Первое, что обращает на себя внимание: в Моломском сельсовете четыре населенных пункта имеют окончание – КА: Заосиновка, Березовка, Холоватка, Каска и пока неустановленная нами Кустовка.
С Заосиновкой разобраться легко. Вспомните названия деревень: Заборье, Заполье, Заболотье, Заречье, то есть эти населенные пункты привязаны к местности, так как расположены за бором, за полем, за болотом, за рекой. Заосиновка – не за осиной, а за речкой Осиновкой. Каска. Каску можно было бы привязать к солдатской каске, потому что в этих лесах в свое время прописалась воинская часть. Но тогда как быть с протекающей здесь речкой Каска? Да и воинская часть стояла не на охране государственных границ, а занималась обычной работой – заготовкой и вывозкой древесины. Ни в Каске, ни в Березовке, ни Кустовке я никогда не бывал. Зато легко представить, что название деревни Березовка связано с окружающим ее лиственным лесом, в котором «первую скрипку» играют березы.
Белая береза у славян – поэтический женский символ, лирический образ весны, света, девственной чистоты. Во время сватовства родители жениха, обращаясь к родителям невесты, начинали свою речь с метафор: «У вас есть березка, а у нас – дубок». А на свадьбе традиционно звучала народная песня «Во поле береза стояла». Не обошел вниманием это светлое дерево и Сергей Есенин: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, словно серебром». Береза – любимая героиня картин художника Елены Алексеевны Шиховой из Маромицы. А под моим окном в санчурской деревне Соколовские, где я много лет подряд вместе с семей проводил свой отпуск, березы украшали скворечники, и мне удалось наблюдать, как в них зарождается новая жизнь.
Летом 2014 года началась новая жизнь и у березы в селе Бурмакино Кирово-Чепецкого района. Шесть лет назад у нее спилили подсохшие сучья. И о, чудо! – на спилах березы проступили нерукотворные образы, напоминающие иконы. Дерево уже стало местной достопримечательностью. Одни связывают это явление с тем, что береза стоит недалеко от потерянной в годы ярого атеизма церкви во имя Казанской Божией Матери, рядом с бывшим домом местного священника. Многие, проходя мимо, останавливаются, чтобы помолиться.
Церковь в селе, как сообщают источники, разрушена примерно в те же годы, когда был разрушен Александро-Невский собор в Вятке. Образ разрушенного бурмакинского храма сегодня можно увидеть только на фотографии. Селяне утверждают: чудо явления божественных образов связано с решением прихожан открыть в здании бывшей церковно-приходской школы молельный дом. Особенно отчетливо «нерукотворные» образы заметны в двух самых больших срезах, выходящих к дороге. В этом верующие видят своеобразный призыв крепить веру православную. Ведь в далеком прошлом писали на бересте и послания и молитвы. А тут послание людям являет целое дерево – береза.
К траве притронусь – словно обожгусь,
Березу трону – слышу звон церковный.
Я знал цветы в округе наизусть,
Не будет на земле названий новых, –
пишет в одном из стихотворений коми поэт Виктор Кушманов, с которым мы в декабре 1979 года встречались с читателями в Сыктывкарском книжном магазине «Современник».
Березы в лесу по-прежнему поют свою вековую песню, а деревня Березовка, к сожалению, приказала долго жить. У славянских народов многое связано с этим священным деревом. Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. Береза в народной традиции символизирует свет, сияние, чистоту, женственность. Обычаи древних славян, связанные с березой повествует, что по случаю рождения ребенка необходимо сажать у дома молодую березу. Наверно, отсюда это жизненное правило: человек должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от искушений. С помощью веточек березы девушки гадали на суженого. Белая береза – это еще и культовое дерево. Мне доводилось бывать в марийских деревнях, где предметом почитания по вековой традиции являются березовые рощи – Кюсото. В Марий Эл их около 500; 36 священных рощ мари в соседней Нижегородской области. А коми и пермские старообрядцы используют березу для изготовления обрядовых символов.
Марийское язычество донесло до наших дней представления древнего человека о правилах взаимоотношений с окружающим миром, которыми люди руководствовались на протяжении тысячелетий. Финно-угоры, марийцы и коми традиционно относились к творениям природы как равным себе. Значительное место у них занимал ритуальный культ. Лес был домом марийца. Нижегородские мари до сих пор чрезвычайно близко к сердцу воспринимают события в жизни леса. С лесом связаны представления мари о лесном хозяине Кожла-Оза, который может покарать человека, нарушившего правила поведения в лесу. Почитаемые у мари деревья – береза, липа, дуб. Древний марийский воин знал, если ему плохо, если его покидают силы, он должен идти к дубу, чтобы обрести их снова. Женщины шли к липе, самые молодые – к березе. И знали, чтобы жизнь продолжалась, ничему вокруг нельзя приносить беды. Этому учили мифы о языческих богах – о Юмо – главном марийском боге – покровителе людей, о Пюрыше – боге судьбы, о Шочым ава – богине рождения, продолжения рода.
Построение первого христианского храма в Белоозере то же связано со священной березой. Этому событию посвящено сказание, относящееся к XI столетию, о котором повествует Почетный академик Петербургской АН, автор «Курса русской истории» В.О.Ключевский. В то время жили на Белоозере люди некрещеные. Стали их крестить, и построили церковь, а именем какого святого назвать ее, не ведают. Наутро пришли они к церкви, а на реке под церковью челн стоит, в челне икона Василия Великого. (Святитель Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской – 379, – Н.Ш.). Когда стали церковь освящать, литургию служить и Евангелие читать, вдруг раздался страшный треск и гром. Люди переглянулись, думали церковь рушится. Выбежали из храма, смотрят, а за алтарем, где прежде было языческое капище и находились священная береза и камень, ничего нет: березу вырвало с корнем, а камень забросило в Шексну и потопило. «И на Белоозере то первая церковь Василия Великого от токова времени, как вера стала».
В церковной истории не прибегали к новомодным рейтингам – она сама пестовала, сохраняла и доносила сквозь века имена своих выдающихся пастырей. Рядом с преподобным Сергием Радонежским – его соратник и преемник Стефан, вошедший в биографию Отечества как просветитель земли Пермской. Местные жители, предки нынешнего народа коми, восприняли бесстрашного проповедника весьма враждебно. После того, как он сжег дотла одну из наиболее почитаемых языческих кумирен – священную березу, – самого Стефана связали и закидали соломой, намереваясь предать огню. Епископ не сопротивлялся, лишь неистово молился. «И неожиданно ярость до крайности раздраженного народа, – свидетельствует Житие святого отца Стефана, – сменилась кротостью агнца. Угодник божий остался невредим – никто его не ранил и даже не ударил». Через годы на месте сожженной кумиреницы – священной березы – язычники, принявшие христианство, поставили каменную церковь.
На Руси стройная березка всегда ассоциировалась со скромной девушкой-красавицей. Она же была своеобразным барометром-предсказателем: из березы весной течет много сока – к дождливому лету; коли береза наперед опушится, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого; осенью листья березы начинают желтеть с верхушки – весна будет ранней, снизу – поздней; береза – не угроза: где стоит, там и шумит. Не потому ли имя березы люди присвоили тысячам рек, деревень и поселков в России, Белоруссии, Украины?!
А сколько их по соседству?! В Мурашинском районе – река Березовка, деревня Березник, поселок Березовский, в Даровском – Березовский сельсовет с центром в деревне Поповщина, в Лузском – деревня Березино и т.д. И имя это «привязано» где-то к протекающей рядом реке (как мы видим это в случае с деревней Березовкой на Моломе, – Н.Ш.), а где-то к окружающей населенный пункт местности – березняку (березовой роще, дубраве). Мне удалось проследить судьбу многих «березовых» поселений. Оказывается, их история берет начало в семнадцатом веке. Интересно, когда это название пришло на моломскую землю, и кто из первопроходцев назвал незнакомую таежную речку Березовкой? Но это, как и открытие имени деревни Холоватка, предмет нового поиска. А мы продолжаем путь к встрече с интересующей нас прекрасной незнакомкой по имени Кустовка. А о том, как все это начиналось, повествует кировский поэт Павел Маракулин.
«О, Господи, как любо-то окрест!
Вот тут и место, новгородцы – други!»
В дугу сгибаясь, вспенил воду шест,
И в берег лодки стукнулись упруго…
Так вот он край, что от Сухоны вниз,
Богатый зверем, весь в речных излуках,
Где промышляет вольный черемис
С колчаном стрел березовых и луком.
В Клировой ведомости Шабурской церкви во имя Рождества Христова за 1916 год в списке населенных пунктов прихода находим починок Избной лог: «число домов и хозяйств» – 5, «число душ: муж. – 16, жен. – 18». «В каком расстоянии от церкви, и нет ли препятствий в сообщении» записано – «14 верст, препятствий нет». В данных переписи населения 1926 года Избновский починок показан в Шабурском сельсовете: хозяйств 7, жителей 48.
На карте 1928 года этого региона показана уже деревня Избновская, которая прописалась где-то на середине между Ново-Поставленной и Чалбуновской. Названия деревень даю согласно надписей на карте. В ноябре 1929 года в Шабурском сельсовете жителями деревень Большое и Малое Богатиково организована первая сельскохозяйственная коммуна «Путь к социализму». В 1932 году в сельсовете было уже 9 колхозов. Позже других появился колхоз в Избновской. Назвали его просто «Заря». В 1945 году колхоз «Заря» – дер. Избновская – влился в колхоз «Крестьянка» – с центром в деревне Черемуховатской. В 1950 году колхоз «Крестьянка» разделен: деревня Избновская отошла к Моломскому сельсовету. В 1959 году в Шабурском сельсовете было 16 деревень. Но среди них уже нет деревни Избновской, хотя она как населенный пункт снята с регистрации только 17 октября 1961 года.
Николай Шкаредный.
Начало в номере за 6 апреля. Продолжение следует…