После таких замечательных воспоминаний, разных по стилю изложения, но искренних, остается кое-что добавить от себя.
Николая Степановича Громоздова узнал, когда поступил учиться в восьмой класс Опаринской средней школы. Дело в том, что в Моломской школе, где я учился до этого, ещё не перешли на восьмилетку. А в Опаринской средней школе в это время уже осуществлялся переход на 11-летку. Таким образом, вместо предполагаемых трех лет обучения пришлось учиться четыре года. По этому случаю вспоминается китайская поговорка: «Не дай вам Бог пожить в переходное время».
В первый раз Николая Степановича встретил, зайдя в его кабинет. А зашел я к нему вот по какому случаю. Через какой-то небольшой период времени с начала учебного года нам объявили, что занятия прекращаются и учащиеся старших классов должны разъехаться по колхозам на копку картошки. Я по наивности своей подумал – коль это мероприятие принудительное, то нас развезут на автомашинах, что было бы равносильно автобусу класса «Люкс». К 1 сентября добирался до Опарино на тракторе, который вез на санях-волокушах свиней для сдачи государству. Нам же пришлось сидеть сверху ящика, сколоченного для свиней.
Обратившись к директору с вопросом, на чем нам отправляться на картошку, получил от Николая Степановича такой ответ: «На ТОП-ТОПбусе № 11» Я впервые услышал такое образное выражение, но догадался сразу, что это за вид транспорта. Этим видом мне пришлось пользоваться все четыре года. Только в зимний период можно было добираться на попутных машинах, в основном на лесовозах. А в остальное время года (это на майские праздники, на октябрьские, перед началом и в конце учебного года) вспоминал слова своего директора, «садился» на этот ТОП-ТОПбус и «ехал» до своей малой родины за 60 км.
Вспоминается, что в школе было организовано немало кружков, и один из них, мотоциклетный, вел Николай Степанович. У него у самого был мотоцикл ИЖ-49 с ручным управлением, и он постоянно в школу ездил на нем. Я еще подумал: откуда он мог знать устройство и работу двигателя внутреннего сгорания, ведь он не технарь, а гуманитарий, как принято иногда называть, преподает литературу. И только сейчас, через много-много лет, получил ответ, что он закончил курсы мотоциклистов когда был призван в армию. В школе были два мотоцикла: один «Минск» самой первой модели и второй «Ирбит».
Однажды мне очень хотелось покататься. Пошел попросить Николая Степановича отремонтировать «Минск», долго ходил возле его дома, стесняясь зайти. Наконец он увидел меня, позвал к себе домой, спросил, что надо и дал ключи от гаража, где стояли мотоциклы. Но предупредил, чтобы я никуда не ездил до тех пор, пока не сдам экзамены на право управления. А ремонтировать, сказал он, можешь.
Мне очень хорошо запомнилось, что на всю стену стоял стеллаж с книгами, в том числе книги, похожие на «Библиотеку всемирной литературы».
В восьмом классе у нас производственного обучения не было, но как факультатив или что-то в этом роде изучали пчеловодство. Летом была месячная практика по пчеловодству. Но лето оказалось дождливым, и вместо того, чтобы получить мед от пчел, пришлось их самих подкармливать сиропом.
После 9 класса, после изучения трактора опять была производственная практика, во время которой пришлось строить шлакобетонный гараж. Николай Степанович часто заходил к нам, иногда и ругал за некачественно выполненную работу. В школе был легковой автомобиль, как сейчас называют «внедорожник» ГАЗ- 67. Это предшественник автомобилей марки УАЗ. Вероятно, это был списанный автомобиль, на котором изредка ездил Н. А. Колотов.
Помню, в 10 классе по весне Николай Степанович заехал на школьный двор на «Запорожце» и забуксовал. Мы подтолкнули, и я хорошо помню как погнул бампер. Этот автомобиль Николай Степанович получил по линии соцобеспечения.
В некоторых воспоминаниях встречается упоминание о собаке, которую держа Николай Степанович, и что в школе была лошадь. Я спросил супруга Галины Степановны, как он добирался до села Красное, до Опарино и в другие места. Он сказал, что часто только на лошади. Кто-то из племянниц мне прислал фото, на котором снят Николай Степанович с конем. Я решил объединить, где он с конем и с собакой, в одну фотографию.
Через немалое время после окончания школы я встретил Н.А. Колотова и поинтересовался, как поживает Николай Степанович. Мне Колотов и говорит: «Так ты заезжай к нему». Но я как-то не посмел, о чем очень до сих пор жалею. Я думаю, рассказав ему, что его бывший ученик учился в Севастополе, за который он проливал кровь, я бы искренне порадовал учителя, и мог бы мне еще многое рассказать. Пишу эти слова и вот о чем подумал. Почему так в жизни бывает, что мы порой знаем много о деяниях тех людей, которые от нас далеко? И почему ничего не знаем о тех, которые рядом с нами
Публикации хочется закончить такими словами: «Участников Второй мировой войны остается на Земле все меньше и меньше, и с каждым ушедшим исчезает частичка истории человечества. С каждым прошедшим годом события приобретают масштабность, но уходит что-то такое, что делает историю Историей: правдивой, объективной, полной.
Может быть, именно сейчас – наиболее благотворное время для исследования и осмысления событий, происходивших в то грозное, трагическое и одновременно героическое время».
Не может быть забвения. Часть 1
Не может быть забвения. Часть 2
Не может быть забвения. Часть 3
Не может быть забвения. Часть 4
Не может быть забвения. Часть 5
Не может быть забвения. Часть 6
Василий Графов, г. Санкт-Петербург
Спасибо автору за проделанную работу по сбору информации, воспоминаний о Н. С. Громоздове и такие теплые слова в его адрес. Пусть подобных публикаций будет больше!
Спасибо Василию Графову и Татьяне Тунгусовой. Воспоминания про Опаринскую школу, про учителей читать интересно.
Автомобиль ГАЗ-67 “козлик”нельзя было зарегистрировать в ГАИ, по причине отсутствия тормозов, но тем не менее в лес за ягодами ездили.В то время в Опарино лошадь была не только в школе, но и на почте,и в леспромхозе.Запрягать ее может далеко не каждый. Летом требовалось заготовить для нее сено.В июле, когда уже все дороги просохли, собирались школьные техслужащие, и грузовичок ЗИС -5, вез их по моломской дороге до 7 км,потом поворачивал направо и еще около 5 км, спуски и подъемы.Сенокос находился в верховье речки Осиновки. Речку там можно перейти вброд. Воду пили прямо из реки.
Я не знаю, по какому принципу составлялись списки с фамилиями на памятных досках:одна в Опаринском краеведческом музее и вторая с надписью “Они вернулись с победой”, но фамилии Громоздова Н. С. там нет. На второй памятной доске есть две фамилии Громоздовых, но инициалы другие.