Она защищала Ленинград

В фондах сектора муниципального архива управления делами администрации Опаринского района хранятся воспоминания об участии в Великой Отечественной войне Булыкиной Анны Ильиничны 12.02.1922 г.р.

Булыкина Анна  Ильинична

С 1960 года по 1974 год работала заведующей магазином №1 ОРСа Опаринского леспромхоза,

с 1975 года по июнь 1984 года – заведующей столовой ОРСа Опаринского леспромхоза.
(Сведения взяты из архивного фонда № Р – 107, № Р – 158, воспоминания записаны в мае 1968 года).

Взрыв… Рядом другой, третий…Шоферы выскакивают из кабин и врассыпную бросаются в снег, зарываясь в него лицом. Стонет под тяжкими ударами бомб лед, с грохотом лопаются и встают на дыбы громадные льдины. Неистово беснуются фашистские асы, один за другим топя в ледяной крошке выкрашенные белой краской «студебеккеры», тяжело нагруженные продуктами для блокированного Ленинграда. Стрекочут крупнокалиберные пулеметы «юнкерсов», сея сверху смерть, и укрыться от них негде…

Такой была «Дорога жизни»…. Немногие из шоферов возвращались в Ленинград после рейсов по льду Ладожского озера. Сотни их отдали свои жизни за то, чтобы там, в блокадном Ленинграде, люди жили, выстояли и победили. Большая смелость, умение, постоянный риск – вот что требовалось от водителей в промасленных зеленых фуфайках.

«Дорога жизни» навсегда запомнится тем, кто перенес годы блокады в голодном городе, и тем кто его снабжал продовольствием.

Мало кто знает из жителей Опарино о том, что в годы войны двадцатилетняя девушка, работавшая в 1968 году заведующей магазина № 1 ОРСа Опаринского леспромхоза, Анна Ильинична Булыкина, сделала не один десяток рейсов по льду Ладожского озера, спасла от голодной смерти, может быть, не одну сотню человеческих жизней. Тысячи километров ледяной дороги за плечами у Анны Ильиничны, десятки тонн продуктов и снарядов перевезла она с одного берега Ладожского озера на другой, сидя за баранкой «студебеккера», постоянно подвергаясь опасностям, налетам вражеской авиации и артобстрелам.

В тяжелом для страны 1942 году она, не успев даже передать свой магазин, где работала, ушла на фронт. При формировании её направили в город Кемь, что на берегу Белого моря. Совсем не девичья прихоть заставила её учиться на шофера – шла война, нужны были руки, умеющие хладнокровно держать баранку в любых обстоятельствах. А именно таким качеством обладала Анна Ильинична.

После шестимесячных шоферских курсов, сдав все экзамены на «отлично», она вместе с автобатальоном оказалась в Петрозаводске, затем в Ленинграде, где находилась основная база. В это время по «Дороге жизни» потянулись на северо-восток первые колонны автомашин…

Трудно через двадцать с лишним лет припомнить все подробности той битвы не на жизнь, а на смерть, которая происходила вокруг осажденного города в течение 900 дней. Однако некоторые эпизоды военных лет навсегда врезались в её память.

Один такой рейс в ледяную неизвестность продолжался по две-три недели: часто приходилось маскироваться в прибрежных лесах, дожидаясь прекращения артобстрелов. Белая окраска автомобилей не всегда спасала от налетов бомбардировщиков, и тогда все вокруг кипело от разрывов бомб и вспарывающих снег пулеметных очередей. А если машины были загружены снарядами, то при взрыве одного из них детонировали снаряды стоящих поблизости «студебеккеров».

После таких налетов недосчитывались многих шоферов, и тогда уцелевшие вели по два, а то и по три автомобиля: знали – город ждет снарядов и хлеба.

При очередном налете поблизости от меня разорвалась бомба, и один за другим четыре грузовика, в том числе и мой, скрылись в клубящейся паром темной полынье. Так я потеряла свою первую машину. Потом был еще один случай, когда уже второй мой «студебеккер» пошел ко дну. В тот момент меня не было за рулем – осколком снаряда тяжело ранило в голову…

Читайте также:  «Я из огненной деревни»

Однажды при возвращении в Ленинград колонна автомашин, везущих продукты, попала по сильный артиллерийский обстрел немецких дальнобойных орудий, которые заранее пристреляли этот участок дороги. Осколками снарядов сразу убило нескольких шоферов. Исправные машины остались без управления. Но не стоять же им посреди снежной пустыни, когда в Ленинграде тысячи голодных людей ждут хлеба!… Анна Ильинична и ещё двое шоферов вывели из-под обстрела и привели в город сразу по два автомобиля: проехав 200 – 300 метров, останавливали первый и бежали за другим – так до самого блокадного города. После этого подвига на груди её появилась медаль «За боевые заслуги».

…С ленинградской базы за озеро уходила обычно колонна в 70 – 100 автомобилей, обратно же возвращалось 20 -30. И никто не считал тогда это чем-то из ряда вон выходящим, понимали: война не без потерь. Положение несколько улучшалось весной, особенно в последние дни, когда лед начинал таять. Немцы прекращали налеты и артобстрелы, считая, что весенний лед не в состоянии выдержать груженые машины. Чтобы дорога действовала как можно дольше, наши прибегали к небольшой, но всегда выручавшей шоферов хитрости: еще зимой бульдозерами нагребали на проезжую часть толстый слой снега, и поздней весной эта дорога держала грузовики даже тогда, когда весь остальной лед начинал раскисать и крошиться. Но ездить по ней было опасно – дорога становилась зыбучей, езда требовала осторожности и опыта. Несмотря на это, продукты подвозились к городу на машинах до тех пор, пока не вскрывалось озеро.

В автобате она была не единственной девушкой шофером. Вместе с ней окончила шоферские курсы и служила её подруга Аня Березенко, проживающая на Украине в Киевской области. Вскоре их пути разошлись: Березенко получила тяжелое ранение и навсегда покинула родную часть. А Анна Ильинична продолжала участвовать в большом сражении, развернувшемся в 1943 году вокруг города Ленина.

После прорыва блокады вместе с большим числом ленинградцев она эвакуировалась в Ростов Ярославской области. Там и настигла её радостная весть о победе над Германией.

Демобилизовавшись, Анна Ильинична уехала в Луганск, работала поваром, продавцом. В 1960 году приехала в Опарино и восемь лет работала заведующей магазином. Она руководила большим и дружным коллективом. Анна Ильинична вырастила и воспитала двух дочерей, Тамару и Людмилу. Они гордятся своей мамой. В 1966 году побывала вместе с дочерьми в городе на Неве Ленинграде, показала где двадцать пять лет назад пришлось воевать.

Да, о многом может рассказать боевая молодость Анны Ильиничны. И о том, как съев утром похлебку из 125 грамм хлеба, воды и соли, сутками приходилось держать в руках баранку руля, прорываясь сквозь обстрелы и налеты на ревущем «студебеккере», о том, как на месте расстреливали шоферов, которые в дороге открывали хотя бы одну банку консервов или съедали булку хлеба из продуктов, что везли в город, хотя здесь же десятки машин с продовольствием уходили под лед на глазах измученных голодом людей.

Сейчас все это позади. В мирное время Анна Ильинична живет полной деятельной жизнью, она является председателем цехового комитета профсоюза, членом партии.

Таков жизненный путь Анны Ильиничны Булыкиной, человека большой души и сильного характера, настоящей советской женщины.

Материал предоставлен сектором муниципального архива.
п. Опарино.