Мастер русской художественной фотографии

События

Сергей Александрович Лобовиков Сергей Александрович Лобовиков – выдающийся русский фотохудожник начала XX века. Историк фотографии С. Морозов назвал его “самым ярким певцом обнищавшей русской деревни накануне Октябрьской революции”. Действительно, в начале века ни в нашей стране, ни за рубежом не было фотографа, кто бы столь же последовательно и глубоко, как Лобовиков, разрабатывал крестьянскую тему. “Я – фотограф мужицкий. Мой объект – мужик. Быт его меня интересует со всех сторон”, – говорил о себе мастер.

С.А. Лобовиков родился 19 июня 1870 года в Вятской губернии в семье сельского дьякона. Учился в сельской школе, затем в духовном училище. Рано осиротел, в 14 лет был отдан “за харчи и жилье” в ученики к купцу и фотографу, владельцу профессионального фотоателье П. Г. Тихонову в губернский город Вятку. Оказавшись примерным учеником, быстро освоил съемочный и лабораторный процессы. К тридцати годам стал опытным портретистом, приобрел собственный фотопавильон.

С.А. Лобовиков настойчиво занимался самообразованием, изучал историю искусств, был одним из создателей Вятского художественно-исторического музея, много сделал для пропаганды изобразительного искусства в Вятском крае. В советские годы Лобовиков постепенно отошел от занятий фотоискусством. Много сил отнимало любимое музейное дело. В конце 1934 года Лобовиков с семьей переехал в Ленинград, где до 1936 года работал в фото-кино-лаборатории Академии наук СССР. Осенью 1941 года Сергей Александрович погиб во время бомбежки в городе Ленинграде.

Деятельность Лобовикова как фотохудожника началась в 1899, когда он, любитель живописи и графики, представил свои работы на художественный конкурс в Петербург. В начале нашего века он участник и призер всех крупнейших выставок и фотосалонов в России и за рубежом. Призёр Всемирной фотовыставки в Париже 1900 года, крупнейшей Дрезденской художественной выставки 1909 года. В 1911 его снимки удостаиваются высшей награды на Международной выставке фотоискусства в Гамбурге. Лобовиков был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, почетным членом Лондонского, Парижского и других фотографических салонов.

Сергей Александрович Лобовиков

Специалисты высоко ценили портреты и пейзажи, выполненные им облагороженными приемами. Но мировое призвание как художник он получил в первую очередь, конечно, за жанровые сюжеты. На заре развития светописи, в силу неразвитости фототехники, съемка живых, как бы подсмотренных в жизни сценок, была делом исключительно сложным. С.А. Лобовиков применял платиновый вид печати, работал гуммиарабиковым и масляным способами, часто применял мягко рисующие объективы. Фотограф мастерски имитировал технику живописи и графики.

“Только крупный талант Лобовикова, его умение овладеть темой в состоянии были создать такие произведения (так и хочется сказать картины), как “3а карминкой”, “Вдовья думушка”, “Домовница” и другие – писал известный фотокритик начала века Н. Петров, – когда смотришь на Лобовиковские “картины”, то совершенно не приходит в голову спросить: каким объективом они сняты, на какой пластинке? Снимки лишены надуманности, они в высшей мере артистичны…”

Фотографии Лобовикова выполнены более ста лет назад, но они не утратили заложенной в них силы искусства. Они по-прежнему волнуют зрителя и артистичностью формы, и глубиной выраженного чувства; полны теплой любви к родному народу, сочувствия к тяжелой доле русского крестьянства.

Творчество С.А. Лобовикова было знаменательным явлением в истории фотоискусства.

Г.А. Исупова, старший научный сотрудник Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых

Передвижная выставка

«С.А.Лобовиков – мастер русской художественной фотографии» с 16 февраля по 16 марта 2016 года открыта в Опаринском районном краеведческом музее.

Цена билета: (взр.) – 20 рублей; детская групповая экскурсия – 15 рублей;

Детское индивидуальное посещение – бесплатно.

Добавить комментарий

  1. Mamulya

    В Кирове с выставки не хотелось уходить. В фотографиях Лобовикова искренняя любовь к простому русскому народу передана очень тонко и в то же время – точно. Посетите выставку – не пожалеете!

  2. Ш.Н.Н.

    Наконец-то наши музеи решились экспонировать свое историческое достояние на выезде. И это прекрасно! Прекрасно, потому что не надо тратить время и деньги на дорогу. Сегодня прекрасная возможность познакомиться с искусством фотографии предоставлена жителям райцентра и района, в краеведческом музее работает передвижная выставка мастера русской художественной фотографии С.А.Лобовикова. Впервые это имя для меня открыл кировский фотожурналист Николай Шилов. Наверно, это и побудило меня в свое время познакомиться с работами вятского фотомастера. И еще больше потому, что сам активно занимался фотографией. Первым мои фотоаппаратом был ФЭД. Смотришь на его сюжеты, запечатлевшие жанровые композиции из крестьянской жизни, и как-будто читаешь книгу по истории жизни вятской деревни. Городские снимки Сергея Александровича сохранили для нас многие памятные места Вятки в их первозданном виде. Поражает умение Сергея Александровича в портрете передать думы и характер человека. “Лысый, с белой бородою, дед сидит, чашка с хлебом и водою перед ним стоит. Бел как лунь, на лбу морщины, с испитым лицом. Много видел он кручины на веку своем. Старику не много надо: лапти сплесть да сбыть – вот и сыт. Его отрада – в Божий храм ходить. К стенке, около порога, станет там, кряхтя, и за скорби славит Бога, божие дитя. Рад он жить, не прочь в могилу, в темный уголок. Где ты черпал эту силу, бедный мужичок”. Об этом и многом другом фотоработы Лобовикова. А еще он в снимках раскрывает нам секреты крестьянских ремесел, например, бондаря или пряхи. Показывает крупным планом коллективный труд на гумне. Помогает понять не дошедшие до нас слова, такие как, например, домовница.Можно подумать, что это женщина, которая в поле не работает, а ведет дом, то есть домашнее хозяйство. Оказывается, это просто деревенская няня. На одной из страниц своего дневника Сергей Александрович записал: “9 декабря 1899 года. Прохожу мимо дома Л..ва. У крыльца стоит пара рысаков. У ворот остановился бедняк-мужичок в плохонькой одежде, весь озяб; посмотрел на лошадей, отвернулся, пошел своей дорогой и только вздохнул тяжело глубоко “э-хе-хе-э-э”. Сколько в этом “э-хе-хе-э-э” выразилось слов и чувств: так глубоко эти восклицания падают в душу, стыдно становится перед этим бедняком…Завернулся в новую шубу пусть себе, и какие тебе дела до того, что другие зябнут, что не имеют теплой одежды…Да, черствы, холодны наши души – лишь шубы наши теплы!” Вот эти самые “слова и чувства” мы видим в каждом его портрете. Придите на выставку, и спросите себя: не черствы ли, не холодны ли наши души? Ведь эта выставка приглашает к размышлению: знаем ли мы нашу историю и хотим ли ее знать? часто ли нам снится родная деревня? не забыли ли мы лица тех, кто пахал и сеял, растил хлеб и ставил избы? Вопросов много, ответ в каждом из нас!