Увлечение фольклором меня привело к тому, что в итоге было собрано около тысячи различных песен. Свою коллекцию этих песен, наигрышей, частушек, романсов и т.д. я разбил на категории и постоянно пополнял. И однажды наткнулся на песню «Моя гармонь» в исполнении автора – вологодского гармониста Александра Ганичева. В этой песне были такие слова:
Позабыт уже давно
Вкус хлебных крошек.
Плачет родина моя.
А на месте тех гармошек
Телевизоры стоят.
Эти слова меня подвигли к мысли, чтобы сфотографировать Василия именно у телевизора. Заодно я его спросил: «Где же твой баян?». Он ответил, что у него в жизни их было три, но застолье ему поспособствовало от них избавиться. Я тогда вспомнил шансон «Дядя Паша» в исполнении Шуфутинского со словами «Дядя Паша – он по жизни два костюма износил и по свадьбам три баяна потерял». Я сказал Василию, что это про него, если немного перефразировать: «Дядя Вася, ты по жизни два костюма износил и по застольям три баяна потерял». Василий любил шутки и только рассмеялся.
Мне почему-то пришла в голову шуточная фраза: «Кто пляшет и поет, тот поет и пляшет. А кто пашет и кует, тот кует и пашет». Если до службы в армии он был склонен к первой категории, то после службы – ко второй.
Хотя Василий любил компании и в меру застолье, но всегда относился к работе ответственно. После службы в армии и до выхода на пенсию работал водителем автобуса. Конечно, ответственность за людей, за безопасность на дорогах сказалась на здоровье. Уже находясь на пенсии, получил инфаркт. Из детей была единственная дочь, и она всегда ухаживала за ним.
С Василием года три тому назад случилась оказия. Днем, когда никого не было дома, по домофону с ним связался какой-то человек . Назвав его по имени и отчеству и имя дочери, он сказал, что дочь убила человека и чтобы её выпустили, нужны деньги. Василий открыл двери подъезда и квартиры и впустил его, отдал всю сумму, которая у него была. Когда дочь вернулась с работы, то стало понятно, что это был мошенник. Дочь заявила в полицию, которая профессионально сработала благодаря видеокамерам, установленным с находящимся рядом детским садом. Этим негодяем оказался бывший уголовник, который в очередной раз отправился в места не столь отдаленные.
К теме моего повествования хотелось бы добавить следующее. Начну с плаката.
Нам, современникам, такие плакаты, как и ранее представленные в данной статье, могут показаться наивными. Но это неверно, я бы их назвал агитацией со знаком «+», и они сыграли свою роль.
В былые времена при поездке в метро или в электричке наблюдаешь большое число людей за чтением книг. А куда уткнулись теперь? В смартфоны. Что там люди ищут, мне до сих пор непонятно. А молодые люди умудряются это делать на ходу. Для примера приведу эти фотографии, сделанные мною в электричке, под одним и тем же названием “Болезнь XXI века”:
Еще об одном хочу рассказать Хотя это не совсем входит в контекст данной публикации. А может быть, и входит. Я упоминал, что празднование 9 мая начали отмечать 20 лет спустя после Победы. В проведении этого празднования непосредственно участвуют работники кульпросвета. Представлю фотографию ветеранов – участников Великой Отечественной войны Моломского сельского совета на День Победы в начале 80-х годов.
Слева направо: Кураков Петр Алексеевич, Воронин Василий Иванович, Копосов Алексей Артемьевич, Зайцев Семен Дмитриевич и Графов Александр Павлович. Из всех оставшихся в живых почему-то не оказалось среди них бывшего председателя Поникаровского сельсовета Калянова Ивана Никаноровича. Петр Алексеевич Кураков был секретарем этого сельсовета и активно участвовал в художественной самодеятельности.
В то время были популярны украинские артисты – юмористы Штепсель и Тарапунька, и ПетрАлексеевич играл одного из них. Воронин Василий Иванович длительное время был председателем Моломского сельсовета и ,конечно же, в его поле зрения были клуб и библиотека.
Интересна судьба Копосова Алексея Артемьевича. В самом начале войны он был командиром взвода. Понеся большие потери, пришлось отступать. Во время этого отступления откуда-то появился офицер и приказал некоторым отступавшим солдатам копать могилу. И как только могила будет выкопана, Алексея Артемьевича должны были расстрелять и похоронить в этой могиле Но по стечению счастливых обстоятельств подъехал на коне другой офицер и, сориентировавшись, скомандовал, чтобы первого офицера арестовать. Им оказался переодетый в красноармейскую форму немец.
Копосов А.А. и рядом с ним стоящий Зайцев С.Д. были гармонистами, но на концертах не выступали. Графов А.П. (крайний справа) и Копосов А. А. росли вместе на хуторах на реке Волманга: один по одну сторону речки Молебница, другой – по другую. Когда Алексея Артемьевича в 1939 году призвали в армию , мой отец пришел в военкомат и попросил, чтобы и его призвали. Алексея Артемевича ранили, он не смог активно участвовать в боях , но продолжал службу в похоронном отряде. Примерно в середине 80-х один человек (фамилию называть не буду) переехал жить к родителям, ходил в лес для заготовки ивовой коры. Но однажды не возвратился Пошли на поиски, но никто не мог подойти близко к нему, т.к. началось разложение, и только благодаря Алексею Артемьевичу завернули в рогожу и похоронили. Через несколько лет моя мама рассказала про этого человека, и мне стыдно даже рассказывать об этом. Он заслужил такого ухода из жизни. Приведу только слова из Священного Писания «Очами своими смотриши и воздаяние грешникам узреши»
И последнее. Василий иногда рисовал. Вот такой рисунок он мне подарил:
В публикации было выложено немало рисунков. Этот последний.
Василий Графов, г. Санкт-Петербург
Вместо послесловия. В муниципальном архиве Опаринского муниципального округа хранятся два документа, имеющие прямое отношение к данной публикации. Это приказ о приеме на работу Толстоброва Василия Ивановича и его автобиография.
Фото предоставлены автором и сектором муниципального архива, плакаты из серии «Советские плакаты» – из открытых источников в интернете.
Песня «Моя гармонь» звучит в исполнении вологодского гармониста Александра Ганичева.