На заседание совета предпринимателей при главе администрации района в числе прочих был вынесен вопрос о заключении договоров на размещение и утилизацию твердых бытовых отходов индивидуальными предпринимателями района на полигоне ТБО. Он-то и вызвал наибольший интерес собравшихся.
Решение о создании полигона было издано администрацией района в октябре 1992 года. Обустройство началось с отвода земельного участка. На нем были проведены проектно изыскательские работы институтом «Кировкоммунпроект», заказчиком выступил бывший Октябрьский леспромхоз.
В 1997 году объект был принят в эксплуатацию. Площадь полигона на пятом километре автодороги Опарино – Молома составила 28,7 тысяч квадратных метров.
На протяжении нескольких лет полигон находился в ведении предприятия коммунального хозяйства, а затем перешел в собственность Опаринского городского поселения. В феврале 2013 года полигон ТБО передан в аренду индивидуальному предпринимателю О. Ю. Лысову сроком на один год. В 2014 году договор перезаключен на три года.
С 2010 по 2013 год на полигоне производились работы по благоустройству, поскольку необходимость наведения порядка на нем была не только видна невооруженным глазом, но и предписывалась судебным решением. Оформлена и необходимая документация.
В Кировской области действует программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов». В соответствии с ней Опаринскому району была предоставлена субсидия в размере 752,2 тысячи рублей на обустройство свалки твердых бытовых отходов в п. Опарино. Софинансирование из районного бюджета составило 328 тысяч.
Был заключен муниципальный контракт с ООО «Гранит» (г. Киров) на ремонтные работы. Освоен 1 млн. 080 тысяч рублей. На оплату техники по договорам услуг и утилизацию отходов из бюджета района выделялись дополнительные средства.
В конце 2012 года, после произведения необходимых расчетов, разработаны расценки на утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов на полигоне. После проверки в Кирове они утверждены в размере 150 рублей за один кубометр.
Постановлением администрации района утверждены также и среднегодовые нормы количества отходов от жилья, объектов общественного назначения, торговых и других предприятий и организаций. Всем субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, рекомендовано при заключении договоров руководствоваться утвержденными нормами.
В марте 2014 года в постановление администрации внесены изменения: предприятиям торговли для расчетов суммы оплаты общая площадь объекта была заменена на торговую.
Работа проведена большая, вложены значительные средства. Но заключать договоры на размещение и утилизацию отходов на полигоне юридические лица не спешат. Почему? В этом вопросе участники совещания и пытались разобраться.
Большинство (а это представители торговли) считает, что в год им придется по нормативам заплатить за вывезенные на полигон отходы сумму, которая значительно превышает фактическое количество этих самых отходов.
«С торговой площади моего магазина, – рассказывает предприниматель из поселка Маромица, – в год я должна по нормативу вывезти 130 кубометров отходов – у нас в основном это тара. То есть, в месяц – по 10 кубометров. Но у меня нет такого количества! Мебель покупателям отдаем в упаковке. Картонная и полиэтиленовая тара места занимает немного. В поселке 12 магазинов, но 10 кубометров в месяц и со всех не собрать. Платить мы не отказываемся, но за реально вывезенные твердые бытовые отходы, а не за виртуальные».
Похоже, мы вновь столкнулись с обезличенным подходом, причем не в масштабах района, а в гораздо больших. Неважно, где находится торговый объект – в отдаленной деревне, районном центре или в городе: имеешь площади – плати по нормативу.
Но в городах-то нормативы как раз ниже. В Кирове, например, за кубометр отходов 5 класса (в этот класс и входит тара), берут 15 руб. 31 коп. В Слободском – 30 руб. 80 коп. за «куб», плюс 4 руб. 01 коп за вредное воздействие на окружающую среду и еще 150 рублей сбора.
Подписание договора еще не означает факт оказания услуги. Об этом говорила представитель ООО «Норма»: «Я, может быть, вывезу отходы на полигон три раза за год. Почему же платить должна за каждый месяц?»
Предприниматели предложили или снизить тариф, или пересмотреть норматив, или взимать плату по факту. А это значит, что на полигоне должен быть налажен четкий учет: чья машина и какое количество ТБО привезла. Конечно, взвешивать технику «до» и «после» никто не будет, да и весов таких нет – объем отходов определят по объему кузова, даже если он не полный.
Найдут ли администрация района и индивидуальные предприниматели общий язык в решении спорного вопроса, сделают ли шаг навстречу друг другу? Ведь в противном случае кое-кто повезет отходы туда, где ниже тариф, то есть, в другой район, а кое-кто просто свалит под первую ёлочку, не боясь ни видеокамер, ни высоких штрафов…
В принципе, предприниматели хотят немногого: платить за отходы реальные: а не за те, которые нельзя увидеть и потрогать.
Зачем взвешивать машины,когда учет идет в метрах кубических.Да-цены в натуре космические.
За такую цену никто мусор не повезет на полигон. Лучше свалить его где поближе,в кустиках и бесплатно.
МУП КХ Опарино (Матвеев С.Н.) вывозя отходы от населения из п. Опарино в контейнерах тоже будет платить Лысову а значит поднимет плату за выписку контейнеров для населения практически в два раза.Думаю что Опарино начнет зарастать мусором.Расценки надо снижать.А в кирове утвердят хоть 1000руб. за 1куб.м.Как попросит администрация так и сделают.Вот чем руководствовалась администрация вот главный вопрос?
МУП “ОПАРИНСКОЕ КХ” правилно и сделаета ,что поднимет цены на вывоз отходов от населения и организаций. Убытки им никчему. Их и так Опаринское городское поселение посадило в галошу,т.к. не расчитывается за оказанные услуги.У Береснева-главы поселка Опарино одна песня ” нет денег “. Так зачем он сидит тогда в кабинете,сидел бы дома.
для него деньги есть
Сразу хочу ответить на вопрос Сотрящего: «Вот чем руководствовалась администрация (при расчета нормативов оплаты твердых бытовых отходов) вот главный вопрос?», прозвучавший в комментарии на статью « Об отходах реальных и виртуальных» («Опаринская сорока» – 25 марта 2014 г.). Администрация руководствовалась действующей законодательной базой по этой проблеме. ФЗ «Об охране окружающей среды» в ред. от 25.06.2012 г., ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ред. от 03.12.2012 г., Кодекс «Об административных правонарушениях» №195-ФЗ в ред. от 01.12.2012 г., Постановление Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г. «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в ред. от 29.08.2007 г., обязывающее индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и их размещения. Документов много, а споры, сколько и за что платить продолжаются, хотя никто в мире сегодня еще не придумал безотходного производства. К чему это привело. Назову такие цифры. В Российской Федерации отходы, находящиеся на полигонах и нелегальных свалках занимают территорию площадью более 4 миллионов гектаров, то есть площадь равную территории таких государств как Нидерланды или Швейцария, в два раза больше чем Израиль, а территория Кипра в четыре раза меньше площади российских отходов. Каждый год эта площадь увеличивается почти на 0,4 млн. га. Это информация к размышлению.
Обратимся к этой проблеме на территории родной Кировской области. Ученые подсчитали, что образование твердых отходов в области составляет 250-300 кг на душу населения в год, то есть примерно такое же, как в Москве. Объем образующихся ежегодно промышленных и бытовых отходов на территории области составляет 4,5-4,8 млн. т в год, при этом среднегодовой объем образования твердых бытовых отходов в регионе – около 500 тыс. т, в том числе по г. Кирову – более 250 тыс. т. На территории области зарегистрировано 583 несанкционированные свалки. И самое тревожное здесь заключается в том, что из 43 районов области только в 17 районах имеются полигоны твердых бытовых отходов. В 12 районах они вообще отсутствуют, хотя в полномочиях органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, указанных в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», прописана обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статья «Об отходах реальных и виртуальных» подтверждает, что администрация муниципального района Опаринский эту обязанность исполнила еще в 1997 году, когда полигон твердых бытовых отходов был принят в эксплуатацию. Значит, работала с дальним прицелом, чтобы сделать райцентр и близлежащие поселки чистыми, ухоженными, благоустроенными.
Руководство района сумело войти в областную программу «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» и получить субсидию в размере 752, 2 тыс. р. Субсидия – это предоставление финансовых или других ресурсов для того, чтобы поддержать или поощрить инициатора – предпринимателя, предприятие, администрацию – при помощи частичной оплаты их расходов на производство товара или работ. Так было и в Опарино. Чиновники сумели изыскать в скромном бюджете района дополнительно на эти цели 328 тыс. рублей. Благодаря инициативе администрации района проведены работы по обустройству полигона на 1 млн. рублей. Полигон живет, действует, и тут появились вопросы: сколько вывозится отходов, за что платить и т. д. Помню, совсем недавно в Маромице была объявлена всенародная борьба с несанкционированными свалками. Каждый вез туда что хотел и куда хотел. Потому, кто-то из умников бывшей администрации поселка Маромица решил «узаконить» свалку непосредственно за огородами в районе вышки-ретранслятора. Значит, были в поселке бытовые отходы, была проблема их утилизации. И вот свои услуги предложил полигон и … отходы куда-то исчезли. А в то же время вновь появляется желание везти этот хлам-мусор куда угодно, только не на полигон. Значит, призыв администрации района, которая по призыву самих же жителей объявила «войну» свалкам, предпринимателями не услышан. Помните знаменитую фразу: торг не уместен. Есть действующее законодательство, которое я привел выше, есть нормы и расчеты накопления отходов по разным городам и регионам. Например, в Москве по продовольственным магазинам 348 кг/год с одного кв. м торговой площади, 139 кг/год с 1 кв. м. – в промтоварном, 206 кг/год – в хозяйственном магазинах. В больнице на одну койку – 402 кг/год, Сбербанке на 1 работника – 75 кг/год, администрациях на одного сотрудника – 131 кг/год, школы на 1 ученика – 24 кг/год, в благоустроенных жилых домах на 1 жителя – 280 кг/ год. Подобные расчеты узаконены областным ведомством и по поселку Опарино. В целом же нормы накопления твердых бытовых отходов меняются раз в 5 лет. На нормы накопления твердых бытовых отходов влияют такие факторы, как степень благоустройства, развитие торговли и общественного питания и т.д., и даже климатические условия, то есть зима, весна, лето, осень – морозы и тепло. Поэтому возможна временная корректировка. Факторов много, а задача одна – за отходы надо платить. На этот раз разговор шел только с предпринимателями. Наверно, это и правильно, у них твердые бытовые отходы образуются быстрее и больше. И в этом случае совсем неуместно говорить о том, что им приходится платить предпринимателю О.Ю.Лысову. Платят они в соответствии с законом за экологию, за тот ущерб, который наносят своей деятельностью окружающей среде, за ту работу, которую выполняют работники полигона по утилизации отходов.
Мне непонятна привязка, сделанная Прохожим в комментарии от 29.03.2014, оплаты за вывоз отходов МУП КХ к расчетам городского поселения с этим предприятием за оказанные услуги. Оплата вывоза бытовых отходов – обязанность каждого жителя и она никак не связана с руководством городского поселения. Тем более, долги городского поселения перед МУП КХ никаким образом не должны отражаться на расценках оплаты за вывоз бытовых отходов. Безусловно, при обновлении парка контейнеров, их стоимость МУП КХ, который их закупает, будет возмещаться за счет жильцов по принципу: товар -деньги. Другое дело, как мы эксплуатируем эти контейнера. Официальная «жизнь» контейнера 5 лет. У нас же он почему-то работает не более двух. Если хотим платить меньше, то давайте беречь собственное имущество, каким и является данный контейнер. Это всего один пример того, насколько важна работа с жителями.
После вступления в силу нового Жилищного Кодекса РФ (с 01.01.2005) ситуация с платежами граждан за сбор и вывоз мусора кардинально изменилась. В соответствии с положениями ЖК РФ, ранее существовавшие платежи граждан за сбор и вывоз мусора не отнесены к жилищным или коммунальным услугам. Пункт д) части 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Утвержденном Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006) отнес сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов к работам по содержанию жилых домов, а, следовательно, расходы на предоставление данной услуги должны рассчитываться исходя из общей площади принадлежащего собственнику (нанимателю) жилого помещения из расчета на 1 кв. м. А в поселке большое количество индивидуальных жилых домов. Для того, чтоб реализовать этот документ предстоит большая работа с домкомами и председателями уличных комитетов. Вот здесь и должна сказать свое слово администрация городского поселения, так как за этим стоит главный вопрос – благоустройства поселка. И в этом случае, главным документом должен стать все тот же договор. И жителям и предпринимателям должно быть ясно, что виновника несанкционированного вывоза твердых бытовых отходов в ближайший лес найти не трудно, если пустить по «следу» сотрудников полиции, экологов и ростехнадзор. В этом случае штрафные санкции в десятки раз превысят оплату официально вывезенных отходов на полигон. Но администрация района пока идет тропой мирных переговоров. Есть время подумать.