Моломская Михайло – Архангельская церковь, в первое время своего существования, не отличалась богатством и красотою своего внешнего вида. Наружныя стены церкви представляли одни только голыя бревна; крыша ея была самой обыкновенной, сделанной из тёса; глава церкви и шпиц колокольни увенчивались деревянными крестами простой работы; ограды вокруг церкви не было; колокола на колокольне в количестве трех, с самым большим по весу в 15 пуд. 17 фунт., дополняли весь незатейливый внешний вид церкви (прим. 1 пуд = 16,38 кг, 1 фунт = 409,5 г ). Не было богатства и красоты в первое время и во внутреннем убранстве Моломской церкви.
Потолки церкви были оклеены холстом, пазы и углы были промазаны алебастром, и всё это было отбелено алебастром с мелом, на стенах не было никаких украшений.
Иконостас столярной работы с десятью колоннами и накладною по местам резьбою был устроен по плану, одобренному Преосвященным епископом Израилем. В первые годы существования церкви он имел следующий вид. Столярная часть в нем была окрашена красным крымом, а резьба была покрыта желтым кроном. Нижепоименованныя иконы в иконостасе были расположены в таком порядке: на царских вратах, в среднем продолговатом клейме была изображена икона Благовещения Пресвятой Девы Марии, а по углам врат помещались круглыя клейма с изображением четырёх евангелистов. По правую сторону царских врат находились:
Икона Спасителя, благославляющаго детей, рядом с нею икона Святителя Николая Мирликийскаго Чудотворца, а подле этой последней икона храмового святого Архангела Михаила; по левую сторону царских врат были помещены: икона, именуемая Похвала Божией Матери с предстоящими внизу Георгием Дмитрием Солунским, Святителем Николаем Мирликийским и священномучеником Власием, Стефаном Сурожским и Антонием Сийским и св. Зосимою и Савватием Соловецкими чудотворцами; рядом с нею икона св. Благовернаго князя Владимира, а подле этой икона Пророка Моисея. На южных дверях алтаря была изображена икона св. Великомученика Георгия Победоносца, а на северных – св. Архидиакона Стефана. Над царскими вратами возвышалась икона Тайной Вечери, писанная на железе, а по сторонам ея были помещены на железных круглых клеймах иконы св. Кирилла и Мефодия и св. Благоверных Константина и Елены. Верх иконостаса был увенчан деревянным позолоченным крестом с сиянием. Других иконных изображений иконостас не имел.
На солее, возвышенной от пола на ? аршина (аршин – 79 см), находились клиросы столярной работы, которые в первое время существования церкви были окрашены красным крымом и имели на сторонах, обращенных к богомольцам, следующие иконы: за правым – Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, а за левым – Святителя Василия Великаго, преподобнаго Феодосия Татемскаго и праведнаго Алексия человека Божия. Подле клиросов возвышались на долгих деревках хоругви с изображениями на холсте.
Таков был внешний и внутренний вид Моломской Михайло – Архангельской церкви в течение первых шести или семи лет ея существования.
В настоящее время Моломская Михайло – Архангельская церковь, можно сказать, совершенно преобразилась, благодаря исключительно ревности и заботам перваго своего настоятеля, священника Михаила Васильевича Попова. Теперь внешний вид церкви пока не оставляет желать по себе ничего лучшаго, а внутреннее убранство ея по своей красоте невольно приковывает к себе внимание посторонняго заезжаго богомольца.
С разрешения Епархиального Начальства, в 1894 году, дотоле бывшая деревянная тёсовая крыша церкви была заменена железной крышей. Одновременно с этим, вместо деревянных крестов, на главе церкви и шпице колокольни были водружены массивные железные позолоченные кресты.
В 1896 году голыя брёвна наружных стен церкви были обиты тёсом, который тогда же получил белую окраску. В том же 1896 году церковь была обнесена красивой деревянной оградой с большими воротами с северной стороны. Вместо прежняго унылаго звона незначительнаго по весу благовестнаго колокола с колокольни стал раздаваться звучный и приятный звон новаго колокола 61 пуд, 1 фун., купленнаго в память Священнаго Коронования их Императорских Величеств и поднятаго на свое настоящее место 7 ноября 1899 года.
С большей вероятностью следует читать все же так, наверное…
а)…свв. Георгием Победоносцем и Димитрием Солунским ;
б)…прп.Феодосия Тотемского(или Тотемскаго, что тоже допустимо) ;
Непонятно вот еще что. Текст дается в оригинале, но в титуловании святых много искажений. Наверное,это все же ошибки при перепечатывании материала.
Да,это моя оплошность, допущенная при перепечатывании с оригинала.Следует читать:”…с предстоящими внизу Великомучениками Георгием и Дмитрием Солунским,…” Это первое. И второе. Когда названо имя первого настоятеля церкви священника Михаила Васильевича Попова,можно с большой степенью точности сказать, что автор это книги не кто иной, как проф. Глубоковский Н.Н., который приходился ему дядей.Кратко о Глубоковском.Великий русский богослов, церковный педагог и историк Церкви, член-корр. Российской Императорской Академии наук и Болгарской Академии наук, профессор Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, Петроградского, Белградского и Софийского университетов. Родился Николай Никанорович в селе Кичменгский Городок Никольского у. Вологодской губ. в 1863 года в семье священника Спасо-Преображенского храма Никанора Петровича Глубоковского и его супруги Платониды Матвеевны. Он был седьмым ребёнком в семье. В возрасте двух лет остался без отца, и опекунство над семьёй взял на себя священник Кобыльско-Ильинской церкви Василий Михайлович Попов – муж старшей сестры Анны. Он и перевёз семью Глубоковских в с. Кобыльск, где и прошло всё детство Николая Никаноровича.У самого свящ Василия Мих. Попова (отца свящ. Михаила) была большая семья.И еще один довод, что автор Глубоковский. Я располагаю книгой (указан авт. Глоковский) такого же объема об о.Михаиле (к сожалению, рано почившем)- стиль изложения тот же.