Откуда ты, Кустовка? Часть 10

Взгляд назад

А мы, взяв в союзники антропонимику (греч. человек + имя), продолжим наше знакомство с  Экзакустодьяном Тарасовичем Русановым.

Если быть точным, то это греческое имя правильно пишется в двух варианта – Ексакустодиан  и Екзакустодиан, что означает неохраняемый. И переводится на русский как Константин. В древнейшие времена человек воспринимал себя как частицу Вселенной и пытался найти в ней свое место. Люди верили в свое происхождение от растений, животных, стихийных явлений, и это отразилось в их именах. Приняв христианство, русские познакомились с принципиально новым типом имен – именами святых. Первоначально список христианских имен включал около 80 имен. К XIII веку их стало около 300. В  XIV веке произошло очередное вмешательство в установившуюся было систему русских личных имен, когда на равных правах употреблялись имена церковные и древнерусские, а именно появилось требование, чтобы в официальных случаях люди записывались только церковными именами. Благодаря чему, в Киевскую Русь вместе с христианством пришли имена греческих святых. Причем это неписаное правило сохранилось и XX веке. Подтверждение тому – рассказ  Августа Филипповича Кокорина, который я записал 26 сентября 2009 года на Вазюке.

  Фото ветеранов труда вазюкчан Августа Филипповича и Зинаиды Григорьевны Кокориных
Фото ветеранов труда вазюкчан Августа Филипповича и Зинаиды Григорьевны Кокориных
Поздравление губернатора Кировской области Н.Ю.Белых Зинаиде Григорьевне Кокориной
Поздравление губернатора Кировской области Н.Ю.Белых Зинаиде Григорьевне Кокориной

«В наших семьях, видишь ли, – оживился Кокорин, – дети были главным мерилом жизни. У моих отца и матери, понимаешь, да, нас было девятеро. Я, видишь ли, родился пятым. Отец мой, Филипп Митрофанович, значит, как это делал и раньше, понимаешь, при появлении в доме новорожденного принес с подволоки, значит, «Календарь имен» и выбрал мне имя – Август. Мать, конечно, стала возражать: «Какой Август, родился-то парень в апреле» Но отец не любил отступать. А тут, понимаешь ли, во время крещения такой казус вышел. Сорок километров несла меня мать на руках на полотенце до Красного села. В церкви, видишь ли, вышла загвоздка: поп отказался узаконить крещением мое имя. Дескать, нерусское оно и в  православных святцах, видишь ли, не значится.

Вышла мама с крестной, значит, в притвор и решают: как быть? Следом вышел дьякон, подсказал, что 22 апреля по церковному календарю празднуется память преподобного Виталия. А я, видишь ли, родился 23 апреля 1933-го. Мать, понимаешь, да, сразу ожила. У купели назвала попу имя – Виталий. Дома отец долго ходил из угла в угол, а потом выдохнул: «Значит, так Богу угодно». Но в сельсовет исправлять  документы, понимаешь ли, да, не пошел. Так и живу всю жизнь с двумя именами: в миру, значит, Август, а во крещении, понимаешь ли, Виталий».

Дом Кокориных на Стахановском
Дом Кокориных на Стахановском
Август Филиппович взял в руки любимую гармонь
Август Филиппович взял в руки любимую гармонь

Дом Кокориных на Вазюке самый крайний на Стахановском. Мимо него бегут машины по автотрассе Опарино-Киров, под их окнами едут вазючане на родник за водой. На Вазюке живут их сыновья и внуки. А они все так же вместе. Аж с 1959 года. Всякое бывало, вспоминает Зинаида Григорьевна, жизнь прожить – не поле перейти. На столе альбомы с фотографиями, а в них их жизнь и жизнь их детей. Мы с Зинаидой Григорьевой рассматриваем снимки. Какие-то из них уже пожелтели от времени. Август Филиппович набросил ремень на плечо, растянул меха гармони, и зазвучала народная мелодия. Что-то едва ощутимое наполняло душу. Все это как-то незримо гармонировало и с зажженной лампадкой, и  с ожившими в еесвете ликами святых на иконах…

К православным греческим святым именам, которые празднует Русская Православная Церковь, относится и изучаемое нами имя Экзакустодьян – Ексакустодиан. Свои истоки оно берет в годы правления нечестивого римского царя Декия 1 (Деций Траян, 249-251), который вошел в историю как организатор гонений на христиан. В это время в Ефесе находилось семь отроков, они были сыновьями уважаемых городских начальников и служили в войске, имена их следующие: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин. Они вместе молились и постились, сораспинаясь Христу умерщвлением плоти и строгим соблюдением целомудрия. Сыновья воспротивились гонениям Декия, и он отнял у юношей их воинские пояса – знак занимаемого ими высокого положения. «Вы не достойны, –  сказал он, –  служить в войске царя, ибо не повинуетесь ему. Было бы безжалостно сейчас же предать мукам столь молодых,  поэтому прекрасные юноши, я даю вам время для размышлений, чтобы вы, образумившись, принесли жертву нашим богам, и, таким образом, сохранили себе жизнь».

Святые же отроки, следуя учению Христа, дарованное им время употребили на добрые дела: взяв в доме родителей своих золото и серебро, они раздавали его тайно и открыто нищим. А когда Декий (250 г.) решил призвать их к ответу, отправились к восточной горе, известной под именем Охлон, захватив с собою столько серебра, сколько нужно было для покупки пищи. Придя в находившуюся в горе пещеру, они пробыли в ней довольно продолжительное время, непрестанно славя Бога и молясь о спасении своих душ.  Вернувшись в Ефес, Декий приказал привести ему христианских пленников, чтобы предложить им принести жертвы идолам. Узнав об этом, юноши усилили молитвы. Они взывали к Богу с таким жаром, что, когда вечером сели поесть хлеба, их охватил сон. По Промыслу Божию все они преставились с молитвой на устах. Легенда быстро распространилась из Ефеса. Уже в V веке она дошла до Малой Азии и Сирии. Самым древним сохранившимся источником называют сирийский текст монаха по имени Иаков из Сарука, написавшего гомилею (гомилея – одна из древнейших форм христианской проповеди, –  Н.Ш.), вошедшую в Acta Sanctorum и повлиявшую на тексты на других восточных языках. Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября.

Рассерженный Декий велел допросить их родителей, которые указали место убежища сыновей. Тогда он послал воинов, чтобы они замуровали вход в пещеру. Царские слуги Феодор и Варв, сами втайне христиане, выполнив царское повеление, вырезали рассказ о семи юношах-мучениках на свинцовых табличках и спрятали их поблизости. Спустя примерно 200 лет, в правление Феодосия Младшего (ок. 446), некий Адатий, владелец земли, затеял на месте, где была пещера с семью юношами, постройку. Добывая камень для строительства, он раскрыл вход в пещеру – и тотчас семь юношей ожили, как если бы уснули накануне. Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени его торжества. Иоанн Колов в Житии Паисия Великого (его имя  принял епископ Яранский  и Лузский  Паисий, – Н.Ш.) приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, – тем зиждительная сила в изобилии дает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищей, сколько духовною».

Вот какой большой временной и земной путь преодолело имя святого Ексакустодиана, чтобы прописаться на вятской Моломе. В каком году то  было, теперь уже и не установить. Но мы можем продолжить наше исследование, чтобы попытаться ответить на вопрос: как это проходило? В связи с этим вступлением, припомнил свой давний разговор с Почетным гражданином Опарино Василием Григорьевичем Матвеевым, который записал 19 ноября 2005 года. Наша встреча состоялась в квартире ветерана на улице Октябрьской в Опарино, а разговор мы вели совсем о другом. И начался он с рассказа  о том, как династия Матвеевых прописалась на моломской земле.

Почетный гражданин поселка Опарино Василий Григорьевич Матвеев
Почетный гражданин поселка Опарино Василий Григорьевич Матвеев

«Родился я в деревне Молебенской 2 января 1924 года, – уточнил Василий Григорьевич, – так что и коллективизацию и другие перемены на селе все проходило на моих глазах. Даже смена имени нашей деревни. Тогда мне только 16 лет исполнилось. Счетовода призвали в армию, и председатель уговорил меня выполнять обязанности счетовода. На одно из колхозных собраний пришел  учитель, сын бывшего священника Спасской церкви с Нижнего Починка Николая Михайловича Попова – Попов Николай Николаевич. Тогда он жил в Паломице. Что или кто толкнул его на этот шаг, не скажу. Но и сегодня хорошо  сознаю, какая внутренняя борьба проходила в людях в те годы: сын священника ставит вопрос о переименовании деревни Молебенской. Говорит, не пристало нам жить пережитками прошлого, мы все за Бога держимся. Своим умом и своим трудом надо жить! Было это в 1940 году. А поскольку рядом протекала небольшая речка Мутница, так и деревню решили именовать. Я на том собрании протокол вел. Только новое имя так и не прижилось, люди по-прежнему называли ее Молебенской. А в официальных документах наша деревня фигурировала как Мутница.  Так что и мне довелось писать истории».

Родословную этой династии на Моломе следует начать с деда Василия Григорьевича – Прокопия Виссарионовича Матвеева. В эти места, как он говаривал, приехал с родителями в 13-ленем возрасте с Вятки. Чем приглянулось старшим Матеевым это место, он уже и припомнить не мог. По воспоминаниям деда перебрались они вместе с пятью другими крестьянскими  семьями в эти края в 1860 году. Приглянулась новоселом небольшая поляна недалеко от реки. У деда с бабкой было четыре сына: Григорий, Николай, Дмитрий и Семен, три дочери: Пелагея, Анна, Татьяна. Занимались, как и все, сельским хозяйством, дед еще выполнял кузнечные работы – у него была своя кузня. Передал кузнечное мастерство и своим сыновьям. Над названием поселения долго не размышляли, какому же еще быть поселению на речке Молебнице? А может, от того, что у русского православного народа жив такой обычай: на новом месте служить молебен, чтобы Господь благословил на закладку дома, чтоб поле дало кучный урожай, чтобы Господь хранил семью о всяких земных бедствий и хворей?!

Наши предки – крестьянская семья начала XX века
Наши предки – крестьянская семья начала XX века

В православном богослужении молебен относится к кратким церковным службам, при которых верующие обращаются с молитвенным словом к Самому Господу Богу, к Пресвятой Богородице, к ангелам и святым Различие между домашней молитвой и молебеном заключается в том, что домашняя молитва совершается верующим частно, в единении с Богом без постороннего присутствия кого-либо, а молебен осуществляется соборно, не одним человеком, а группой верующих с участием священнослужителя. Согласно Священному Писанию, именно групповая молитва имеет наибольшее значение и наибольшую ценность в Божьих очах. Зачастую молебен сопровождается освящением воды, при котором на воду посылается Самим Господом Богом Благодать Духа Святого. Не после ли такого молебена лесная речка приобрела свое святое имя – Молебица. Если учесть, что на сегодня известное нам упоминание Шабурских хуторов относится к 1780 году, а каменная Христорождественская церковь в Шабурах построена в 1835 году, то все встает на свои места. Было кому вести службы и ходить с молебеном,  по  окончании которого святую воду отдавали прихожанам для окропления жилища и защиты от нечистой силы и нечистого духа.

Существует еще одна версия появления в этих местах речки Молебицы. Дескать, это монахи Верхомоломского Спасского мужского монастыря, когда прокладывали пути-дороги в низовья Моломы, во время стоянки для отдыха так окрестили эту речку: уж очень прохладна, свежа, чиста и вкусна была в ней вода. Вот и решили они сохранить ее во всем величии и для себя и для будущих поколений. А для этого совершили, как и полагается, молебен. От молебна – речка Молебица. В Клировой ведомости Шабурской Христорождественской церкви за 1913 год записано: «В починке Молебинском, отстоящем от храма в 18 верстах, – 31 хозяйство, проживает 94 мужчины и 90 женщин». Согласно переписи 1926 года в деревне Молебенской было уже 35 домов и проживало 205 человек, а  перед Великой Отечественной войной в деревне стояло около 50 дворов.

Деревня в годы коллективизации
Деревня в годы коллективизации

«Деревня-то наша разрослась, – продолжил Василий Григорьевич свой рассказ, – до 63 домов. А поля-то, поля-то какие люди распахали вокруг деревни на все 360 градусов. Ровные да ладные. Начальник сельхозуправления часто приводил их в пример на различных совещаниях. Да я и сам в этом убедился, когда работал бригадиром, измерял их шагомером. Получалось до километра в одну сторону. К земле-то мы, Матвеевы, прикипели всей душой. К началу коллективизации в семье было 14 человек, В хозяйстве имелось десять дойных коров, три лошади и другая живность. С организацией в деревне колхоза «Новый быт» мои братья Александр и Иван со своими семьями отделились. После войны Ивана избрали председателем колхоза, а потом и его сына  Николая Ивановича люди удостоили такой чести. Благодарен тем, кто вместе со мной вспоминает былое. Судьбы многих опаринцев и история моломских поселений не менее сложные, не менее интересные».

В том числе и разыскиваемой нами деревни Кустовка.

Справка: История деревни Молебенской – Мутницы оборвалась за десять лет до нашей встречи с Василием Григорьевичем Матвеевым, – в  1994 году, когда деревня Мутница, как и деревня Наумово, решение Кировской областной Думы от 22  ноября была снята с регистрационного учета. Но как рассказывал мне последний председатель колхоза «Красный Октябрь» Николай Иванович Матвеев – деревню списали, а дома-то остались… Вот и он по воле судьбы был вынужден переехать в Молому.

Николай  Шкаредный, продолжение следует…

Начало публикации “Откуда ты, Кустовка?”:

Начало:
Часть 1;
Часть 2;
Часть 3;
Часть 4;
Часть 5;
Часть 6;
Часть 7;
Часть 8
Часть 9

Добавить комментарий