Открываем Грина – 23

Александр Грин - коллаж Взгляд назад

Всю жизнь – мечтатель и творец –
Он воздвигал на радость людям
Из кирпичей нелегких буден
Бессмертно-праздничный дворец.

В. Шефнер.

Впервые праздник состоялся в Ленинграде 28 июня 1968 года по инициативе самих выпускников. Официально праздник был проведен год спустя, в 1969 году. В 1979 году «Алые паруса» выпускников советских средних общеобразовательных школ последний раз украсили Неву. Причин тому было много, но одна была на виду – это то утихающая, то вновь появляющаяся в печати критика произведений Грина. «Язык Грина частью является имитацией языка иностранных писателей…. частью же это язык не совсем грамотного в литературном отношении беллетриста». Критика отказывала Александру Грину в творческой оригинальности и относила его к авторам второсортной авантюрной литературы. Раздавались голоса и о том, что А. Грин не может дать ничего другого, кроме легкого и занимательного чтения «на пароходах и железных дорогах». Другие рецензенты говорили прямо противоположное: «Там, где Грин прост и не «экзотичен», там он правдив и занятен».

Возможно, отклик этой критики и «спустил» в 1979 году на выпускном корабле алые паруса. Но, как это часто бывает в нашей жизни, все возвращается на круги свои. В одном из писем 1913 года Грин с горечью признавался: «Мне трудно, Нехотя, против воли, признают меня российские журналы и критики; чужд я им, странен и непривычен… Но так как для меня перед лицом искусства нет ничего большего (в литературе) – чем, оно, то я и не думаю уступать требованиям тенденциозным, жестким, более, чем средневековая инквизиция. Иначе нет смысла заниматься любимым делом». В 2005 году праздник выпускников снова поднял Алые паруса. Организаторами современной версии стали банк «Россия», Правительство Петербурга и «Пятый канал». Билеты на «Алые паруса» специально приобрести нельзя, посетить их могут только выпускники и их близкие по специальным пригласительным.

Открываем Грина - 23
На снимке: Алые паруса Александра Грина реют над Невою.

А подарил выпускникам советских и российских школ паруса, которые поведут их жизненные корабли в большую жизнь, наш земляк, романтик Александр Грин. К сожалению, сценаристы и ведущие этого праздника юности иногда забывают назвать имя родоначальника алых парусов – Александра Грина. Было бы справедливо, если в городе, где прописались «Алые паруса» был открыт музей Александра Грина. Может быть. Он будет открыт на корабле. Или это будет музей-квартира на 8-й Советской, 21. К сожалению, многое уже безвозвратно потеряно. Дачу на Софийской, 3, откуда Грин в 1909 году отправил письмо А.М. Горькому, тоже снесли. Корабль «Секрет» пришвартовался у набережной Мойки,5. В бывшем особняке купцов Елисеевых, где в 1919 году по инициативе К.И. Чуковского и А.М. Горького открылся Дом искусств, или сокращенно ДИСК, ставший ноевым ковчегом для бездомных писателей.

Скромную обстановку комнаты, выделенной Александру Грину подробно описала его последняя жена Нина Николаевна Миронова-Гриневская. «Высокие узкие окна выходят в стену, на окне почти всегда спущена белая полотняная штора. В комнате и днем горит электричество. Справа от двери большой платяной шкаф, почти пустой, так как у Александра Степановича не было лишней одежды. Слева большая железная печь-буржуйка. Слева за печкой, стул, за ним простой небольшой комод, покрытый какой-то блёклой цветной скатертью. На комоде две фотографии Веры Павловны (первой жены Грина – Веры Павловны Абрамовой) в детстве и в юности, в кожаной и красного дерева рамках, фотография отца Александра Степановича, чарочка с оленем, крошечная саксонская статуэтка – пастушок с барашком и собачка датского фарфора».

Открываем Грина - 23
На снимке: улица Пестеля в Санкт-Петербурге, на которой жил и работал Александр Грин.

Казалось бы, имея такое подробное описание быта писателя, не трудно сформировать подобную экспозицию, например по адресу: 11-ая линия, доме №44, где находилась первая семейная квартира Александра Грина. Или на углу Университетской набережной и 6-й линии, где супруги снимали меблированные комнаты. Вопрос: где? – остается открытым, но место памяти уникального русского писателя-романтика обязательно должно появиться в Санкт-Петербурге, как напоминание о его главном секрете жизни – «делать чудеса своими руками». А пока мы можем восхищаться его творчеством и праздником выпускников школ, главную массу которых составляют жители города. Многим ли опаринским выпускникам посчастливилось побывать на этом красочном и запоминающемся представлении?! В 1979 году я был среди ликующих выпускников на набережной Невы, а по реке плыли в разноцветии красок «Алые паруса» Грин. Сосед по месту жительства писателя, поэт Всеволод Рождественский, знавший Грина и работавший с Александром Степановичем в Петрограде, по-своему запомнил эти гриновские паруса и потому в своем поэтическом творчестве отразил их в таких строках:

Я одного из них запомнил с детства.
В беседках, в книгах он оставил мне
Большое беспокойное наследство –
Тревогу о приснившейся стране,
Где без раздумья скрещивают шпаги,
Любовь в груди скрывают, словно клад.
Не знают лжи и парусом отваги
Вскипающее море бороздят.

Мне пять лет довелось учиться в Ленинграде. За эти годы многое успел увидеть и познать. В 1986 году на доме по адресу улица Декабристов дом 11 была открыта мемориальная доска (автор – архитектор В.Б.Бухаев) с текстом: «В этом доме в 1821-1922 годах жил и работал известный советский писатель Александр Грин». Оказывается, произошла досадная ошибка. Коренные ленинградцы свидетельствуют, что эта доска должна находиться на улице Пестеля, дом №11. Это почти рядом со студенческим общежитием, где мы жили. В начале 1920 годов эта улица называлась «улица декабриста Пестеля». Но вот уже более тридцати лет доска висит по другому адресу. Краеведы пытаются возвратить ей на место, но их никто не хочет слышать. Такая же некрасивая история вышла с идей установить памятник Александру Грину в Архангельске. Сначала долго выбирали место, потом энтузиасты на этом месте установили памятный камень. Идут годы, рушится камень, а разговор о памятнике давно угас в гуще новых срочных дел.

Открываем Грина - 23
На снимке: мемориальная доска, посвященная Александру Степановичу Грину в Санкт-Петербурге на улице Декабристов, 11.

Творчество А.С. Грина представляет собой самобытное явление в русской литературе первой трети XX века. Со времени появления ранних произведений писателя и до наших дней, о нем высказано и написано так много, что герои его произведений стали «оживать» в картинах и скульптурных композиция, в театре и кино. Первым за эту работу взялся Владимир Юровский, представивший зрителям романтический балет в трех действиях с прологом. Либретто Александра Таланова по одноименной повести-феерии Александра Грина. В годы Великой Отечественной войны труппа Большого театра была эвакуирована в Куйбышев (Самару). Первая постановка состоялась в Доме культуры имени В.В. Куйбышева. Балетмейстеры: Александр Радунский, Николай Попко и Лев Поспехин. Постановщики: художник Петр Вильямс, дирижер Юрий Файер. Первые исполнители главных партий: Ирина Тихомирова – Ассоль и Владимир Преображенский – Грэй. Мировая премьера состоялась 30 декабря 1942 года. Спектакль прошел 15 раз, последнее представление состоялось 23 июня 1943 года. Вы видите одну их сцен балета.

Открываем Грина - 23

Романтика, мечта… и этот мир.,
В котором нет ни фальши и не скуки.
Здесь снова счастьем веет от разлуки,
А губы тихо-тихо шепчут: «Грин».
Для нас он создал мир совсем иной,
Такой, какого мы ещё не знали.
Но мы давно о нем в душе мечтали
И верили, что будет мир такой.
Грин дал человечеству образ мечты.
И эта мечта окрыляет нас снова.
И нет для читателя мира другого,
Как будто зимой расцветают цветы.
Блистающий мир в его книгах живет,
В котором нет места ни лени, н скуке.
Здесь радостны встречи и кратки разлуки.
А волны волнуются, море ревет.

Павел Коган.

Открываем Грина - 23
На снимке: кадр из кинофильма «Алые паруса» – Ассоль – Анастасия Вертынская, Грэй – Василий Лановой.

Режиссер Александр Лукич Птушко взялся за экранизацию «Алых парусов» Александра Грина на переломе эпох, в годы начавшейся в стране «хрущевской оттепели», когда перемена политического климата в середине пятидесятых годов означала и смену эстетического стиля. Теперь на пути режиссера встало новое испытание: ему предстояло поставить картину на основе повести ранее опального, а ныне реабилитированного писателя Александра Грина. Почему именно Александр Лукич взялся за эту работу? Да, потому что и сам своим творчеством жил в мире сказок. Вспомним его фильмы: «Сказка о потерянном времени», «Садко», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Золотой ключик», «Илья Муромец», «Каменный цветок», «Новый Гулливер». И все же «Алые паруса» как литературный первоисточник были совершенно отличны от всего, с чем приходилось работать Птушко раньше. Натурные съемки проходили в Алуште, Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку. Для съемок в Крыму были привлечены баркентина Альфа» и парусник «Товарищ». Интересно отметить, что главную роль в этом фильме играла шестнадцатилетняя московской школьницы Настя Вертинская. С любовью и восхищением мы смотри «Алые паруса». Хотя он вышли на большой экран ещё 7 июня 1961 года. фильм и сегодня.

Открываем Грина – 1
Открываем Грина – 2
Открываем Грина – 3
Открываем Грина – 4
Открываем Грина – 5
Открываем Грина – 6
Открываем Грина – 7
Открываем Грина – 8
Открываем Грина – 9
Открываем Грина – 10
Открываем Грина – 11
Открываем Грина – 12
Открываем Грина – 13
Открываем Грина – 14
Открываем Грина – 15
Открываем Грина – 16
Открываем Грина – 17
Открываем Грина – 18
Открываем Грина – 19
Открываем Грина – 20
Открываем Грина – 21
Открываем Грина – 22

Николай Шкаредный, продолжение следует.

Добавить комментарий