Последнюю часть моего повествования начну с того, что в интернете была выложена книга под названием «История Вятского края в преданиях, легендах и песнях».
На одной из страниц этой книги был такой текст:
Из рассказа краеведа Женихова В. А (1927 – 2000):]
«… храм безбожно был спалён Красносельской МТС в 1954 году. И он более десяти лет стоял без кровли. В результате погибли все фрески. Он был изумительно расписан! Как мы установили, расписан был по эскизам Виктора Васнецова. <…> Итак, храм заложен в 1827 году. Строился десять лет на народные пожертвования <…> Церковь была обнесена изящной оградой… Что сделали вандалы?! Ограды не стало. А за оградой был некрополь. Там ведь были не только могилы священников. Там были интереснейшие могилы! Интереснейшие! Я только летом 1985 года узнал, что в церковной ограде есть захоронения защитников земли русской, служивших по двадцать пять лет. <…> Иконостас был разрушен… О благолепии, великолепии алтаря церкви Иоанна Богослова с. Красное можете судить по этой фотографии 1927 года.


Фотография запечатлела священников церкви. В центре отец Леонид Шергин. В 1929 году он был репрессирован НКВД. Забрали прямо с церковной службы, погиб на строительстве северной железной дороги. <…> А супруга, мать семерых детей, была сослана в Сибирь.
Слева от него — отец Николай Следников. Он в 1928 году утонул, пытаясь спасти тонущего мальчика на Моломе. Супруга испытала все гонения советской власти. <…>
Но ещё страшнее судьба священника отца Евлогия Черняевского. Он в 1930-м году, когда встал вопрос о закрытии церкви и изымалось буквально всё, решил спасти церковное зерно. Вырыли они декоративную могилу, обшили её тёсом, мешки с зерном туда, крест поставили. Но нашёлся стукач, донёс. Этого достаточно было, чтобы отец Евлогий был арестован, сгинул бесследно, а его жена, родная сестра моей первой учительницы Ольги Дмитриевны Мельковой, дочь священника Воховской церкви, изумительной красоты женщина, на которую давно клал глаз руководитель местного совета, небезызвестный пьяница и бабник Игнат Гурьевский… Когда она обратилась к нему через его собутыльника Ваню Гружина с просьбой, не выдаст ли он справку, чтобы спасти детей от ссылки в Сибирь, для получения паспорта, то поставил условие – бутылка и ночь. И бедная женщина, спасая детей, вынуждена была пойти на это. И той же ночью она исчезла из села. Дальнейшую её судьбу я не знаю. Но вот собутыльник того Игната, он и теперь ещё жив. Ему уже далеко за восемьдесят. Он рассказывал эту историю. <…> Это ли не трагедия?!» (Запись 1993г. – авт.)
Позвонив краеведам в село Красное, я попросил фотографию, о которой здесь идет речь, но мне ответили, что после смерти В.А.Женихова его сын все наработки, касающиеся краеведения, забрал и увез неведомо куда. Вероятно, сын хотел продолжить дело отца по линии краеведения, но результатов никто не видел. Как говорят в народе: «От осинки не может родиться апельсинка».
Прошло немало времени, и удача пришла оттуда, откуда я её не ожидал. Однажды позвонили мне из женского монастыря с. Пиксур Даровского района и попросили выслать книгу о Моломской Михайло-Архангельской церкви. Игуменья Варвара собирает сведения о репрессированных священниках Вятской земли и издает книги.
Общение с ними продолжалось некоторое время, и однажды я спросил про фотографию, о которой упоминает В. А. Женихов. Они (монахини) вспомнили, что в городе Кирове проживает один человек, который неоднократно посещал Женихова и что, возможно, эту фотографию он переснял. Через некоторое время это фото я получил. Жаль, что к этому времени Валентины Николаевны уже не было в живых. Это фото выслал Татьяне Гербуловой.
Задаюсь вопросом: «А может быть, и мне помог о. Николай»?
Дополню к сказанному В.А. Жениховым о священнике Леониде Шергине. Первое упоминание о нем нашел в деле о строительстве Алексеевской церкви в поселке Опарино. Там написано: «29 июня (по н. ст. – 12 июля) сего 1913 года, в день святых Апостолов Петра и Павла, при громадном стечении народа, при участии благочиннаго 4 округа Никольскаго уезда священника Петра Молявина, священника Кузюгской Александро – Невской церкви о. Леонида Шергина (…) была торжественно совершена закладка храма при ст. Опарино, в центре Опарино- Моломскаго переселенческаго района, в честь святителя Алексия, митрополита Московскаго.”

Нижепубликуемое взято из другого источника, и, вероятнее всего, это тоже запись В. А. Женихова: «Об о.Леониде старожилы до сих пор отзываются с большим уважением и теплотой. К нему они шли за добрым словом и душевным исцелением. Это был честный, доброжелательный человек, большой жизнелюб и душа общества. Он хорошо знал литературу, живопись, прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах. Своими руками о.Леонид построил семье дом, для облегчения женского труда смастерил стиральную машину, был хорошим огородником и пчеловодом.
После революции односельчане единодушно предложили своему пастырю быть председателем сельсовета. Пришлось о.Леониду оставить церковь и заняться мирскими делами. Но скоро, столкнувшись с безграмотностью руководства и давлением партийного аппарата, о.Леонид вновь вернулся в церковь, чему особенно были рады его благочестивые родители. Авторитет батюшки по-прежнему оставался велик. Смотреть на это сквозь пальцы местные власти уже не могли…
Священник Леонид Шергин был арестован в 1930-х годах. Однажды во время службы пожаловали в храм двое военных в длинных серых шинелях. О.Леонид довел службу до конца, после чего его под всхлипывания и плач присутствовавших увели вместе с диаконом и старостой. Последние двое через три года вернулись… Места заключения – ИТЛ, строительство Печерской железной дороги. Неточная дата кончилны – 1930-е годы, погиб в ИТЛ.
Справка. Из Книги памяти Вологодской области: «Шергин Леонид Иванович. Род.1887, с. Троица Вахамского р-на Северо-Двинского окр.; СЛУЖИТЕЛЬ культа – священник ЧЕМЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ. Проживал: с. Красное Лузянского с/с Опаринского р-на Северо-Двинского окр. Арестован 29 декабря 1929 г. Северо-Двинским Окротделом ОГПУ Приговорен: Тройка при ПП ОГПУ Севкрая 30 апреля 1930 г., обв.: 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года ИТЛ. Реабилитирован 3 октября 1989 г. заключение прокуратуры Вологодской обл. по указу ПВС СССР от 16.01.1989 г.»
Век двадцатый — век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней”
Василий Графов, г. Санкт-Петербург
Все фото предоставлены автором.
Вот какой комментарий оставил под фотографией, на которой мы видим священнослужителей у алтаря, Олег Турмышев:
«Удивительная сила исходит от этой фотографии. Просто глаз не оторвать. Небесное воинство.»