«На любовь свое сердце настрою…»

Это строчка одного из стихотворений известного поэта, барда, прозаика и сценариста Булата Шалвовича Окуджавы. Его творчеству и была посвящена январская встреча в литературно-музыкальной гостиной «Струны души» Опаринской центральной библиотеки имени Яхлакова. Как оказалось, название нашей гостиной очень символично, потому что и стихи, и песни Окуджавы проникают в самые потаенные, самые сокровенные уголки души, задевают ее невидимые струны и приглашают в особый мир –прекрасный мир замечательного мастера слова и очень хорошего человека, честного, порядочного, интеллигентного…

Булата Шалвовича Окуджавы

Судьба была к нему порой безжалостна. Сыну грузина и армянки, родившемуся в Москве 9 мая 1924 года, пришлось пережить и годы репрессий, когда в 1937 году был арестован и расстрелян его отец, видный партийный работник. Затем арестовали мать, и она много лет провела в карагандинских лагерях, так и не сумев прийти в себя после освобождения. Мальчика спрятали родственники в Тбилиси.

Булат Окуджава

Потом в его судьбу ворвалась война. Он ушел на фронт добровольцем в 1942 году прямо со школьной скамьи. Несколько раз был ранен. Говорят, что впечатления юности – самые яркие. Не потому ли тема войны станет впоследствии одной из ведущих в творчестве Окуджавы? Война стала не только жизненным и драматическим материалом, она определила жизненную позицию этого человека.

Булат Окуджава писал о войне: «Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю. Я ненавижу войну!» Не случайно Булат Шалвович называл во многих стихотворениях войну подлой. Все его стихи на эту тему – они не о войне, нет, они против нее!

Он мечтал учиться в Москве. Но сыну врагов народа путь в столичные вузы был закрыт. Окуджава поступает на филфак Тбилисского университета, затем получает направление на работу в школу под Калугой. В Калуге в 1956 году выходит первый сборник его стихов «Лирика».

Когда реабилитируют его родных, юноша переезжает в Москву. И там рождаются его первые песни. Одна из них – «Огонь» («Неистов и упрям, гори, огонь, гори…»)

С 1962 года, вступив в Союз писателей, он полностью сосредоточился на профессиональной писательской работе, пробует свои силы в прозе. Его первая повесть «Будь здоров, школяр!» подвергается в прессе резкой критике. Вместе с успехом и известностью, как это часто бывало в советскую эпоху, к Окуджаве пришли неприятности. Его обвиняли в пошлости, в связи с блатным фольклором. В это сложное для поэта время родилось такое стихотворение:

Настоящих людей так немного!
Все вы врете, что век их настал.
Посчитайте и честно и строго,
Сколько будет на каждый квартал.
Настоящих людей очень мало:
На планету – совсем ерунда,
На Россию – одна моя мама,
Только что ж она может одна?

Затем были другие прозаические произведения: «Упраздненный театр», «Путешествие дилетантов», «Бедный Авросимов», «Похождения Шипова», «Свидание с Бонапартом», «Частная жизнь Александра Пушкина».

Но все-таки Булат Шалвович Окуджава для нас прежде всего автор и исполнитель собственных песен. В его лирике доброта и искренность всегда слиты с печалью, потому что «…грусть всегда соседствует с любовью».

Любовь  занимала особое место в творчестве поэта. И хотя  в каждом стихотворении она разная, но их объединяет одно – преклонение перед её Величеством Женщиной. Именно поэтому Окуджаву можно назвать не только последним романтиком ХХ века, но и его последним рыцарем.

Образ женщины, возлюбленной поднимается в поэзии Булата на недостижимую высоту. Не случайно в одном из стихотворений он обращается к ней со словами: «Ваше величество, Женщина!»

Исторические песни Б.Окуджавы настолько ярки и непатетичны, что их с удовольствием поют люди разных поколений. Это не эпические полотна,  но маленькие зарисовки, передающие атмосферу прошедших веков.

Много стихотворений Булат Окуджава посвятил Пушкину. Он чувствовал поэзию Пушкина как стихи близкого, хорошо знакомого, дорогого человека, который стал идеалом для поэта. Окуджава видел в Пушкине достоинство, очень дорогое для него самого. – умение смотреть на себя иронически.

Окуджаву по праву считают основателем мощного движения бардов в СССР, среди которых затем появились такие поэты-певцы, как Галич, Визбор, Высоцкий.

Его любимый город – Москва. «Полночный троллейбус», «Песня о московском муравье», «Мой Арбат», «Песенка о ночной Москве», «Песня о Леньке Королеве» – в итоге получился цикл московских песен.

С начала перестройки Булат Окуджава занимает активную демократическую позицию, участвует в политической жизни страны.

С 1992 он — член комиссии по помилованиям при Президенте РФ; с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ. В 1991 году Булат Окуджава стал Лауреатом Государственной премии СССР. Букеровская премия присуждена Окуджаве в 1994 году за автобиографический роман «Упразднённый театр».

Читайте также:  От улыбок зрителей расцветает страна

…12 июня 1997 года под Парижем в военном госпитале скончался Булат Окуджава. А ведь он когда-то написал:

Париж для того, чтоб ходить по нему,
Глядеть на него, изумляться,
Грозящему бездной концу своему
Не верить и жить не бояться.

Когда мы читаем стихотворения Булата Окуджавы или слушаем его песни, возникает ощущение, что он разговаривает с каждым из нас, хотя никогда Окуджава не старался угодить ни своим противникам, ни своим поклонникам. Он как будто открывает читателям свою душу, ведет с ними откровенный негромкий разговор.

В памяти всех, кто знал и любил поэта, он навсегда остался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры. В Москве, на Арбате, где он вырос, ему поставлен памятник.

Памятник Окуджаве в Москве

Нелёгкая эпоха, нелёгкая судьба вошли в песни Б. Окуджавы, но что бы там ни было, он всегда был полон твёрдой уверенности в превосходстве и конечной победе добра. В наше время, когда мы ощущаем дефицит добра, сочувствия, сопереживания, песенная поэзия Булата Окуджавы звучит как объяснение в любви жизни, людям, добру. «Надежды маленький оркестрик» замолк навсегда, но продолжает звучать в наших душах, когда мы слышим проникновенные строки поэта, который был искренним, светлым, добрым, мудрым человеком.

В ходе вечера прозвучали стихи Булата Окуджавы в исполнении Елены Воробьевой, Наталии Смирновой, Алексея Блинова, Зои Касьяновой, Антонины Бобровой, Надежды Громоздовой, Елены Засобиной, Галины Трещенко, Татьяна Бетехтиной, Татьяны Петуховой «Письмо к маме», «Ах, что-то мне не верится…», «Вы слышите, грохочут сапоги», «Настоящих людей так немного», «О синих маках», «Романс», «На фоне Пушкина», «У поэта соперников нету», «Молитва Франсуа Вийона» и стихотворение Татьяны Тунгусовой, посвященное Булату Окуджаве.

Булата Шалвовича Окуджавы

Булата Шалвовича Окуджавы

Булата Шалвовича Окуджавы

Булата Шалвовича Окуджавы

Булата Шалвовича Окуджавы

Были использованы видеозаписи, где свои песни исполнял сам Булат Окуджава: «Песенка об Арбате», «До свидания, мальчики!», «Мы за ценой не постоим», «Женщина, Ваше Величество», «Неистов и упрям», «Песня о молодом гусаре», «Песенка кавалергарда», «Песенка о ночной Москве», Пожелание друзьям».

Открыла вечер песня в исполнении Дм. Харатьяна «Простая песенка Булата». А завершила его песня Олега Митяева «Переделкино», написанная к годовщине смерти Окуджавы.

На первый взгляд и стихи, и песни Булата Шалвовича кажутся простыми и даже в чем-то наивными. Но за этой простотой скрывается глубочайший смысл, каждая строчка дышит надеждой на лучшее, и читатель и слушатель понимают, что автор доверяет ему самое сокровенное. Слова Совесть, Честь, Отвага, Благородство, Достоинство перестают быть просто набором звуков – они обретают исконный смысл. Как ни странно, но у стихов Окуджавы за непритязательным изяществом необыкновенная властная сила внушения. Именно поэтому они никогда не покроются пылью времени.

Для себя творчество Окуджавы я открыла в начале 60-х, будучи студенткой Казанского университета. К нам в общежитие почти каждый вечер заглядывали мальчики с гитарами (почему-то исключительно с химфака). Они пели про Леньку Королева, синий троллейбус, грохочущие сапоги,  дежурного по апрелю и смоленскую дорогу… Мы не знали, кто был автор этих песен – в те годы творчество Окуджавы, как и многих других поэтов и бардов, было под негласным запретом.

И только несколько лет спустя мы узнали это имя: Булат Окуджава. Появились первые пластинки на 33 оборота и первые скромные публикации в журнале «Юность». Кажется, ничего особенного не было в этих строчка и в этом негромком, чуть вибрирующем голосе, в нервных переборах гитары. Но песни эти буквально пронзали душу, проникали до самого сердца и несли веру, надежду и любовь… Шли годы, а песни и стихи Булата как были вне времени, так неподвластны ему и сейчас.

Татьяна Тунгусова “Булату Окуджаве”

Как мы любили Окуджавы песенки!
Их напевали мальчики-ровесники,
Перебирая струны невпопад.
И каждая строка как откровение,
И обещала светлые мгновения….
Все это было много лет назад.

Студентов дом – Позиций Красных улица……
Не знали, как зовут поэта-умницу,
Романтика и рыцаря в душе.
Нам жгли сердца те строчки обнаженные –
Их не забить эстрадными дешевками.
Но юность не вернется к нам уже.

Сиюминутна жизнь. Те песни – вечные.
На остановке вышел на конечной,
Сказав судьбе «спасибо», сам Булат.
Не царь, не Бог – был просто человеком,
Сумел понять, что сталось с нашим веком.
…И вызрел им взращенный виноград.

Троллейбус синий, не сходи с маршрута,
Открой мне двери в трудную минуту.
Как много в нем отчаявшихся душ!
Но тихий голос танго довоенное
Споет и успокоит нас, наверное,
И дождик землю освежит как душ.

Олег Митяев “Домик в Переделкино”

Стихи Булата Окуджавы

Скачать документ (PDF, 212KB)