11 июля. Этот день сложился для нас интересным и напряженным: с утра мы побывали в Медведках на родине наркома Военно-морского флота СССР Николая Герасимовича Кузнецова, после обеда посетили мемориальный комплекс в Новинках, а вечер намерены встретить на стоянке под Котласом. Но и при таком высоком темпе нашего продвижения по заданному маршруту мы не можем не отметить появившейся привязанности к Севру, к его замечательной, строгой, но такой загадочной природе. Она не может никого оставить равнодушным: ни рядового, как мы, туриста, ни тем более писателя. Побывавший в этих местах московский поэт-фронтовик Константин Ваншенкин оставил нам на память такие строки: «Север мой незыблемо стоит, на ветру сияет и сквозит, где-то за горами, за долами, будто весь обставлен зеркалами». В настоящее время наше зеркало – река. Она наш путеводитель. Мы для того и отправились в экспедицию, чтобы испытать себя и познать Север. И, кажется, это нам удалось!
Сборы были недолги, и снова байдарки одна за другой вышли на фарватер Малой Северной Двины. Мы уже привыкли и к веслам, и к нагрузкам. Но наш поход – это не только умение владеть байдаркой на воде. Были и трудные пешеходные переходы, когда лес стоял непролазной стеной. Были непроходимые после усиленных северных дождей туристические тропы и дороги. Но всегда выручали поддержка младших старшими товарищами, которые были готовы в любую минуты подставить свое плечо. Особенно тогда, когда приходилось форсировать небольшие протоки или когда путь преграждала береговая курья. В связи с тем, что дноуглубительные работы на северных реках почти не ведутся, речная стихия «работает» на полную мощность, намывая новые косы и отмели, формируя множественные острова, а то и просто сама пробивает новое русло, как это мы будем наблюдать у деревни в Вондокурье на песках под Котласом. Но мы всегда помним девиз кадетов-жуковцев: честь и мужество, то есть не поддаваться слабости и мужественно переносить все трудности путешествия.
Река называется Малая Двина, но она постепенно набирает силу и мощь, расправляя плечи, поднимает правый берег все выше и выше. А береговой срез красноречиво свидетельствует о минувших эпохах. Перед отъездом в экспедицию прочитали в аннотации «Раскопки В.П.Амалицкого» о том, что 250 миллионов лет на территории, которую сейчас занимает Котласский район, протекала древняя река. По ее берегам росли леса, состоящие из древнейших хвойных, хвощей и папоротников. В них водились крупные, ростом с бегемота, растительноядные парейазавры; трехметровые хищные, с кинжаловидными зубами иностранцевии (так В.П.Амалицким назван в честь своего учителя, профессора Петербургского университета А.А.Иностранцева огромный горгонос) и другие животные, давно вымершие. Останки этих растений и животных оказались «законсервированными» в плотных слоях минеральных образований древней реки. Воссоздать картину природы давно прошедшей эпохи стало возможным благодаря открытию Северо-Двинского местонахождения пермских позвоночных на правом берегу Малой Северной Двины вблизи Котласа. Это местонахождения имеет мировое значение. Первооткрывателем их является выдающийся русский геолог и палеонтолог Владимир Прохорович Амалицкий.
Нам очень хотелось побывать на месте этих раскопок в местечке – «линзе» песчаников местонахождения Соколки. Но это не удалось сделать по двум причинам. Первая – время похода нашей историко-патриотической экспедиции строго регламентировано графиком движения, а эта остановка в графике не предусмотрена. Вторая – данные раскопки законсервированы и закрыты для экскурсий. Но этот пробел сполна восполнил рассказ экскурсовода Котласского краеведческого музея. Здесь представлены схемы раскопок и макеты животных, которых нашел в береговой зоне Котласа профессор В.П.Амалицкий. Нам даже была предоставлена возможность, конечно, в виде игры, самим участвовать в подобных раскопках. Для этого в музее создана специальная поисковая зона. Горгонос иностранцевея, как рассказывали нам в музее, это крупное хищное животное, относится к группе терапсид (звереобразных рептилий), близких к предкам млекопитающих.
И еще одно обстоятельство заключалось в том, что место раскопок В.П.Амалицкого мы проходили уже поздно вечером. Поглядывая на береговые кручи, мы пытались угадать, где именно была песчаная «линза» Соколки? Оказалось, она находятся примерно в трехстах метрах от берега. Уже в музее мы ощутили всю мощь и величие древних находок. У иностранцевии легкий и стройный скелет, что говорит о подвижности и проворстве животного, мощный череп: высокая, сжатая с боков лицевая часть, высокая нижняя челюсть, огромные, свисающие далеко вниз кинжалообразные клыки и кинжалообразные резцы. Верхние клыки снабжены огромными корнями и напоминают клыки саблезубых кошек. При длине около 4 метров, из которых, очевидно, около половины приходилось на хвост, длина черепа достигает 0,5 метра и более. При раскопках на Северной Двине найдены два почти полных скелета иностранцевии.
Эта тема, конечно же, интересная. Но мы уже приближаемся к железнодорожному мосту.
11 июля. Время 20 часов 30 минут. Сгущаются сумерки, и бегущие по мосту поезда – как некие факелоносцы в движении. Стоянку намечено устроить после прохождения этого объекта, который можно с полным основанием назвать воротами города. Для лагеря выбираем песчаный загривок напротив деревни Вондокурье. Сопровождающий нас писатель Н.Н.Шкаредный сообщил, что первое упоминание о церкви в Вондокурье в летописных документах относится к 7 мая 1561 года. Это грамота Ростовского архиепископа Никандра на Устюг Соборному протопопу Феодосию и поповским старостам и десятским об учинении допросов и обыска относительно кумовства попа Никифора со своею попадьею при крещении трех младенцев. Из этого документа видно, что тогда в Вондокурье стояла деревянная церковь во имя Воскресения Христа. В клировой ведомости Вондокурской Троицкой церкви за 1913 год говорится, что деревянная церковь была построена на средства именитых людей Строгановых. Впоследствии она сгорела.
Мы видим купола каменного храма деревни Вондокурье. Саму деревню от нас скрывает автомобильный мост через Двину и продолжающая его высоко поднятая для спасения от наводнений насыпь автодороги. История храма такова: вместо деревянной церкви в 1795 году началось возведение каменного храма во имя Пресвятой Троицы. Продолжалось оно одиннадцать лет, а полностью строительные работы были закончены в 1871 году. В 1904 году проводились ремонтные работы по восстановлению свода и иконостаса. В июне 1914 года, при священнике Якове Малиновском, живописцем Иваном Калиновским, благодаря тщанию члена попечительского совета Матвея Низовцева и старосты Николая Семеновича Большакова, в Троицкой церкви была выполнена настенная роспись. Сейчас Вондокурская Троицкая церковь состоит в числе действующих и относится к Котласскому благочинию Котласской и Вельской епархии.
В 1379 году через эти земли прошел просветитель-миссионер, устюжанин Стефан Пермский, который утвердил христианство в Вычегодском крае и основал Великопермскую епархию. В устье Вычегды в небольшом зырянском поселении Пырос христианский духовник поставил первую на нижней Вычегде православную часовню. Предание гласит: в XVII веке в Котласе на месте явления чудотворной иконы Владимирской Божией Матери была построена шатровая церковь с пределом в честь епископа Великопермского Стефана. В 1776 году церковь сгорела от попадания молнии, но чудотворная икона была спасена, богослужения велись в деревянной Никольской церкви прихода. В 1825 году на месте разобранной ветхой деревянной церкви построена отдельно стоящая колокольня с холодной Стефановской церковью на нижнем этаже. В 1948 году по многочисленным просьбам жителей города возобновлен Котласский православный Стефановский приход, которому передано здание церкви. Из закрытой Вондокурской Троицкой церкви в Стефановский храм был перевезен иконостас, так как собственный иконостас был уничтожен в 1931 году.
Первое упоминание названия «Кодлас» (Котлас) относится к первой четверти XVII века, в связи с попыткой братьев Андрея и Петра именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в семнадцатом веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию. В 1697 году упоминалось название реки Котлас, которая в дальнейшем стала именоваться Котлашанкой. В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга Бальтазара Койэтта – богатого нидерландского купца из дворян, в которой он описывает путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В 1885 году во время путешествия по Северу России Котлас посетил великий князь Владимир Александрович. В 1894 году в Котласе побывал, путешествуя по Северу, русский писатель А.А.Колычев. Таким он увидел Котлас: «С крутого высокого берега Северной Двины хмуро смотрели серые избы, и большого труда стоило подняться к ним по рыхлой и сырой глине. Две белые каменные церкви видны были глазу еще за несколько верст…» Каким мы увидим Котлас XXI века?
В том же 1894 году, летом, российское правительство организовало экспедицию на Север под руководством министра финансов С.Ю.Витте. В состав экспедиции была введена комиссия во главе с генерал-лейтенантом Перцевым для выяснения, какую железную дорогу необходимо провести на Север. После завершения экспедиции прошло 14 заседаний, прежде чем комиссия пришла к заключению: железную дорогу Пермь-Вятка-Котлас построить при первой же возможности, так как она одна может предоставить выход сибирскому хлебу к Архангельскому порту. Строительство дороги финансировали заинтересованные в вывозе сибирского хлеба, масла, льна, пушнины на внешний рынок купцы и промышленники братья Володины, Натансон, Луи Дрейфус и К, Русский банк внешней торговли. В 1899 году в Котлас пришла железная дорога, а на реку вышли двухпалубные пароходы. Изменилась река, по которой шел великий князь на пароходе из Вологды, неузнаваемо преобразился Котлас, который в 1917 году получил статус города. Мы в этом городе будем завтра.
А пока обычные походные хлопоты: ставим платки, разводим костер, готовим ужин и вспоминаем, что успели перед походом прочитать о Котласе. Конечно, в первую очередь это касается железнодорожного моста, под которым мы только что прошли. Его длина 946 метров. Мост через Двину начали строить еще до войны, но война продиктовала новые невиданные темпы строительства, так как стране нужны были уголь Инты и Воркуты и нефть Ухты. По сводкам Севжелдорлага, по состоянию на 1 января 1942 года на строительстве моста было уложено 11 тысяч кубометров бетона и смонтировано 5125 тонн металлических конструкций. Ввиду нехватки металла для монтажа моста через Северную Двину сюда были отправлены демонтированные металлоконструкции высотной части второй очереди строительства Дворца Советов в Москве. Сюда были переброшены металлические фермы одного из мостов канала Москва-Волга и железнодорожная ферма пролетом 129 метров с реки Шексна Вологодской области. Трудно поверить, но первый поезд из Воркуты 28 декабря 1941 года прошел с правого берега на левый по временному деревянному мосту. В середине 1942 года был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост, который и сегодня несет рабочую службу. С его пуском Печорская железная дорога вступила в строй!
В нашей разновозрастной команде нет равнодушных, а есть любознательные. Вот почему часто у костра мы как бы листаем страницы истории тех мест, по которым уже прошли и по которым еще предстоит пройти. Право первого голоса в этих беседах у наших ведущих – директора школы Владимира Петровича Дружинина и руководителя клуба «Кадеты-жуковцы» Евгения Владимировича Епихина. А во время экскурсий и встреч мы внимательно прислушиваемся к рассказам о событиях и людях. Так мы узнали, что поэт Константин Ваншенкин не раз бывал в Котласе у своего фронтового друга Бронислава Буркова, посвящал ему стихи. Один из поэтических сборников он так и назвал «Письмо другу».
Потрескивают дрова в центре костра, вокруг сгущается темнота, а по крутому правому берегу ярко манят и зовут огни ночных фонарей. В такие минуты тишины и покоя, наверное, и рождаются стихи. «И словно в надежде спасенья, – пишет Ваншенкин, – тревогу наивно глуша, в мой край, отдаленный, осенний, на север рванулась душа…» «Я считаю, нет моей вины, что в Москве мне видится сиянье той воды, где Северной Двины и прекрасной Вычегды слиянье». И как продолжение этого рассказа – в Двине отражаются огни большого города, с которым мы будем знакомится завтра.