Нам 120 годиков

Вокзал на станции Опарино Взгляд назад

Да, 120 лет прошло, как была построена железная дорога Пермь – Вятка – Котлас. Со временем возле железнодорожных станций и разъездов возникли посёлки. Пришло время гордиться солидным возрастом, отмечать юбилеи. Жители Опарино летоисчисление посёлка взяли с года постройки ж.д. А чем хуже альмежане – тоже решили отмечать 120 – летие посёлка. А жители Вазюка отметили 95 – летие посёлка – от даты образования Опаринского района Вазюгского сельсовета. Так что свобода выбора возраста своего посёлка: кто – то хочет выглядеть молодым, а кто – то более солидным. Всех поздравляю с праздником родных пенат.

А как всё началось? Позволю познакомить, напомнить, как это всё произошло.

Об этой дороге почти полвека мечтали и добивались её постройки вятские и сибирские купцы, чтобы иметь дешевый доступ к Архангельскому порту, что бы продавать товар в Европу (когда – то об этом сообщали «Опаринская искра» и электронная газета «Опаринская сорока»).

И только в 1895 году министр финансов С. Ю. Витте сообщил, что «Величайшим повелением», – Указом императора Николая II – приступить к строительству ширококолейной железной дороги Пермь – Вятка – Котлас. И построили за четыре года – это расстояние почти 1000 км через тайгу, через болота, без экскаваторов, без бульдозеров, без самосвалов и катков – всё вручную, с помощью лошадок. А дорогу Альмеж – Опарино длиной 26,6 км обещают построить к концу 21 года – вот это темпы, даже обещают наладить работу в две смены.

Железную дорогу построили. В 1897 году был заложен вокзал Киров – Котлас.

120 лет железной дороге Пермь-Вятка-Котлас
Вокзал Киров – Котлас

И по сей день стоит. А какой красивый – вот это памятник того периода.

По всей железнодорожной линии надо было построить вокзалы – на это нужно было время. Их построили позднее дороги.

Так выглядели вокзалы, построенные в то время.

Вокзал на станции Мураши
Вокзал на станции Мураши

Обратите внимание: была ещё однопутка, вероятно, поезд шёл в одном направлении. С хлебом – солью встречали его люди под звуки какого – нибудь марша.

Вокзал на станции Опарино
Вокзал на станции Опарино
Вокзал в Альмеже
Вокзал в Альмеже

Вокзал в Альмеже построен был не ранее 1904 года – на дверце печного поддувала стояла дата 1902 год.

На всех станциях были построены водонапорные башни для обеспечения паровозов водой. Оказывается, одной заправки воды в тендер паровоза хватало на 30 км – такое расстояние в среднем между станциями. Пришлось строить водокачки, водоёмы для них, водопроводы до водонапорных башен посёлков, а от них – к гидрантам между путями для заправки паровозов.

Фото – так выглядели эти гидранты между путями.
Фото – так выглядели эти гидранты между путями.

И сейчас сохранились основания этих гидрантов – заправок.

Дорогу построили, а ещё какой труд был вложен в обустройство железной дороги! Даже кирпичные водонапорные башни требовали больших затрат и человеческого труда.

Фото - водонапорная башня в Альмеже (была).
Фото – водонапорная башня в Альмеже (была).

В Опарино и сейчас башня стоит и работает – подаёт воду. Когда её построили? Может, кто – то знает. А в Альмеже её построили не ранее 1907 года – на кирпиче стояла дата производства. Вокзалы в Опарино и в Альмеже имели пристройку, где были по 4 квартиры для дежурных по станции. До середины 50 – х жили в них семьи работников станций.

Ну и как не похвастаться отделкой зала ожидания в Альмеже, такого не было в вокзалах даже Опарино и Пинюга. В центре потолка была изготовлена лепнина в виде розетки. По краям потолка по карнизу был лепной фриз. Какая красота – диву даёшься: на каком – то заштатном вокзале и такое прекрасное творение рук человека. И эта красота сохранилась до дня уничтожения вокзала к 2009 году. Всё восхищаюсь предками – умели строить на года и радовать глаза пассажиров. Большое спасибо неизвестному прорабу за такой зал ожидания.

Фото - лепнины и карниза

Фото - лепнины и карниза

Толкнуло меня написать про вокзалы, чтобы молодое поколение знало и гордилось творением неизвестных мастеро: «И дым Отечества нам сладок и приятен».

По району прошла волна празднования дней посёлков. Как возникло село Опарино (до 1942 года так оно числилось) рассказывал Н. А. Яхлаков. В Альмеже к 1915 году было 4 двухэтажных дома и три одноэтажных – это посёлок? Всё же, на мой взгляд, посёлки образуются с появлением промышленного производства, а это где – то в конце 20-х в начале 30-х годов. Жителям посёлков решать. Удачи. Ещё раз поздравляю все посёлки и их жителей с юбилеями.

С уважением Ю. Холопов.

Добавить комментарий

  1. Евгений

    Спасибо большое за интересную статью. Действительно были замечательные строения. Кладка у башни была просто превосходная, глаз радовала, видимо каменщик с душой работал!

  2. Basil

    Статья интересная, хочу добавить пару слов про дрова для паровозов.На станции Опарино был дровяной склад.Пилили вручную и складывали двухметровые тюльки.Заправки хватало до Мурашей.

  3. Аноним

    Спасибо ,за статью. Нахлынули воспоминания,навернулись слёзы.