Нынешним летом возле здания коррекционной школы-интерната вырос детский городок. Это горка, с которой очень любят кататься ребята помладше, домик круглой формы – в нем девочки могу играть в куклы, две лодки-ладьи – будущие песочницы. Вкопано несколько столбов – весной на них появятся турники и качели. Все это сделал учитель труда Александр Геннадьевич Колеватов вместе с девятиклассниками – выпускниками школы.
Сначала он разработал проект, затем изготовил макет в уменьшенном масштабе. На воплощение замысла в реальность ушло чуть больше месяца. Когда дети выходят на прогулку (постоянно в интернате проживает 68 учащихся), они с радостью находят себе занятие в городке.
Александр Геннадьевич ведет трудовое обучение в 5, 6 и 7 классах – столярное и плотницкое дело. Начинают с азов – со знакомства с инструментами, с тем, как правильно ими пользоваться, как выполнять простейшие операции – пилить, строгать, производить разметку. От простого постепенно переходят к более сложному.
На занятия приходит группа из шести человек. И каждому учитель должен объяснить, показать, каждого проконтролировать. В 7 классе десять уроков труда в неделю, в 6 – восемь, в 5 – шесть. Это – один из основных предметов. Навыки, полученные в школе, помогают ребятам после ее окончания адаптироваться к жизни и выбрать профессию.
Сегодня в классе Артем Маринин, Илья Ключников и Иван Порхаев. Как и полагается по технике безопасности, на голове – береты, глаза защищены очками. Мальчики уверенно обращаются с инструментами и уже могут сделать лопату для уборки снега. А сегодня они мастерят деревянные кораблики.
«Материал усложняется, – рассказывает Александр Геннадьевич, – но мы постоянно возвращаемся к пройденному, все время повторяем основные операции».
Нравится ли мальчишкам работать в мастерской? «Да!» – отвечают они в один голос. И каждый непременно хочет сфотографироваться вместе с учителем.
Илья Ключников точно знает, что хочет после школы стать столяром. Между прочим, несколько человек из каждого выпуска обязательно поступают в кировское училище, где готовят таких специалистов.
Мастерская оборудована станками. Есть сверлильный, циркульная пила, фуговальный, торцовочный, два токарных. А вот ручного инструмента не хватает. Рубанками, например, приходится работать по очереди – их всего четыре.
«Если наши ребята и не выберут специальность, связанную с обработкой дерева, навыки, полученные на уроках, все равно в жизни пригодятся, – говорит Александр Геннадьевич. – Мы еще занимаемся восстановлением и ремонтом школьной мебели. Согласитесь – совсем неплохо, когда мужчина может починить стул или табуретку».
Татьяна Тунгусова, фото автора.
Молодцы1
Конечно, молодцы! Где они ещё этому научатся?
В жизни все пригодится.Тем более в наше время.