Культура и спорт

Вы когда-нибудь сплавлялись на катамаране по весенним водам Кубани? Вот и я нет – до недавнего времени. В начале апреля мне выпала возможность отправиться в водный поход с группой школьников и взрослых из Опарино. Организовал его тренер спортивной школы Сергей Александрович Ежов, в прошлом – мой школьный учитель по физкультуре. Он пригласил меня в поход в качестве журналиста и фотографа.

Отправляемся в путь

Вообще, на счету у Сергея Александровича (или просто – Саныча) около 25 подобных категорийных походов со школьниками. Он уже показал им красоты Вятского края, Северный и Полярный Урал, Хибины, Башкирию, а теперь и юг нашей страны – реку Кубань.

В этот раз в группу из 17 человек вошли не только дети, но и взрослые, в том числе начальник ОНДПР Опаринского района УНДПР ГУ МЧС России по Кировской области и его приятель – инструктор по альпинизму из Кисловодска. А ещё с нами поехали мои родители и младшая сестра. Такая вот разношерстная компания получилась…

Семейный катамаран

Спортзал превратился в полевой лагерь
Подготовка к походу стартовала за несколько недель до его начала. Участников распределили по группам (всё-таки это серьезный сплав для нас – «полудвойка», как шутя сказал Саныч). Я попала в группу технического описания. Передо мной стояла задача вести хронометраж и дневник похода.

Спортзал

За неделю до отъезда мы встретились и превратили спортзал Опаринской ДЮСШ в полевой лагерь. Повсюду были неопреновые носки (они промокают, но держат тепло), палатки, катамараны и рюкзаки. Сергей Александрович провёл для нас обучающую тренировку по гребле. Спустя 10 минут такой тренировки я уже чувствовала напряжение в мышцах. Что ж, тогда мы ещё слабо представляли, какое приключение нас ждёт впереди.

В руках весло

Первый день оказался самым сложным
На кировском вокзале в ночь на 3 апреля мы погрузили все наши баулы с палатками и катамаранами в поезд и отправились в путешествие длиной в одну неделю.

Два с половиной дня – и наша группа на месте, в южном городе Невинномыске, что в Ставропольском крае. Оттуда, минуя станицы, мы должны были сплавиться по Кубани до города Армавира, в Краснодарский край.

На вокзале Невинномысске

Невинномыск встретил нас 16-градусным теплом, зелеными лужайками и улыбками местных жителей. Там же мы познакомились с Владимиром, тем самым инструктором из Кисловодска, о котором я упоминала ранее. Собрав три катамарана на берегу Кубани и привязав к ним груду вещей (это как дом на колёсах, только на воде), всей компанией двинулись в путь.

На берегу Кубани
Собираем катамараны

Нам предстояло преодолеть 117 км за 4 дня, с остановками на ночлег. Первый день оказался самым сложным – погода испортилась, полил дождь. Команды на суднах ещё только набирались опыта в гребле. На берег мы встали уже в сумерках, и ужин пришлось готовить в темноте.

Плохая погода

А ночью нас ждал «сюрприз» – шквалистый ветер с дождём едва не сдул палатки, температура воздуха опустилась до 3 градусов. Особо впечатлительным приснились страшные сны…

В ту ночь мы видели всё и даже больше. Замёрзли, промокли, уже устали. А один школьник честно признался: «Самое классное в этом походе – когда мы в поезде ехали».

Утренние сборы

Действительно, к такому мы морально не были готовы. Но испытание под названием «Сдохни или умри» каждый из нас всё же прошёл успешно.

Дилетанты в деле
Второй день похода порадовал нас солнцем. И если вчера мы прошли по воде 14 км, то сегодня – все 40.

«Лена, табань!», «Наташа, дуговые», «Подтяг», «Прямо идём!» – всё чаще раздавалось над Кубанью. Мы на своей шкуре прочувствовали, что такое перекаты, прижимы (часто с навалами из деревьев), нависающие «расчески» с многочисленными деревьями в русле реки, которые угрожали нашему прохождению острыми ветками (или проще – драка ветками), и стойко проходили эти препятствия.

Я как дилетант только вливалась в процесс, чередовала греблю с хронометражем. Удивительно, и как только телефон в реку не уронила, фиксируя время и фотографируя перекаты…

Всё перекаты да перекаты

Как показал опыт, управлять катамараном – непросто и к тому же экстремально, особенно когда впереди бурное течение и торчащие из воды коряги. Но это того стоит. Сидя на баллоне с веслом в руках и проходя препятствия, чувствуешь себя героем приключенческого фильма. В этот момент в команде коллективно выбрасывается внушительная доза адреналина, и вы все становитесь внутренне немного другими.

На воде

Бывало, закрадывался страх – а сможем ли пройти все испытания, приготовленные природой? Тут нужно быстро включать логику – в какую сторону направить весло, чтобы задать правильное направление катамарану. Важна работа в команде. Судьба судна зависит от четверых человек, каждый из которых выполняет одинаково значимую роль.

«Здарова, орлы!», или встреча с местным жителем
На второй ночлег мы остановились на живописном берегу – на границе Ставрополья и Краснодарского края, в 1 км от станицы Николаевской. От усталости после 6-часового сплава нас спасли местные пейзажи и тёплая ночь – с большими-большими звездами на небосводе.

Время отдыха

Вообще, побывать на Кубани и не ощутить атмосферу южных станиц – большое упущение. Но нас оно миновало. За время похода мы наблюдали характерные для Краснодарского края просторы и холмы, неестественно зелёные поляны и несчётное количество коров, коз, овец, цапель, лебедей и уток. А ещё – случайно вторглись в повседневную жизнь местных жителей…
– Здарова, орлы! – приободрил нас утром третьего походного дня добродушный голос. Это местный дед, подъехавший на ИЖе, приветствовал нас, пока мы зашивали и клеили порванную гондолу одного из суден.

Рыбак Евгений

– Вы рыбачить приехали? – поинтересовалась я у него, заметив в коляске мотоцикла лодку.

– Каждый ворует по-своему, – усмехнулся дедушка в ответ.

Как оказалось, рыбачит он на сома, а сам из станицы Николаевской, где всего 1000 жителей. По его словам, работы в селе нет, молодёжь не держится. Есть школы – средняя и специальная. «Тишина, советской власти нет».

Рыбак представился Евгением и признался, что в свои 71 всё ещё гоняет на мотоцикле по горам. Не пьёт, но курит, держит пасеку и нутрий, в станице прожил около 60 лет. Родом он из Самары, в молодости перевозил нефть по Волго-Балтийскому каналу, «везде болтался, но остался на Кубани – по душе пришлось».

Евгений отметил, что впервые увидел здесь людей на катамаранах. Оказывается, местные жители сплавами не занимаются. Наверное, поэтому на протяжении нашего путешествия отдыхающие с улыбкой махали нам с берега и интересовались, откуда мы такие приплыли. А услышав про Киров, неподдельно удивлялись.

Поход закончился на солнечной ноте
Третий день похода запомнился нам солнечной погодой и сгоревшими носами – в +20 краснодарское светило не щадит никого… Сплав набирал обороты, экипажи менялись, чтобы эффективнее обмениваться опытом, а количество шуток и географических ребусов от Саныча стремительно росло.

Мы старались получить как можно больше эмоций от этого похода, испытывали себя на прочность, ловили бейсболки, сумки и вёсла, летящие в воду, гребли из последних сил. А вечером был пионерский костёр, который собрал нас вместе – за весёлыми историями из жизни участников сплава и песнями под укулеле.

Ночной костер

На утро четвёртого заключительного походного дня мы решили поймать возможность и на высоком холме в лучах рассветного солнца записали видеоинтервью с Вовой, инструктором по альпинизму. Он рассказал нам о восхождениях на Эльбрус и поделился своими впечатлениями от первого в своей жизни водного похода в компании кировских ребят.

Интервью с Володей

Так вот, до Армавира мы всё-таки добрались, закончив поход на солнечной ноте. Это была такая победа – над водными препятствиями, над собой!

Армавир

Перед отъездом в Киров нашу группу определили на ночлег в местную казачью школу, где нас ждал очередной фактурный персонаж – сторож и по совместительству преподаватель Николай Николаевич, потомственный казак. Посмотрите, как он рубит шашкой и хлещет нагайкой! (Для этого нужно пройти по ссылке – ред.).
В общем, местный колорит и гостеприимство наша команда будет помнить ещё долго. А там и новые походы не за горами – «двойки», а, может быть, и «тройки». Осталось только техническое описание завершить и справки подтверждающие получить. Не зря же 4 дня подряд гребли веслом. Дальше – больше…

Фото автора и Ивана Соловьёва

Материал сайта “Источник онлайн”