Откуда ты, Кустовка? Часть 11

Взгляд назад

Так уж исторически сложилось, что в документах и в архивах мне так и не удалось найти подтверждения о деревне Кустовке ни в Шабурском, ни в Моломском сельсоветах.

В 1939 году в Моломский сельсовет входили населенные пункты: Веселая Грива, Вновь Поставленная, Заосиновка, Кресты с обозначением – больница, Нижняя Волманга, Синицкий починок, Усадьба и именные участки-хутора. В Шабурском сельсовете перед войной было зарегистрировано 23 населенных пункта, из них четыре починка и один выселок. Интересно, что два починка именовались как Кокоулинские.  История названия сел, деревень, починков, хуторов и выселков по имени ее владельца на Руси имеет древние исторические корни. Об этом я говорил выше, ссылаясь на писцовые книги 1629 года Афанасия Толочанова и Андрея Ивлева, в которых упомянуты 420 населенных пунктов, расположенных на Моломе. Почти 70 процентов из них – именные. Эта традиция жила, живет и будет жить на Руси! Поэтому все не так просто в нашем исследовании, так как мы идем к ответу на вопрос «Откуда ты, Кустовка?» двойным путем – от имени и от названия. Хотя и само имя нового члена семьи, как и название населенного пункта, рождается в раздумьях, поиске, дискуссиях, а порой и спорах. Вот как это описывает этот процесс Юрий Благов.

 Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий…  Муций.. . Свен… Орест…
Зять решил  по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
– Назовем посовременней –
Гелий…  Атом… Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин… Сельвин…  Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
Сочинительством   премудрым
Занимались вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Новое поколение Евгении Михайловны и Николая Алексеевича Кокоулиных у покосившихся стен школы – дома купца И.М.Рудакова – в Заполье
Новое поколение Евгении Михайловны и Николая Алексеевича Кокоулиных у покосившихся стен школы – дома купца И.М.Рудакова – в Заполье

С именем Ексакустодиан мы, слава Богу, вроде бы разобрались. Поэтому продолжим историю, начатую на моломской земле  Экзакустодьяном Тарасовичем Русановым, имя которого, как уверяла меня ветеран Шабурского сельсовета Евгения Михайловна Кокоулина, нашло свое  отражение в названии деревни Кустовка. Конечно, с именами, как и с названиями населенных пунктов, за минувшие века произошло много изменений. И сегодня у некоторых «радетелей» современной истории еще не прошел зуд на переименование улиц, городов и поселков. А с именами еще проще: не хочешь быть Проклом, Диодорой, Сидором или Ифигенией, имеешь полное право сменить и имя и фамилию. В дореволюционные времена, да и в послереволюционной деревне этого не наблюдалось. Имя, данное церковью или отцом-матерью, было святым, неприкосновенным, не подлежащим ни обсуждению, ни осуждению. В XVII веке патриарх Никон решил провести ряд церковных реформ, поскольку богослужение в различных епархиях велось по-разному и было связано с народными традициями, сложившимися на местах. Основной целью реформирования было приближение русских церковных книг к их историческим  греческим оригиналам.

Приняв христианство, русские люди познакомились с принципиально новым типом имен – именами святых. Познакомились благодаря церкви, которая рекомендовала брать личные имена из церковного списка. Пополнение их состава происходило постепенно, по мере приобретения новых церковных книг и по мере канонизации отдельных святых. В минеях 11-13 веков насчитывалось 330 мужских и 64 женских имени; в месяцеслове 1891 года насчитывалось 900 мужских и около 250 женских имен, в Церковном календаре за 1960 год – 874 мужских и 228 женских. Диспропорция числа мужских и женских имен изначально объяснялась тем, что Церковь канонизировала борцов за веру, а ими были преимущественно мужчины. Поэтому и первые монастыри были мужскими. Начиная с XVII века, в результате исправления, московский церковнославянский язык получил ряд новых черт. Написание и произношение имен изменилось в сторону их юго-западного звучания. Возможно, тогда и превратилось имя Ексакустодиан в Экзакустодьяна.

Казалось бы, на моломской земле имя Ексакустодиан – это экзотика. Но это не так. Я только что вернулся из поездки по Волге. Во многих городах Поволжья бывал и прежде, а сейчас удалось «связать» их, как говорят, в один исторический клубок. Теперь его предстоит разматывать и изучать заново. И это вдвойне интересно. Конечно, первым по этой  тропе познания шел экскурсовод. А теперь и мы вслед за ним посетим города и села этого региона. И начнем этот поход в историческое прошлое со столицы Татарстана  Казани, которая расположена на левом берегу Волги.

Русская история этого поселения открыта взятием Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, с последующим, как пишут историки, разрушением большей части города и переселением татар на болотистые берега озера Кабан. Здесь и была заложена основа Старо-татарской слободы Казани. Сегодня это центр города, в котором три одноименных озера Кабан. Протяженность города с севера на юг – 29 км, с запада на восток – 31 км. В 2005 году Казан отпраздновала свое тысячелетие. Наш экскурсовод после знакомства с городом улыбнулась: «Меня зовут Алсу. Вот я и исполнила вам песню о Казани».

Песня-рассказ получилась интересной. Можно было бы много говорить о Казанском Кремле, где расположена резиденция Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Нас познакомили с  комплексом мечети Кул Шариф, минареты которой взметнулись на 55 метров. Купол прорезан в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. В Кремль мы вошли через арку Спасской башни, высота которой 45 метров, ширина 23 метра. Поэтому она смотрится приземленной. Впервые башня была построена в 1556-62 гг. архитекторами – постником Яковлевым и Иваном Ширяем. В 1857 году переделали въездную арку. Последняя реставрация башни проводилась в 1975 году. В   XVIII веке на башне появились часы. В 1963 году механизма работы часов кардинально изменился: в Спасскую башню был введен электронный механизм, который позволил сделать бой автоматическим, а часы выводились на трех гранях башни. Но главным новшеством часов стали светоэффекты. Напротив Спасской башни через площадь расположен Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Предоставим слово экскурсоводу:

«В 1885-1909 годах настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря Казани служил уроженец Вологодской губернии (в те годы Моломская провинция относилась к Никольскому уезду Вологодской губернии, – Н.Ш.) служил архимандрит Ексакустодиан. Это святое имя Евгений Федорович Каминский (мирская фамилия архимандрита Ексакустодиана, – Н.Ш.) принял во время пострига, посвятив свою жизнь и свои труды Богу и людям. И во многом преуспел в этом. Еще 19-летним юношей он, по внутреннему влечению к уединенной монастырской жизни, покинул семинарскую скамью и поступил послушником в Семигордскую Успенскую пустынь, которая была основана иноками Дионисия Глушицкого. В конце XV века здесь была поставлена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас пустынь находится на территории поселка Возрождение Харовского района Вологодской области. Здесь Евгений Федорович Каминский нес послушание, пешком исходил необъятные просторы России для сбора пожертвований на приютивший его бедный монастырь, здесь прошел монашеский постриг и обрел новое имя – Ексакустодиан.

Иоанно-Предтеченский монастырь в Казани
Иоанно-Предтеченский монастырь в Казани

В 1871 году он взял в свои руки настоятельский жезл, чтобы честно и неустанно идти с ним по тернистому пути начальника Иоанно-Предтеченского монастыря в Казани. Когда отец Ексакустодиан прибыл в святую обитель, она переживала не лучшие времена: старая церковь середины XVII века так обветшала, что грозила падением, было запущено делопроизводство, не регулярно велись церковные службы. Неутомимый архимандрит с юношеской энергией принимается за дело и буквально за несколько лет монастырь превратился в благополучную обитель, пользующуюся заслуженным авторитетом в городе. Ни один истинно нуждающийся человек не уходил из его кельи без  нравственной или материальной поддержки, его дом стал как бы странноприимным. Строительство новых храмов Ексакустодиан осуществлял на средства доброхотных жертвователей. В 1992 году монастырь вернули Казанской епархии, с 1994 года возобновилась служба в отреставрированном Введенском храме. Сегодня Иоанно-Предтеченский монастырь известен свой благотворительностью. В нем единственная в Казани бесплатная столовая для неимущих, организовано обеспечение временной работы для бездомных Дополним эту информацию еще одним сообщением: «14 июля 1909  года в 10 часов вечера от кровоизлияния в мозг скончался один из достопочтенных пастырей Казани, настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря о. Ексакустодиан».

31 марта  2007 года в «Опаринской искре» опубликована зарисовка журналиста Татьяны Тунгусовой «Трудная судьба. Светлая душа» о Фотиньи Хрисанфовне Буяковой. Судьба у героини действительно была трудной. Всего один фрагмент: «В тридцатые годы семья Буяковых чуть не попала под раскулачивание. За что, если детей полон дом, а бедность – из каждого угла? Обмолвился как-то Хрисанф, что хотел бы он построить заводик по производству кирпича. Кто-то услышал и донес. Разбираться, существует ли заводик наяву, стали потом. А пока конфисковали все, что можно, из имущества (даже веревки с саней сняли, вспоминает Фотинья), отца увезли в Мураши. До раскулачивания не дошло, разобрались…Через неделю отец вернулся». Было много еще всякого разного, но мы обратились к этому рассказу по другой причине. Нас интересует имя героини – Фотинья. Да еще Хрисанфовна. Тут уж целый букет из православного прошлого, так похожий на явление Ексакустодиана. Да, еще какой букет! Хрисанф – с греческого златоцветен.

Митрополит Хрисанф (Яков Антонович Чепиль)
Митрополит Хрисанф (Яков Антонович Чепиль)

Многие верующие знали митрополита Вятского Хрисанфа (в миру Яков Антонович Чепиль) не только по проводимым им церковным службам, но и как участника Великорецкого крестного хода. Родился он в 24 июня 1937 года в семье крестьянина, в Волынском воеводстве на польской земле в селе с русским названием Березовка. Так как его отец – Антон Дмитриевич Чепиль – погиб на фронте, в детстве Яков жил в Корецком женском монастыре, послушницей которого была его родня тетя монахиня Манефа. После службы в армии обучался в Московской Духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. 15 марта 1970 года, после окончания аспирантуры, рукоположен в сан священника. 30 марта 1971 года пострижен в монашество с именем Хрисанф. 28 апреля возведен в сан архимандрита. 23 апреля 1978 года по решению Священного Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде хиротонисан во епископа Кировского и Слободского. Указом от 9 сентября 1988 года удостоен сана архиепископа. 29 февраля 2004 года архиепископ Хрисанф возведен в сан митрополита. 4 января 2011 года митрополит Хрисанф скончался. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Хрисанф (Чепиль) погребен в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря, недалеко от раки преподобного Трифона Вятского. Своей жизнью, своим служением Богу Яков Антонович Чепиль нес людям свет и тепло души.

А Фотинья?

Журналист Татьяна Тунгусова облегчила наш поиск, в выше названной зарисовке о ветеране Буяковой она размышляет: «У каждого имени – свое значение. В какой-то мере оно предопределяет судьбу. (Замечу, подтверждение тому выше приведенный рассказ о митрополите Хрисанфе, – Н.Ш.). Много книг и словарей пришлось перелистать, прежде чем докопалась: Фотинья – светлая. Доля ей выпала трудная. А душа действительно оказалась светлой – ни обидам, ни злобе, ни сетованиям на жизнь места в ней не было и нет». Фотинья – в современной форме имени – Светлана. Именины – 26 февраля – преподобная Фотиния, 2 апреля и 16 ноября – мученица Фотиния. Это имя и сегодня пишется, как слышится. В интернете нашел вопрос: «Все еще не могу понять – как правильно: ФотиНА, ФотиНЬЯ или ЙФотиНИЯ. В Свидетельстве о крещении у меня записано: «ФотиНА». Или такие записи: «Меня зовут Светлана (крещенная как Фотиния), а моего сына я мечтаю назвать Виктор… неожиданно»; «Я знала давно, что мое имя Светлана происходит от имени Великомученицы Фотинии… Но что она приняла такие мучения за Веру, прочитала впервые. И я горжусь тем, что у меня такое имя. Спасибо Богу за все!!!».

А я говорю спасибо всем тем, кто помогает мне прокладывать дорогу в неведомою досель Кустовку. Так что наш рассказ продолжается…

Николай  Шкаредный, продолжение следует…

Начало:
Часть 1;
Часть 2;
Часть 3;
Часть 4;
Часть 5;
Часть 6;
Часть 7;
Часть 8
Часть 9
Часть 10

Добавить комментарий