«Нет больше  той  любви…» Продолжение

Взгляд назад

Следует  завершить эту  тему  одним  замечательным  дополнением   из  сыктывкарской  газеты  «Вера».  Статья  в  газете  была  опубликована  примерно  в  2015  году.  Статья  большая  и  построена  на  интервью,  которое  дала  внучка  отца  Николая   Следникова Татьяна  Гербулова.  Я  только  скопировал  ту  часть,  которая представлена  ниже.

«С чего началась эта история?
Может, с того, что Александра – дочь священника Михаила Вишерского, служившего в селе Пажга, – влюбилась. Батюшка смолчал, хотя выбор дочери ему не понравился. Несколько у него их было – дочек, и о каждой нужно было позаботиться. Все получали образование, играли на фисгармонии, наизусть могли читать Пушкина и Жуковского, но есть вещи, которым в школе не учат.

– Саня, – сказал однажды отец старшей дочери, – я сегодня приведу молодого человека, приглядись к нему внимательно, хочу, чтобы он стал твоим мужем.

Девушка, само собой, в слёзы: «Как же так, я другого люблю!».  Следом заголосила вторая из сестёр, Настя, ведь ей тоже приглянулся парень – будущий сыктывкарский пастырь отец Сергий. Но не быть им вместе, пока Александра в девках, – замуж принято было выходить в порядке очереди, чтобы на ту же Саню никто плохого не подумал.

Наконец пришёл выбранный отцом жених. Николай Следников заканчивал семинарию и перед принятием сана должен был обзавестись семьёй. Александре он не глянулся. Она – высокая, статная красавица, а он меньше её ростом, да и лицом не больно хорош. Но отец настаивает, Настя подпирает – смирилась… И не пожалела об этом. «С лица воду не пить, – всю жизнь потом объясняла Александра Михайловна сначала детям, а потом внукам. – Такой хороший оказался муж! Я была за ним как за каменной стеной».   Вот  такие  были  в  свое  время  устои  в  семьях.

Следниковы: о. Николай и матушка Александра
Следниковы: о. Николай и матушка Александра

Одна из внучек – Татьяна Гербулова – рассказывает: «Не помню, чтобы мама в своей жизни сказала не то что грубое, а просто громкое слово, и все говорили, что этим она очень похожа на своего отца, моего деда, – отца Николая».

В  село  Красное  Следниковы  прибыли  в  1912  году.  Детей у них  после смерти в младенческом возрасте  первенца Михаила было четверо.

Семья Следниковых.  На  руках первенец  Михаил
Семья Следниковых.  На  руках первенец  Михаил

В 1928-м один из сыновей, Алёша, упал с дерева и сломал ногу. Как-то батюшка повёл сына, ковыляющего на костылях, гулять. Расположились они тем июльским днём на берегу реки, о чём-то разговаривали, и вдруг с реки послышались крики. Кто-то тонет! Отец Николай бросился на помощь – и на глазах у Алёши исчез в воде вместе с мальчишкой, которого пытался, да не смог спасти. Поднимал их глухонемой огромный мужик, обвязавшись верёвкой. Все знали, где искать: место было гиблое, с водоворотами, влекущими на дно.

О том, как хоронили отца Николая, самые старые селяне помнят и по сей день. Говорят, что на крышку гроба священника прилетел голубь.

Минуло всего два года, и началиь гонения на Церковь. Нового священника с семьёй посадили на телегу и увезли. В Красном о них ничего больше не слышали. Матушку Александру с детьми тоже выгнали из дома. Они шли по селу, и никто не желал их принимать к себе. Поселились в дощатой церковной сторожке, продуваемой всеми ветрами. Но и это было не всё. Александру Михайловну уволили из учителей, сказав, что отныне она будет работать возчиком. Матушка не умела запрягать лошадь, и, когда первый раз взялась за эту работу, вокруг, посмеиваясь над «барыней», собралось много народу. Лишь один человек подошёл и помог. Такие люди всегда находились в жизни Следниковых. Оттого матушка Александра и повторяла: «Хороших людей больше, чем плохих».

Спустя какое-то время, в село приехала семья врачей, которая сдружилась с Александрой Михайловной. Её приняли на работу регистратором, а главное, было разорвано кольцо отчуждения от людей, которое Следниковы переживали очень болезненно. Хотя детки учились на пятёрки, их не брали в пятый класс.

Первым пришлось уехать из села Алексею, хромота которого так и не прошла. Отправили его к тёте Насте в Сыктывкар. Там, чтобы  он смог продолжить образование, его выдали за сироту, прикрепив к детскому дому, но жил мальчик, конечно, у родных. После седьмого класса он поступил в речное училище. Следом приехал в город его брат Николай, а там – и вся семья. Врачи в Красном сумели уговорить матушку Александру уехать и выправили ей паспорт. Они понимали, что ничего хорошего  в дальнейшем  её не ждёт».

К той родословной, что на сайте, следует дополнить следующее:
«Александра Вишерская,( Следникова) р. 10.06.1889 г. в с. Пажга. Закончила Устюжское епархиальное женское училище в первом разряде, после окончания работала учительницей в Пажгинской школе. Принимала участие в работе съезда учителей Усть-Сысольского уезда, проходившего летом 1912  г. С мужем-священником переехала в с.Красное Вятской губернии. После смерти мужа вернулась в Коми край и поселилась в Усть-Сысольске.Умерла 19.03.1973 г.

Три  поколения «Александра  Михайловна,  её  дочь  и  внучка Татьяна Гербулова
Три  поколения «Александра  Михайловна,  её  дочь  и  внучка Татьяна Гербулова
«Нет больше  той  любви...» Продолжение
Татьяна  Гербулова  в  настоящее  время

Перехожу  к    цитате,  начало которой вынесено в заголовок. Она  принадлежит  апостолу  и  евангелисту  Иоанну  Богослову. Замечу,  что  и  церковь  села Красное  названа  во  имя  Иоанна  Богослова.   В  основе    лежит  учение  Иисуса  Христа.  Под  словами  «положить  душу»   Христос  имел  в виду  готовность   в  случае  угрозы смерти  другому отдать  свою  жизнь,  если  понадобится.  Таких  проявлений  жертвенной  любви  достаточно  в  современном  мире.  Это  учение  распространяется  на  другие  стороны  жизни.

«Нет больше  той  любви...» Продолжение

«Нет больше  той  любви...» Продолжение   

Памятуя  о  вышесказанном,  задал Валентине Николаевне самый главный вопрос: «Вы в своей жизни чувствовали  чью-то поддержку, помощь?».  Она ответила, что постоянно,  в течение всей жизни,  и она и ее близкие получали помощь в той или иной ситуации, иногда даже и не надеясь её получить. Особенно ей повезло и с первым и со вторым мужьями. –  вспоминала  Валентина Николаевна:  « Сейчас их нет в живых, но какие это были прекрасные люди…  Смотрю на внуков и их отцов, а  мы так и не знали, что такое отец».  Сама она учила детей начальных классов. У нее трое дочерей, шестеро внуков, есть правнуки. Конечно же, им помогал Бог по молитвам о. Николая, а Бог есть любовь.  

Отец  Николай, приняв такую смерть, продолжает молиться непосредственно  у престола Божья, являясь ходатаем за своих близких, прихожан  Иоанно-Богословской  церкви и за всех нас так же, как он молился у престола в алтаре храма с. Красное. 

Все дочери Валентины  Николаевны  пошли по стопам бабушки и мамы, закончив педагогические институты. Действительно подтверждаются слова из Библии: «Я  Господь , Бог Твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до 3-го и 4-го рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Василий Графов, г. Санкт-Петербург

«Нет больше  той  любви…». Часть I

Окончание следует.

Добавить комментарий

  1. Василий

    Во время Великорецкого крестного хода на привале я познакомился со священником из города Котельнич и спросил его, часто ли жены положительно отзываются о своих мужьях. Он напрямую не ответил, но рассказал, как однажды, проводя беседу перед группой лиц, желающих покреститься и объясняя им что такое вера, церковь и что есть Бог – Творец и что есть дьявол – противник Бога и у него есть свои инструменты, направленные против человека, одна из женщин говорит : “Так это мой муж”. Полная противоположность этого антипода и тем отзывам Валентины Николаевны, о чем упоминались в статье.

  2. Василий

    Не в качестве нравоучения, а просто хочу поделиться тем, о чем я услышал однажды от одного преподавателя духовных школ. Он привел цитату из Библии «. . .посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть . . .». Понятно, что человек попечения о родителях не оставит. И далее было сказано, что дети это плоть от плоти. И, если рвется плоть у родителей по различным причинам или говорят нестроениями (пусть в этих скобках каждый добавит то, что он считает на свой взгляд), то, как правило, эта плоть начинает рваться у детей. Так что делайте вывод, сказал этот преподаватель.