Как жилось жителям Опаринского района до войны. Часть 2

В период сселения хуторян на центральные усадьбы планировалось создание клубов. В деревнях клубов не было, позднее правление колхоза выделяло пустующий дом. А до этого молодёжь собиралась на пляски у кого – нибудь, уплатив хозяйке пирогом за разрешение посидеть, поплясать. Девушки (в деревнях их называли девки с самым положительным значением) рассаживались по лавкам. С собой приносили рукоделье – пряли лён, шерсть, пользуясь пресницами.

Пресница

Пресница

А кто занимался шитьём, вышиванием приносили копылки, в верхней части которых были забиты гвозди, за которые цеплялось полотно.

Фото – копылки.

Обратите внимание – с какой любовью и мастерством были сделаны пресницы и копылки – наверное, для любимых или мастера так исполняли.

В православном календаре в октябре месяце отмечается день святой Харитины – «День Харитины – первые холстины». Матери, отпуская дочерей на посиделки – пляски, давали задания, сколько пряжи надо сделать, чтобы они не увлекались развлечениями. Наверное, ещё в начале 40 – х годов был обычай готовить будущей невесте приданное. А оно большое. У меня сохранился сундук тех времён – углы сделаны в шип, передняя стенка инкрустированная, внутренний замок, у некоторых сундуки были с музыкой. Вот такие сундуки и заполняли своим рукоделием, домотканым холстом и сшитой одеждой, полотенцами – утирками из холста будущие невесты, чтобы потом одарить родню жениха.

И что за посиделки без парней? Приходили, смирно сидели возле девок, угощая их пряниками, конфетами, семечками. Отсюда и пошло выражение: «Без пряников не заигрывай». И, конечно, устраивались пляски. Плясали «русского» – тут нужно было умение мастерски дробить, что в то время умели все, но по – разному. Пляски сопровождались пением частушек, а они были всякие – задорные, игривые и даже грубоватые, навроде: «Что ты, парень, задаёшься, или рожа широка, я такую рожу видел (а) у колхозного быка». Наиболее популярна была пляска – « четвёрка». Плясали «четвёрку» два парня и две девки. Пляска состояла из нескольких фигур, сопровождалась частушками. После исполнения всех фигур девки должны были поцеловать напарника своего партнёра, а потом и его.

Часто пляски прерывались появлением новых парней. Шумный вход вместе с громким пением частушки называли «бурло» (ниже о нём). Вновь прибывшие рассаживались по лавкам, кто и на колени своей дроли. В то время в деревнях ещё не танцевали вальс, фокстрот. Совсем иное было у эстонцев – свои национальные традиции. Молодёжь и взрослые собирались в клуб и танцевали под цимбалы – национальные струнные инструменты: польку, краковяк, вальс. Во время исполнения польки или краковяка при определённом па танцующие подпрыгивали и раздавался единый звук «топ». Так танцевали в клубе Альмежа.

Приведу воспоминания женщины, чем занималась и как веселилась молодёжь в деревне Нижняя Паломица – так было и в других окружающих деревнях.

Немного предыстории. Где – то в конце 60 – х заинтересовался биографией Подволоцкого И.П. – в 1920 году на III съезде комсомола избранного секретарём ЦК РКСМ (Российского коммунистического союза молодёжи) и его трагедии. А он из Нижней Паломицы. В то время там председателем колхоза «Родина» был Мальцев Л.В. Вот он меня и приютил. Познакомился с сестрой И.Подволоцкого (к своему стыду, забыл её имя – прошло 50 лет, а имя не записал – в то время помнил). Буду называть её по отчеству – Петровна. Кроме данных из жизни брата, она рассказала как жила, как веселилась деревенская молодёжь в 30-е годы.

Читайте также:  Забытая старина. Послесловие

Петровна рассказала о посиделках: «Каждую неделю осенью и зимой собирались то у одной, то у другой. Девки приносили пресницы, пряли лён, куделю с лучиной, позднее появились лампы – даже парни пряли. Заходят парни: «Здравствуйте, девки!» Большинство садились к своим дролям – любимым. Приносили семечки, пряники, хмельное не приносили. Какая девка выпьет – её на смех поднимали, считали распущенной. Которая , ней не общались, таким частенько завязывали юбки на голову. И другая причина – с одним ходила, изменила – бросила. Сидели до 12 часов. Бывало, и плясали на посиделках, когда приезжали парни из других деревень. Заходят, становятся кругом и поют частушки, кое – кто постучит по брусу – матице кулаком,и расходятся к девкам. Иногда парни вытаскивали друг друга в сени – помахать кулаками».

Петровна рассказала и о плясках, в шутку называли их «тряски»: «Откупали у какой – либо хозяйки избу для плясок, уплатив ей пирогами – всё хлебом. Откупали то девки, то парни. Даже частушка такая была: «Наше поле с вашим полем – огород по межняку, наши парни вашим девкам отдали по пиджаку». Сарафаны, кофты на девках расшитые, но домотканые. В конце 30 –х годов уже одевались не в домотканое, а в покупное. Девки идут с пирогом, отдают хозяйке, рассаживаются по лавкам, поют, а то и пляшут под частушки. Парни приходят позднее, врываются в избу – песни, частушки поют – ревут, как будто их сотня зашла. Иногда и лампу дёрнут, тёмную сделают. Девки визжат, бегут на улицу. Потом всё налаживается. Начинаются пляски. Плясали четвёрку, девки сами выбирали партнёра – вот этот храбрый. Пляшут под частушки. Иногда поют частушки в задор – из – за этого и поцапаются. Больше вгладь – по путёвому. Веселились дружно. Парней пьяных очень мало было. Парни дрались только кулаками, на улице иногда выламывали из тына палки – тыжники.

Плясали ещё «метелицу», вставали пар по пять или шесть, плясали без частушек. Приезжали парни даже из Лодейно, но только летом. Больше смирно были эти приезды».

Рассказала Петровна, как праздновали в то время религиозные праздники: «В Троицу собирались из всех деревень в Паломицу. Заговенье праздновали в Волманге, Пасху – в Монастыре. На праздниках мужики с жёнами пили вино – домой приходил пьяненькими. Идут, песни поют: « По Дону гуляет», «Златые горы». Ну, а парни и девки плясали кругов на десять. «Всё ходил, так ладно было, всё весёлая была. Ходить не стал – затосковала чернобровая моя», – такой частушкой закончила воспоминания Петровна. Царство ей небесное. Благодаря ей познакомлю молодёжь с обычаями наших дедушек и бабушек.

Как жилось жителям Опаринского района до войны. Часть 1

Ю.Холопов, окончание следует.