«Потребность необычайного –
может быть, самая сильная
после сна, голода и любви».
Александр Грин
Все, кто видел Грина, отмечают в его внешности одну деталь – рост. «Это был очень высокий человек в выцветшей желтой гимнастерке». И другая деталь – Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью. Мальчик жил в одиночестве, увлеченно читая книги и сочиняя стихи. Уныло и однообразно тянулась вятская жизнь, пока весной 1895 года Грин не увидел на пристани извозчика и на нём двух штурманских учеников в белой матросской форме. Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось всё, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги легендарных островов, песчаные дюны, заросшие цветами, пенистая морская даль, теплые лагуны, вековые леса, смешавшиеся с запахом солёных бризов, запах пышных зарослей, уютные приморские города. Река Вятка всегда была рядом с ним, и не здесь ли, на крутом берегу, написал Грин эти строки:
Река широка, широка,
Вода глубока, глубока,
Лодка легка, легка.
Так далеко, далеко плыть,
Так светло, все видя – любить.
Вьется река, как змея,
Душа спокойна моя,
Длинным веслом правлю я.
Эти речные «смотрины» не прошли бесследно. Он вернулся в Вятку, его, как он думал, звала река. В 1874 году Тихон Филиппович Булычев развил пассажирское пароходное движение. Существует мнение, что Булычев стал прототипом героя пьесы Максима Горького «Егор Булычёв и другие». Булычев имел семь самоходных пароходов, но Александр Грин 19 апреля 1900 года поступает в пароходство Т.Ф. Булычева матросом на баржу №8. Тихон Булычев занимался поставками хлеба в Архангельск, на Рыбинскую и Петербургскую биржи, владел в городе ткацкой и льнопрядильной фабриками, поставляя свою продукцию в Москву, – баржи пароходства постоянно находились в работе. Матросы имели возможность получить дополнительный заработок в качестве грузчиков. Но речная стихия не пришлась Грину по душе. Не отплавав навигацию, опять же 19-го, только июля, он увольняется со службы в пароходстве и переходит на работу на кондитерскую фабрику Станислава Осиповича Якубовского, в которой, как вы помните, некоторое время работал его отец – Степан Евсеевич. Этот факт подтверждает коллективный снимок юбилейной фотографии к 30-летию фабрики. Среди участников «сладкого» торжества мы видим Александра Грина.
Я в книгах читал о прекрасной стране,
Где вечно шумит океан.
И дремлют деревья в лазурном огне,
В гирляндах зеленых лиан.
Туда улетая, тревожно кричат
Любимцы бродяг – журавли…
А руки мотыгой железной стучат
В холодное сердце земли.
В 1896 году в семье Гриневских рождается сын Николай, а 1 июня Александр Гриневский заканчивает Вятское городское 4-х классное и 13 июня отправляется на пароходе в Одессу с целью поступления в мореходную школу. Пароходом добрался до Казани и отбыл в Одессу поездом. В поезде знакомиться с севшим в Киеве пассажиром, управляющим крупной мануфактурной фирмой Пташникова в Одессе, получает от него рекомендательное письмо к бухгалтеру Карантинного агентства Русского Общества Пароходства и Торговли Николю Ивановичу Хохлову. 16-летний Александр Гриневский уехал искать романтику моря в Одессу, решив стать моряком. С собой он взял акварельные краски, – он был уверен, что будет рисовать ими где-нибудь в Индии, на берегах Ганга, – взял нищенский скарб и в состоянии полного смятения и ликования покинул Вятку. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. В Одессе Александр некоторое время бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал.
В конце концов, он обратился к другу отца, который накормил его и устроил матросом на пароход «Платон», курсировавший по маршруту Одесса – Батуми – Одесса. Один раз Грину удалось побывать и за границей, в египетской Александрии. Мечта была достигнута. Море лежало перед Грином как дорога чудес, но старое вятское прошлое тотчас же дало себя знать. Александр с особой остротой почувствовал у моря свою беспомощность, ненужность, одиночество. Моряка из Грина не вышло – он испытал отвращение к прозаическому матросскому труду. «Этот новый мир не нуждался во мне, – пишет он. – Я чувствовал себя стесненным, чужим здесь, как везде. Мне было немного грустно». Вскоре он разругался с капитаном и оставил корабль.
Свет не клином сошелся на одном корабле:
Дай, хозяин, расчет!
Кой-чему я учён в парусах и руле,
Как в звездах – звездочет!
С детства клипер, и шхуна, и стройный фрегат
На волне колыхали меня.
Я родня океану – он старший мой брат,
А игрушки мои – русленя!
«Морская стихия, – констатирует С.В.Бардина, – стала определяющей, судьбоносной в роду Гриневских. Первым словом, прочитанным в детстве – будущим писателем А.С.Грином, было «море». Но капитаном он не стал, хотя «море» стало ключевым словом его литературной биографии. И вот спустя годы мечта о море все-таки воплотилась, пробилась упрямой волной сквозь десятилетия: среди потомков дворянского рода Гриневских появился моряк. Им стал сын сестры Александра Степановича – Варвары Степановны – капитан первого ранга Май Брониславович Запольский. Так случилось, что родился он на корабле посреди Индийского океана, когда семья Варвары Степановны выбрала местом жительства Владивосток. Правда, Май, в отличие от героя повести «Алые паруса», Артура Грэя, вовсе не хотел стать капитаном, он, как и его отец Бронислав Иванович –мечтал стать ученым-биологом. Но судьба распорядилась иначе, и он ушел в море, о котором так мечтал и так много писал его дядя -Александр Степанович Гриневский.
Вот что рассказала внучатая племянница Грина Надежда Маевна Запольская: «Увы, папа стал моряком вовсе не по зову сердца. Он был человеком совсем не военного склада. В начале 1941 учебного год к ним в школу пришли агитаторы из нескольких военных училищ отбирать мальчиков, пригодных по успеваемости и состоянию здоровья на подготовительное отделение. Учеба была очень тяжелой и сложной, но он окончил училище вторым по успеваемости из 400 человек. В конце войны вместе с сокурсниками участвовал в войне с Японией. Первые годы он все время плавал. Потом у него появились проблемы со здоровьем, его списали на берег и продолжил службу в штабе соединения, а потом увлекся научной работой» Май Брониславович был демобилизован в возрасте 60 лет в чине капитана 1 ранга.
Позвольте вам сказать, сказать,
Позвольте рассказать,
Как в бурю паруса вязать,
Как паруса вязать.
Позвольте вас на саллинг взять,
Ах, вас на саллинг взять.
И в руки мокрый шкот вам дать,
Вам шкотик мокрый дать.
ОТКРЫВАЕМ ГРИНА – 1
ОТКРЫВАЕМ ГРИНА – 2
ОТКРЫВАЕМ ГРИНА – 3
ОТКРЫВАЕМ ГРИНА – 4
ОТКРЫВАЕМ ГРИНА – 5
ОТКРЫВАЕМ ГРИНА – 6
ОТКРЫВАЕМ ГРИНА – 7
Николай Шкаредный, продолжение следует.