохранился уникальный памятник деревянного зодчества – Никольская церковь, освященная 15 января 1717 года. В нашем разговоре она тепло отзывалась о своих учителях. А потом, уже в Опарино, я услышал такие же теплые воспоминания из уст ветерана педагогического труда Н.В.Русановой
«С первого класса я мечтала стать учителем, – рассказывала Нина Васильевна. – Моей первой учительницей была Анастасия Михайловна Соколова, Я начинала учиться в Лукинской начальной школе, которую по-прежнему часто называют Большое Кошелево. Тогда это был Опаринский район, сейчас северная часть Даровского района. Работая в школе, ежедневно сверяла свои дела с ее советами. И сегодня считаю Анастасию Михайловну своим первым наставником. Односельчане Анастасию Михайловну уважали, шли к ней за советом, и она никогда не отказывала. Я же просто восхищалась первой учительницей и дала себе слово: вырасту, буду такой же, как она». И стала! Не случайно на праздновании села Шабуры в июле 2010 года Нине Васильевне Русановой было присвоено почетное звание «Педагог по призванию».
Жилины, Русановы, Манины, Котельниковы, Кокоулины – все они связаны своей судьбой с Шабурской школой, начало которой, как я говорил выше, было положено в 1937 году в доме купца И.М.Рудакова в Заполье. В Заполье мы с Натальей Николаевной не пошли, не хватило времени, потому что за мной уже пришла машина. Напоследок еще раз спросил Кокоулину: так как же быть с Кустовкой? Наталья Николаевна улыбнулась: «Думаю, на этот вопрос Вы сами когда-нибудь найдете ответ, а мы чем можем, поможем. У Вас другие возможности. Нам бы и самим хотелось по больше знать и о нашем роде, и о нашем прадеде Экзакустодьяне Тарасовиче Русанове. А что касается самой Кустовки, то от нее остались одни воспоминания. Правда, мы поздновато начали этот поиск, те, кто мог хотя бы что-то рассказать об истории этой деревни, к сожалению, уже покинул этот мир».
Николай Шкаредный
Начало:
6 апреля;
13 апреля;
22 апреля;
29 апреля;
6 мая;
10 мая;
17 июня.
По поводу магазина “Савва”.
В 1999 году в Кировской областной типографии была напечатана книжка “100 лет поселку Опарино” тиражом 1000 экземпляров. На странице 57 есть фотография и подпись:”Дом связи. построен в 1966 году”.
Дом купца Рудакова -это было совсем другое двухэтажное здание.
Один из сыновей Экзокустодьяна Тарасовича Русанова Дмитрий Экзокустодьянович Русанов, был моряком, жил у сына Русанова Якова Дмитриевича в пос. Заря Кировской обл. Опаринского р-на, где и похоронен в 1967 году. Вечная память!
В 1787 г. в селе Усть Тарском Логвиновской волости Тобольского уезда в Петропавлрвской церкви служил священник Матвей Иванов сын Кокоулин, 45 лет