При Альмежком сельсовете была введена должность – ответственный за работу ликбеза. Вначале им была учитель Пластинина С., а затем – Баёва П. Обучение грамоте проводилось в пяти пунктах. Первый – на станции Альмеж, где занималась учитель Орнацкая З.П., второй пункт – в Бронино, где учила Попова А.В., третий пункт по речке Левой (наверное, в «Новом пути») – занималась Баёва П., четвертый пункт – на химзаводе, где занимался Сузи М. Был ещё пятый пункт – по речке Лелевица, там вел занятия Иванов В. Д. (И сразу просьба к читателям – кто что знает об этих людях, об их делах, пожалуйста, сообщите).
Всего обучалось около 100 человек. В разные годы, в разные периоды эта цифра менялась – то возрастала за счёт сезонных рабочих Альмежского лесопункта, то уменьшалась. За 4 года обучения «ученики» должны были овладеть знаниями за начальную школу (всё же, наверное, за более короткий срок – ведь ученики-то народ взрослый). По окончании учёбы проводились экзамены, для чего создавалась комиссия, в которую входили представители от сельсовета, от партийной и комсомольской организации. Выдавалось удостоверение, где указывалось, что окончил школу ликбеза. Тех, кто занимался с неграмотными, называли «ликвидаторами» или «культармейцами»
Работа с допризывниками велась по ускоренной программе в форсированном темпе – за 100-120 часов научить грамоте. Таких в районе было где-то 675 человек. Проверку знаний проводила особая комиссия. Давались ликвидаторам такие рекомендации по проверке знаний: «Ликвидатор выбирает статейку из букваря или газеты и предлагает учащимся самостоятельно прочитать её про себя несколько раз, чтобы лучше подготовиться к чтению вслух. Ликвидатор проверяет, как подготовился учащийся. Потом беседа». Вижу улыбки на лицах читающих – нам всем, теперь грамотным, удивительно. И что же с допризывниками? В 1936 году командующий Белорусским военным округом докладывал в Москву: «Из деревень приходят призывники, которые с трудом могут прочитать несколько слов и подписать свою фамилию, не знают, где запад и где восток, кто такой Сталин, и кто такой Гитлер». И неудивительно – ни радио, ни газет в сельской глубинке не было. Вот поэтому в воинских частях молодых солдат обучали ещё и грамоте.
В 1921 году в Альмеже работала сельская библиотека, заведующей была Гендриксон Мария. Была и изба-читальня, первый заведующий – Тонто. И в 30-е годы избачи менялись чуть не каждый год, нет никаких данных об их роли в деле ликбеза. Первоначально библиотека и изба-читальня находились в двухэтажном доме Вески. Удивляет: государство содержало двух работников, когда позднее функции избача успешно осуществлял библиотекарь.
Что выписывали и что читали альмежане? У меня есть данные середины 20-х годов: « Крестьянская газета» – 12 экземпляров, «Жизнь деревни» – 13, «Эдази» (Вперёд) – 32 (эстонская газета, выпускалась в Опарино, а «Опаринская искра» стала выпускаться только в 1932 году), «Беднота» – 1, «Советская мысль» – 6, « Гудок» -17, журнал «Лапоть» – 1, журнал «Сам себе агроном» – 1, журнал «Безбожник» – 1, газеты «Беднота» – 1 и «Красный воин» – 1.
В Альмеже были и коммунисты, и комсомольцы, но нет данных о подписке на партийные газеты.
В 1933 году заведующей ликбеза была назначена Кашан П.Г. На 1 октября 1933 года на станции Альмеж обучалось 6 человек взрослых, в Бронино – 14, в «Новом пути» – 11, на химзаводе – 13. Всего неграмотных и малограмотных обучалось 44 человека, мужчин – 17, женщин – 27, рабочих – 1, батраков – 1, бедняков – 3, середняков – 21, твёрдозаданцев – 1, кулаков – 4, колхозников – 8. Работали два платных преподавателя. Учебников было 60, тетрадей – 20, Это данные из архива Великого Устюга. Значит, не всех кулаков выселяли в Северный край.
Познакомлю с несколькими приказами заведующего РОНО Рупышева. «Заведующим школой взрослых при Лес-хим-заводе Альмежского сельсовета назначаю Новосёлова П.А.» – от 24.10.1934 года. Или: «Заведующим школой взрослых при Альмежском ЛХЗ назначаю товарища Мамонтова. Обязываю приступить к работе с 07.03.1935 года». Ещё – приказ № 48 от 07.04.1937года: «В период с 20 по 30 апреля сего года в школах взрослых будут проводиться проверочные и выпускные испытания. Ответственным за проведение испытаний назначаю по Альмежскому сельсовету Боровикина». Каковы результаты этих испытаний, мне неизвестно – не нашёл Только есть за 1939 год такие данные по результатам выпускных испытаний среди взрослых в колхозе «Красная заря» (по эстонски «Пунане койт»).
Испытания дали плохие результаты. Пришли двое из группы неграмотных и один из малограмотных. Вторично из 7 человек явился один. Проверяющие указали, что правление колхоза не оказывало никакой помощи, и среди культармейцев промелькнула мысль освободиться от этой работы. В эту школу ходили эстонцы (деревня Горки была заселена ими). Причина плохой посещаемости может быть в том, что они в детстве изучали эстонский язык, а русский изучать не хотели. Жили компактно, общаясь на своём языке. Может, повлияли и репрессии против эстонцев в 1938 году. Все они исповедовали лютеранство (из Германии переселенцы привезли). Эта религия обязывала всех достигших 15-16 лет быть грамотными, и только после этого совершается торжественное исповедование веры – конфирмация ( лат.- утверждать). Это обряд первого причащения, к которому подростки готовятся два года. Более 80% эстонцев старшего поколения не знали русского языка – вот, наверное, их и пробовали научить грамоте.
Подведём итоги напряжённой работы по ликвидации неграмотности. Были успехи, были неудачи, но за годы 1 и 2 пятилеток более 40000000 человек в возрасте от 9 до 49 лет могли читать и писать – это великая радость для них. По переписи населения в Российской Федерации в 1939 году процент грамотных составил 89,7%. Грамотные мужчины составляли 96%, женщины – 83,9%. Число грамотных в городах составляло 94,9%, в сельской местности – 86,7%. Успех? Конечно. Но оставалось неграмотным население в возрасте старше 50 лет.
Прошло 10-15 лет, и наша страна стала самой читающей. Как гонялись за произведениями классиков, писателей-современников! И всё это произошло при жизни одного поколения. Такое мог совершить только советский народ.
Ликвидация безграмотности (ликбез), начало
Юрий Холопов.
Я думаю, что скоро “Сорока” продолжит публикацию книги “Моломская Михайло-Архангельская церковь”, автором которой является проф. Глубоковский НН.Занимаясь родословной семьи Поповых, где воспитывался
Николай Никанорович, мне понравился вот этот текст, близкий к теме публикуемой статьи.Николай Никанорович в своей автобиографии
с благодарностью вспоминал свою мать, которая будучи неграмотной постоянно твердила сыну: “Колька, учись, чтобы не погибнуть”. “Но
я мало слушался,-вспоминал он, -и чувствуя себя дома забежавшим волчонком, скрывался целыми днями у добрейшей сестры о. Василия Попова – Марфы Михайловны, согревавшей всю нашу Кобыльскую детвору
неизменной лаской, трогательной добротой, а сказками её мы прямо
упивались.Думаю, что по глухим уголкам великой России сказки со-
вершали огромную культурно-моральную миссию”. Он так же вспоминал,
сколько слез пролила над ним мать, прежде чем он хорошо усвоил,
что “без науки” совсем погибну или буду в тягость себе и другим.