Это история о том, как банк проиграл судебный процесс своему клиенту.
Если вдруг ваш кошелек «похудел» и вы бросились в банк за вспомоществованием, то там вам в первую очередь сообщат, сколько это мероприятие будет стоить. Речь идет о процентной ставке при оформлении кредита.
Клиент банка, как правило, при решении вопроса – брать кредит или не брать, – из этого и исходит: потянет он процентную ставку или нет.
Но на поверку все обстоит далеко не так. Заключив договор, получив деньги и начав обслуживать в банке свой долг, заемщик обнаруживает, что стоимость кредита куда больше, нежели процентная ставка. И дополнительно к ней надо платить за одно, другое, третье… В каждом банке это могут быть самые разные платежи. И за открытие счета, и за заключение договора, и за то, и за другое. Иногда это двойная процентная ставка, а бывает, что и больше.
И вроде бы все правильно и по закону. Ведь комиссии зафиксированы в договоре. Правда, мелким шрифтом и где-то в его конце, куда глаз заемщика «не добирается».
На страницах прессы лет пять идет дискуссия: а не пора ли умерить аппетиты банкиров? Вроде бы дело сдвинулось с места. Внесены проекты изменений в несколько законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Предполагается, что банки будут обязаны информировать своих клиентов о полной стоимости кредита с учетом всех дополнительных выплат. При этом на первой странице договора они единым шрифтом обязаны будут обозначать не только процентную ставку, но и всевозможные комиссии. В конечном итоге заемщик будет знать, во что ему обойдется кредит.
А что же клиенты банков в нынешней непростой для них ситуации? Надо сказать, они не ждут милости от государства в форме каких-то новых законов и активно защищают свои права. И даже подвергают сомнению законность всех этих комиссий, устанавливаемых помимо процентной ставки. Вот один лишь пример.
Житель поселка Опарино Д. С. Васильков в 2009 году обратился в банк с заявлением о предоставлении ему кредита на неотложные нужды. После ознакомления с условиями займа между сторонами был заключен договор. По кредитному договору среди прочих условий была установлена и форма реализации предоставления кредита посредством открытия на имя заемщика ссудного счета. При этом за открытие счета и его ведение (обслуживание) он должен выплатить банку единовременный тариф не позднее даты выдачи кредита. В переводе на общепонятный язык это означает, что тариф просто вычитается из суммы кредита и человек получает уже меньшую сумму.
Так и вышло. Из предусмотренной договором суммы кредита в 500 тысяч была удержана 21 тысяча рублей, реально ссудополучатель получил только 479 тысяч.
Заемщик быстро разобрался в ситуации и заявил требование о возврате этих денег как необоснованно установленных банком поборов. Заявитель ссылался на природу данной комиссии как на необоснованное обогащение и утверждал, что данный платеж не предусмотрен ни законодательством о защите прав потребителей, ни нормами гражданского права. Упоминалось также и о том, что проценты по кредиту были взысканы даже с этой удержанной суммы, что, разумеется, «не лезло ни в какие ворота».
Подписание кредитного договора на заведомо неприемлемых для него условиях заявитель объяснял тем, что вынужден был это сделать, в противном случае ему просто отказали бы в предоставлении кредита.
Надо сказать, что все эти доводы банком были отметены и спор после этого рассматривался мировым судьей в п. Опарино, а затем в стенах Опаринского районного суда. Решение того и другого суда таково: комиссия установлена и взыскана банком незаконно, а сумма в 21 тысячу рублей должна быть возвращена клиенту банка. По закону банк не вправе дополнительно взимать комиссию за обслуживание счета.
Это судебное решение наводит на мысль, что нарастающая активность граждан в деле защиты своих прав вкупе с решением власти все-таки навести порядок в этом вопросе приведет к ликвидации всевозможных банковских уловок и скрытых комиссий при выдаче кредитов.
Иван Яскевич.
Очень радостно, что г-ну Василькову удалось отстоять свои права, но ведь не каждый заемщик так хорошо знает законы и догадается обратиться в суд, поэтому банки и наживаются на нашей некомпетентности. Спасибо за статью!
Да, полезная информация. Спасибо газете. Радует то, что суд принимает позицию обычных людей.
Социуму. Мы статью на эту тему давали еще и в августе. Но тогда почему-то на нее мало кто обратил внимание. Может быть, потому, что там речь шла не о нашем районе. Но там было четко прописано, что и как человек должен делать, чтобы отстаивать свои права в данном вопросе.
Надеюсь, что именно той статьей и воспользовался Васильков!
Ой, а прокурор без нас и не знал бы, как денежки вернуть! Это ему нас научить надо было, а не наоборот. Уже было два письма, что теперь вместо комиссии банк берет страховку в размере 10 % от суммы кредита. Пойду к Дмитрию Сергеевичу за разъяснениями. Думаю, что не откажет.
а как найти ту статью?
Щелкните по слову “Содержание (под названием газеты на черной плашке). Под словом “Содержание” (оно большими черными буквами) будут написаны страницы. Нажимайте на Next Page. Столбиками пойдут рубрики и материалы в них. На 4-й странице в рубрике “Всякая всячина”, по-моему, материал этот второй сверху. Называется “Банк и заемщик. Место встречи изменить нельзя”.
Для SUPER_PAV.
Материал «Банк и заемщик. Место встречи изменить нельзя» можно прочитать здесь>>>
Об этом Васильков Д.С. писал еще в мае 2010 года в Опаринской Искре, где подробно изложил, как вернуть денежные средства незаконно удержанные банком, якобы для открытия ссудного счета.
Молодец г-н Васильков! Браво! Так с ними и надо, обязательно обратимся в суд! Вы знаете недавно многие жители района столкнулись еще с одной ситуацией – банк сменил номера счетов (по ссуде, по карточке. сберкнижке и т.д.). Приходишь платить ссуду контролер пишет тебе на квиточке новый номер ссудного счета ты по этому номеру платишь, а в итоге через три месяца банк звонит поручителю и говорит,что заемщик кредит не платит. Лично я попала в такую ситуацию. Получается по их ошибке я ссуду платила не туда. Как так? И правды не добиться, они даже разговаривать не хотят и никаких извинений с их стороны я не услышала, единственное что я услышала ну заплатите еще 2300 (всего!). А в итоге еще и пени начислили и плюс испорченная кредитная история!!!
Уважаемый редактор вы можете взять официальные пояснения от прокурора (порядок обращения в суд) и опубликовать их на странице Опаринской сороки!!! Вот это будет очень ценная ифонрмация для жителей района.
Елене4323. Поднимитесь на несколько комментариев выше, там есть ссылка на статью “Банк и заемщик”. Вроде из нее ясно, что надо делать.
большоятное спасибо автору! прошел по ссылке, там действительно все понятно и доступно расписано.спасибо еще раз!
Для информации: на сегодняшний день Сбербанк не подает по искам граждан – заемщиков апелляции на решения нижестоящих судов, по всей видимости, поняв что их действия безрезультатны и все равно придется возвращать незаконно удержанные денежные средства за открытие ссудного счета. Но тем не менее в добровольном порядке банки возвращать деньги не собираются.
Зато теперь, как пишут наши читатели, банки берут 10% от суммы кредита за так называемую страховку. И получается даже больше, чем ранее был комиссионный сбор за ведение и обслуживание ссудного счета. Думаю, это один из способов вернуть потерянные денежки. Прокурор района обещал прокомментировать этот факт.
Позавчера по этому поводу разговаривала со своей знакомой из другого района, она рассказала, что адвокаты тоже “почуяли” 100% выигрышные дела и берут с клиентов по 15 тыс за пару заседаний. И гарантий, что судья примет решение возместить эти издержки в полном объеме- нет. Так что если у банка не получиться ободрать с клиента по максимуму, то доблестные адвокаты пробьют значительную брешь в семейном бюджете заемщика.