Во внутреннем устройстве Моломской Михайло – Архангельской церкви к настоящему времени произошла такая перемена. В 1899 году дотоле бедно выглядевший окрашенный в желтую краску иконостас был позолочен, и 8 ноября того же года состоялось торжественное его окропление (об этом событии, равно как и о поднятии колокола, было предварительно напечатано (в г. Вятке) и разослано разным лицам особое объявление, что для такой глуши, как село на р. Молома, было явлением совершенно необычным и замечательным).
В 1900 году иконы в иконостасе, имевшия неприглядный вид вследствие неумения малоискуснаго живописца, писавшаго их, заменены были вновь написанными и распределены здесь в несколько ином порядке сравнительно с прежним. Так, по правую сторону царских врат теперь находятся: изображение Спасителя во весь рост с благословляющею десницею, рядом с ним икона храмового святого Архангела Михаила, а подле этой икона Святителя Николая, Мирликийкаго Чудотворца. По левую сторону царских врат теперь помещаются: изображение Пресвятой Богородицы во весь рост, держащей в руках Божественнаго Младенца, рядом икона пророка Илии, а подле этой последней икона Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.
Вместо позолоченнаго с сиянием креста на верху иконостаса в настоящее время укреплён большой крест с живописным изображением Распятого Господа, а по сторонам его находятся изображения Божией Матери и св. Евангелиста Иоанна Богослова. В следующем 1901 году большия и малыя железныя клейма с живописными изображениями разукрасили потолок и стены алтаря, церкви и трапезы.
На потолке алтаря над престолом прибито клеймо с изображением Воскресения Христова; против престола на восточной стороне находится такое же клеймо с изображение Преображения Господня, а на сторонах этого клейма помещены изображения: положение Иисуса Христа во гробе и снятие его со креста. На средине потолка собственно церкви изображён Господь Саваоф, а на стенах ея изображены в больших клеймах дванадесятые Господские и Богородичные праздники. На потолке трапезы прибито большое клеймо с изображением Покрова Пресвятыя Богородицы, а на той и другой боковых стенах ея изображены лики святых по желанию некоторых прихожан. Над входом в трапезу находится большой образ храмового святого Архангела Михаила.
Церковная утварь Моломской Михайло – Архангельской церкви в настоящее время хотя и не богатая, но довольно приличная и вполне достаточная. По клировой ведомости за 1901 год она перечисляется в таком количестве: «риз священнических 8, подризников 5, поясов 7, епитрахилей 8, набедренников 7, стихарей диаконских 6, орарей 6, поручей 12 пар; воздухов, пелен для св. Престола, жертвенника и аналойных достаточно; ковчегов для хранения Св. Даров 2: один медный золоченый и другой серебряный золоченый 84 пробы, весу 1 фунт 4 1/ 2 зол.; дароносиц три: две медныя золочёныя с принадлежностями, третья серебряная золочёная, весу 45 зол. ( прим.: 1 золотник = 2,266 г ); Евангелий четыре: первое в лист в малиновом бархате с серебряными средниками и угольниками 84 пробы, второе в лист же с медными золочеными досками в малиновом бархате, третье в 4-ю долю листа в малиновом полубархате с медною верхнею доскою; крестов напрестольных три: два медные отбеленные и третий серебряный золоченый 84 пробы, весу 1 фунт 11 ? зол.; сосудов для освящения Св. Даров два: первый серебряный золоченый 84 пробы с принадлежностями весу 2 фунт и второй серебряный же золоченый 84 пробы с принадлежностями, весу 4 фунта 1,5 зол.; копие стальное в серебряной оправе с костяною ручкою и второе с деревянной ручкой; ковшиков для теплоты три: один медный посеребренный и два серебряные золоченые 84 пробы, весу 30 зол.; три кадила медныя посеребренныя; купель для крещения младенцев деревянная крашеная; сосуд для благословления хлебов медный, отбеленный; подсвечников выносных два, местных пять; лампад девять; антидорное блюдо; чаша для освящения воды; укропник; крещальный ящик с хрустальными сосудами для полива; запрестольный трехсвечник и пасхальный – все медные отбеленные; венцы для брачущихся медные».
Кладбище Моломской Михайло – Архангельской церкви находится приблизительно в одной четверти версты от погоста. Оно расположено на левом высоком песчаном берегу речки Шадрихи и окружено со всех сторон мелким лесом. Площадь, занимаемая кладбищем, равняется одной десятине.
Причтовые дома, построенные на средства прихожан, деревянный и одноэтажные. Священнический дом, построенный одновременно с церковью, находился против входных в церковь дверей с западной стороны в 25 саженях от церкви. Существование этого дома было непродолжительно: 4 марта 1892 года он сгорел до основания от невыясненной причины со всем имуществом священника. Теперь дом священника со всеми необходимыми пристройками находится на берегу реки Моломы, на северо – восток от церкви. Дом для псаломщика в связи с конюшнею поставлен в 25 саженях от церкви с северной стороны ея. Небольшой дом для просфорни находится на одной линии с домом псаломщика.
На снимке: дом священника в селе Шадрино. Снимок 1902 года, автор Н. Головин.
Продолжение следует…