«Как вы там, на Большой земле?»

Наши гости

Своими впечатлениями и размышлении о лете, которое она провела во Всероссийском лагере «Орленок» в качестве вожатой, с нашими читателями делится Наталья Трубина студентка 3 курса факультета журналистики ВятГУ.

Дети с прошлых смен до сих пор не дают спокойно спать. Мне снится, будто они бегут навстречу с распростёртыми объятиями, а я не могу их обнять… Просыпаюсь и понимаю, что все они далеко. А так хочется вновь встретиться!

Ещё в школе у меня появилась мечта – стать вожатой Всероссийского детского центра «Орлёнок», который расположен на Черноморском побережье Краснодарского края. Дети, море, солнце, горячий песок… Мне казалось, что это нереально, но спустя примерно восемь лет желание исполнилось! Перед этим был пройден наполненный яркими событиями и иногда испытаниями путь.

Всё началось с того, что на втором курсе университета я решила пойти в студенческий педагогический отряд «Кавабанга», который давно манил своей энергичностью, зелёными куртками с эмблемой, где изображены солнце и морская волна, а главное, дружелюбием и близостью к детям. Меня сразу затянуло в эту активную сферу деятельности – игры, собрания, спевки… А потом и студенческая школа вожатых: два насыщенных месяца информативных лекций, практических занятий и новых знакомств. Также очень ценными были советы ребят из «Кавабанги», среди которых находились и те, что работали в лагерях «Орлёнка».

Когда я слушала забавные, а порой и печальные истории, рассказанные опытными вожатыми, не могла представить в полной мере: каково это – быть воспитателем? Всё казалось таким неизвестным и в какой-то мере простым. Но когда от комиссара моего отряда поступило предложение поехать в «Орлёнок», у меня появилось приятное волнение: «Ты серьезно?»

26 апреля
Сказали, что я вернусь из «Орлёнка» другим человеком. Сказали, что мне нужно громче кричать, а то дети не услышат. Будет трудно, сказали. Но тот воздух, ту неповторимую орлятскую атмосферу не забуду.

6 мая
Завтра последний экзамен в университете. Даже не верится, что защита практики и курсовой работы, зачёты и остальные экзамены позади. И это на два месяца раньше срока! А как я боялась не успеть!

Ехала в автобусе, смотрела в окно и вдруг поняла, что в течение досрочной сдачи сессии я совсем не заметила, как быстро зазеленела листва и появилась солнечная россыпь цветов мать-и-мачехи. В салон зашёл ветеран, такой же улыбчивый и доброжелательный, как сегодняшний майский день. Сел у окна, да так удачно, что на все его двенадцать блестящих медалей солнце направило свои лучи. Едет ветеран, а его лицо сияет, несмотря на то, что он погружён в мысли. И медали сияют на груди, напоминая о приближении Великого Дня Победы.

А я 9 мая проведу в поезде, в компании будущих орлят. Для меня поездка в «Орлёнок» в качестве вожатой – своеобразная победа: победа над собственными сомнениями и страхами, над собой. Тернистый путь был облегчён поддержкой родных, близких, моего молодого человека, друзей, одногруппников, а главное, любимой мамы – она с самого начала верила в то, что у меня обязательно всё получится.

Собеседование, экзамен, психологические тесты и появившаяся из глубин моего сознания порция уверенности в себе – и вот мы уже покупаем билеты в лето, в мир детей и улыбок, солнца и дружбы, душевной песни и бессонных ночей, в лагерь у тёплого Чёрного моря…

Я думала, что меня не возьмут в воспитатели из-за наивности. На собеседовании я сказала, что внутри меня ещё в школе зажёгся «огонёк» желания поехать в «Орлёнок». Это, наверное, так по-детски звучало. Но я же не лгала. А на экзамене был вопрос: «Что вы должны запустить в первый день в отряде детей младшего возраста?» При этом экзаменатор показывал, будто что-то держит в руках. Я, вспомнив игру под названием «Искорка», суть которой заключается в том, чтобы как можно быстрее и незаметнее передавать друг другу «импульс» лёгким рукопожатием по кругу, ответила, как бы спрашивая: «Искорку?» Добродушный смех экзаменатора: «Искорку?… Игровую модель вы должны запустить». И снова смех. «Всё, – думала я, – провалила».

Но, как оказалось, не зря я посещала школу вожатых и знакомилась с людьми, прошедшими целину и «заразившими» меня блеском горящих глаз.

7 мая
«Береги себя», «мы придём тебя проводить», «я буду плакать», «ты хоть пиши иногда», «ну и с кем я теперь буду разговаривать…», – мои друзья умеют сказать так, чтобы за душу зацепило.

11 мая
«Орлёнок» встретил нас дождём. Когда наша кировская делегация из двадцати пяти человек заселялась в Дом вожатых, мимо проходили незнакомые приветливые ребята в толстовках и брюках цвета морской волны, которые говорили всем: «Добрый день», – вожатые.

Охранники центра приняли нас за детей. Когда мы решили говорить всем «добрый вечер» по доброй традиции «Орлёнка», первый попавшийся на пути отряд возмутился: «Это мост молчания. По нему идут в тишине, загадывая желания». Эх, вожатые… Но мы не унывали, потому что впереди ждали курсы повышения квалификации, после которых нас должны были выпустить к детям.

15 мая
На вокальном практикуме во время инструктива (те самые курсы) заслуженный работник культуры Кубани, музыкальный руководитель центра Игорь Киреев поведал нам: «Орлёнок» – это государство в государстве. Поэтому, когда к нам приезжают, мы спрашиваем: «Как вы там, на Большой земле?» И правда: все жители «Орлёнка» ощущают себя словно в другом измерении, в стране детства.

После окончания курсов повышения квалификации на ведение дневника просто не хватало времени – мы погрузились в работу. Два летних месяца – июнь и июль – я была воспитателем в двух лагерях «Орлёнка»: прошла смену в «Олимпийском» и две смены в «Солнышке». Всё это время я работала на детях младшего школьного возраста. Образ строгой вожатой, на удивление, не мешал мне слышать фразы: «Наташ, ты самая добрая вожатая»; «А ты почитаешь нам сегодня книжку перед сном?» и т.п. Помимо работы воспитателем мне удалось попробовать себя в качестве ведущей детских мероприятий и мастер-классов по журналистике, а также поучаствовать в конкурсном испытании по педагогическому мастерству «Искусство сердца зажигать» и побывать в необычных образах: Элли из повести «Волшебник Изумрудного города»; волшебница, рассказывающая легенды; Полина Гагарина…

В детском лагере «Олимпийский» мне попался талантливый и творческий младший отряд. Там были и футболисты, и баскетболисты, и танцоры, и профессиональные воздушные гимнастки (участницы Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» Дарья Насырова и Виктория Чалкова). Их умения мы применяли при постановке номеров, и это было очень здорово, потому что дети с необыкновенным воодушевлением показывали то, чем они увлекаются. А вожатые испытывали от этого прилив новой энергии. А ещё не забыть, какой восхитительной красоты морские закаты мы провожали каждый вечер…

В лагере «Солнышко», в котором отдыхают самые маленькие орлята, я успела ответить на тысячи «почему», рассказать легенды о волшебных окрестностях «Орленка» (говорят, что здесь каждый камешек имеет свою легенду), получить несметное количество порций ласки от детишек и отдать столько же взамен.  Больше всего запомнились крайние дни смен, когда ребята осознавали, что уезжают из лагеря, и произносили фразы, от которых тело пронизывали мурашки: «Наташа, спасибо Вам. Спасибо за то, что прожили со мной эту смену»; «Я понял свои ошибки и теперь буду меняться». Или полушепотом: «Наташа, вы мне больше всего запомнились в этой смене»…

Не передать словами, как много внимания и теплоты я получила от детей за время работы в «Солнышке». Преклонялась перед их бесконечным доверием, невольно испытывала удовольствие, когда отряд шёл следом, хотя было настойчиво сказано оставаться на месте. Бесценно это громкое и бесконечное: «Наташа-а-а» – на весь коридор, детские подарки от всей души: «Надень сережки, которые я тебе подарил, когда я буду уезжать»…

Каждый из дней в «Орлёнке» был насыщеннее, чем какая-либо неделя, прожитая мной прежде. Вожатые успевали и отвести детей на зарядку, и искупаться с ними в тёплом море, и поучаствовать в растанцовке на мероприятии, зажигая ребят. Усталость как рукой снимает, когда получаешь детскую отдачу и видишь искренний блеск в ребячьих глазах.

А викторины, на которых даже баловники были готовы взлететь вместе с поднятой рукой для того, чтобы их спросили. А эти моменты, когда по очереди спрашиваешь у детей законы и традиции «Орленка», а они старательно их рассказывают… Всё, что здесь происходит, на вес золота. Особенно трогательно дети относились к воспитателям после вожатских выступлений: «Наташ, а я заплакал, когда вожатые пели песню, и не захотел уезжать».

Душа радовалась, когда после второго ужина дети сами вставали в орлятский круг и начинали «Вечернюю»:

Разговоры еле слышны, 
Над «Орленком» ночная тень. 
В круговерти забот не заметили мы, 
Как был прожит еще один день.

И что-то совершенно новое открывалось для тебя в их взгляде, что-то жизнеутверждающее.

Напарники… Это тоже отдельная страница жизни в «Орлёнке». Общее дело сплачивает. С некоторыми из моих напарниц я успела стать подругами, понимающими друг друга с полуслова, по которым очень скучаю. Нередко случалось, что мы делили между собой не только весёлые, но и мрачные моменты смены, после которых во время телефонного разговора с мамой хотелось плакать и прижаться к её родному плечу. Очередной сложный день. Моя бывшая напарница, наблюдавшая за мной в течение дня, шепчет на ухо после отбоя: «Пойдём на набережную». Всё понимает без лишних слов. И мы идём на «моретерапию», и под шум волн, покрытых сумраком орлятской ночи, она говорит: «Ты всё сможешь, ты сильная, я же знаю». И разум словно обновлялся, появлялись новые силы на рабочие будни.

А море всегда спасало. Стоило только вдохнуть солёный воздух, пройтись по неровной кромке воды, и на душе сразу становилось спокойно и светло.

«Наташа, мне нравится то, что вы для нас делаете»; «Мальчики, Наташа хочет сделать из нас хороших людей, а вы не слушаетесь», – это фразы, которые я слышала в темноте, когда укладывала детей. Когда хриплым голосом в полусне читала сказки с фонариком или пела орлятские песни в полной «слушающей» тишине. Фразы от мальчиков шести-семи лет…

Здесь я узнала, что есть такие семейные праздники, как День кота и День еды. Дети делились с нами, воспитателями, абсолютно всем: печеньем, последними впечатлениями, мыслями о том, что им не хватает своих родных. Очень тронула фраза одного мальчика на «огоньке»: «А я скучаю по своим хомякам…»

Мне очень понравилось, что у маленьких детей не было словесных барьеров. Они говорили то, что думают. От души. На «огоньках» можно было услышать целые речи. Но иногда ты был вынужден сдерживать смех. Например, одна девочка после рассказа о себе добавила: «Я поделюсь с вами своей тайной. У меня есть проблема со шкафом…» «Он скрипит, что ли?» – перебил её любопытный мальчишка. «Нет, – ответила девочка, – мне всегда нечего надеть». Мы с напарниками умилялись, слушая их, но одновременно понимали, что имели дело со взрослеющими личностями.

Они такие искренние. Именно за это и прощаешь все их «праздники непослушания». Здесь даже заядлые хулиганы могли пересказать сказку, здесь вожатые чувствовали себя лучшими танцорами: «Наташ, ты очень хорошо танцуешь! Ты даже очень хорошо танцуешь!»

После каждой прожитой смены наверняка каждый из воспитателей с удовлетворением понимал, что не зря отдал всю себя своей работе, не напрасно брал под свое крыло непослушных, но таких сказочно душевных и отзывчивых детей. Чувство ответственности и волнения за каждого ребёнка никогда не оставляло меня. Даже на выходных в голове крутился вопрос: «А как там мой отряд?» Несомненно, это что-то новое для меня. Я взрослела вместе с детьми.

Знаете, необъяснимое чувство, когда идёшь за руки с ребятами из отряда или спешишь на какое-либо важное дело, а на шее развевается красно-жёлтый галстук – атрибут, который символизирует принадлежность к педагогическому отряду «Алые паруса» детского лагеря «Солнышко» Всероссийского детского центра «Орлёнок», и в голове звучат строчки из песни:

Ведь недаром встаёт заря,
Небосвод от зари весь красный.
Только знать бы, что всё не зря,
Только знать бы, что не напрасно.

И, действительно, всё было не зря. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что за плечами – новый бесценный опыт. Школа жизни под названием «Орлёнок» позволила мне не только получить навыки работы с детьми младшего школьного возраста, изучить их психологию, но и испытать себя, по-новому раскрыться. А главное, оставить в душе каждого ребёнка частичку доброты и подарить веру в то, что он обязательно сможет стать настоящим орлёнком и достойно нести это звание. Звание честного, мужественного, мудрого, ответственного человека с активной жизненной позицией, готового всегда бескорыстно прийти на помощь людям и подставить своё твёрдое плечо.

А сейчас снова университет, пары, но в голове, не переставая, крутится фильм из воспоминаний об «Орлёнке» или очередной куплет из «Оркестра» или «Белой гвардии». А в первые дни после отъезда в начале августа из этого островка детства так живо перед глазами возникал пирс в лучах заката и будто бы слышались детские голоса… Так не хватает этой суеты до сих пор. И жутко хочется, чтобы вмиг рядом оказались все дети, с которыми были прожиты смены, и педагогические коллективы «Олимпийского» и «Солнышка», чтобы сказать простую, но такую нужную фразу: «Ну как вы, ребята? Я скучала!» А потом крепко всех обнять.

«Орлёнок» – это место самых удивительных и неожиданных встреч. Ученые и спортсмены, музыканты, артисты эстрады и кино дарят детям драгоценные минуты общения и положительные эмоции. Фестивали и конкурсы, акции и кинопросмотры, танцевальные, игровые и шоу-программы, интеллектуальные игры и викторины направлены на раскрытие творческих способностей детей и пробуждение интереса к истории и культуре России. Поражающие своей масштабностью и грандиозностью мероприятия, без сомнения, запоминаются детям на всю жизнь.

Недаром говорят, что «Орлёнок» – это болезнь. Если один раз тут оказаться, то выздороветь будет очень сложно – здесь каждая смена как новая жизнь. Непохожая на другие. Сюда непременно захочется вернуться. И я тоже заболела «Орлёнком».

«Ступенька любви», «Легенда о Синем крабе», Всероссийский фестиваль визуальных искусств, Международный конкурс-фестиваль детских музыкальных театров «Цветик-семицветик», традиция доброго отношения к людям, традиция орлятского круга, закон поднятой правой руки… Действительно, это особенный остров детства, который учит детей гуманности и жизнелюбию, меняет их в лучшую сторону. И если ты попал сюда, то уверенно можешь сказать, что находишься в нужное время в нужном месте. И по-другому просто не может быть.

Димосс Саранча – Орленок

[audio:dimoss.mp3]

Лагерные песни – Ты представь, будто я Ассоль

[audio:lagernie.mp3]

Орлятские песни – Море

[audio:orlytskie.mp3]

Фото из личного архива и из архива группы “ВКонтакте” “Всероссийский детский центр “Орлёнок”.

Наталья Трубина.

Добавить комментарий

  1. Анна

    Очень позитивный, живой и интересный материал! Из Наташи полуится прекрасный журналист. Молодец!

  2. Анна

    Извините, букву пропустила: получится прекрасный журналист!

  3. Helga

    Думаю, журналист из нее уже получился…

  4. Ш.Н.Н.

    Наташа своим рассказом об «Орленке» вернула меня в мою комсомольскую юность. Спасибо ей за это! К сожалению, я никогда не был в «Орленке», но мне не раз приходилось писать об пионерских отрядах юных северян, отдохнувших в этом прекрасном лагере. Я не собираюсь перечислять эти публикации, мой рассказ о другом. В 1960 году я был избран секретарем комсомольской организации Новомышастовской средней школы Новотитаровского района Краснодарского края. В те годы часто созывались комсомольские пленумы и активы. На одном из них в Ново-Титаровке перед нами выступал первый секретарь Краснодарского крайкома ВЛКСМ Леонид Зверковский. Он, как тогда было модно, призывал выпускников идти после окончания школы всем классом на ферму. Кто-то из зала задал вопрос: «А можно на ударную стройку?» «Конечно, можно, – ответил Зверковский, – и ехать далеко не надо. Крайком комсомола объявил ударным возведение телецентра в Сочи. В марте 1959 года начато строительство Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок» близ села Ново-Михайловка в Туапсинском районе. Создание новой санаторно-оздоровительной здравницы для детей вызвано тем, что в 1954 году РСФСР передала Украине полуостров Крым вместе с крупнейшим пионерским лагерем «Артеком». Комсомольцы края активно участвуют в его строительстве. Может быть, кто-то из вас также поедет на эту всесоюзную стройку». Через год я уехал с Кубани, а трое мои одноклассников, действительно, работали на строительстве «Орленка». Казалось бы, на этом и закончилось мое знакомство с «Орленком». Но время внесло в эту историю свои поправки.
    Уже когда я жил и работал в Коряжме, комсомольская судьба свела меня с Юрием Васильевичем Бураковым. Примечательно, что он в сентябре 1961 года был избран вторым секретарем Архангельского обкома ВЛКСМ, и 20 сентября 1961 года строительство Котласского ЦБК было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Бураков курировал Всесоюзные ударные комсомольские стройки, поэтому часто бывал в Коряжме. Наше личное знакомство состоялось, когда меня избрали заместителем секретаря комитета комсомола Всесоюзной ударной комсомольской стройки на строительстве Котласского ЦБК. В 1963 году Юрий Васильевич был направлен на учебу в Высшую партийную школу в Москву, а в 1965 – избран первым секретарем Архангельского обкома ВЛКСМ. Поэтому он, второй секретарь Борис Гагарин и секретарь по вопросам пропаганды Тамара Гудима часто бывали на нашей стройке. С Борисом Гагариным мы проводили на коряжемском острове Профсоюзов областной слет «Дорогами отцов героев», с Тамарой Михайловной мы часто проводили встречи в общежитиях и на рабочих местах. Свое выступление Гудима всегда заканчивала чтением стихов. А потом предоставляла мне слово: «Николай, у тебя написать целый комсомольский цикл. Причем надо отметить, что многие стихи у вас именные, что вдвойне приятно, почитайте».
    Но вернемся к Юрию Васильевичу Буракову. При нем начинался Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи Архангельской области по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, походы по будущей трассе Архангельск – Карпогоры, лыжный переход Архангельск – Ломоносово – Москва, поход а Заполярье. Всего и не перечислишь. Не всегда вопросы и предложения Юрия Васильевича находили поддержку в некоторых областных инстанциях. Но он не отступал, любое начинание доводил до конца. Он торопился делать добрые дела не для отчета, а для людей. Торопился, словно пониал, что жизнь коротка. Юрий Васильевич только успел отметить 55.
    Кстати, Бураков опаринцам почти земляк – родился 27.12.1934 г. в деревне Кузюк Павинского района в соседней Костромской области. Часть населенных пунктов нынешнего этого района, как и Вохомского, входила в состав Никольского уезда. Бурков прошел большую трудовую школы, работал и учился, а потому был требовательным и принципиальным руководителем, и в то же время справедливым и заботливым товарищем. Следует отметить, что Юрий Васильевич любил решать «школьные вопросы». При встречах и приездах, напоминал, чтобы комсомольские вожаки на местах не забывали о школе. «Школа – это наше будущее!» – повторял он.
    Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, что именно эта забота о подрастающем поколении стали решающим аргументом при принятии решения комсомольскими и партийными органами Москвы и Архангельска для перевода Буракова на работу в должности начальника Управления Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». Юрий Васильевич работал в этой должности 9 лет до февраля 1978 года, став в эти же годы членом ЦК ВЛКСМ. После отъезда Буракова из Архангельска наши встречи были редкими, но он не порывал прежних связей. При встречах Юрий Васильевич с восторгом рассказывал о том, что в «Орленке» удалось открыть Дом авиации и провести Всесоюзный сбор школьного комсомольского актива. 12 июля 1970 года на общеорлятской линейке во время празднования 10-летия «Орленка» состоялась торжественная закладка Памятного камня, на котором выбиты широко известные строчки вожатого Александра Кусого.
    На камне высечена дата.
    Запомни, друг, вот здесь орлята
    В строю застыли,
    Взвились флаги.
    Отсюда начинался лагерь!
    Сегодня «Орленок» – это целая детская страна. В Орленке» более 1,5 тысячи сотрудников, здесь ежегодно отдыхают около двадцати тысяч детей. Обширная Площадь пионерской славы со скульптурой Орленка – паренька в буденовке – его вы видите на фото, представленном в слайдах Натальей Трубиной – который несет навстречу ветрам эпохи свое знамя, как бы первый шаг в это царство детства. Рад, что это знамя юности удалось подержать в руках опаринской девушке, которая упорно шла навстречу своей мечте и осуществила ее. Наташа доказала – что журналистику надо начинать с самой себя, что в ней, в журналистике, два основных двигателя: познание и движение. Об этом не раз говорил мне Юрий Васильевич Бураков. Эти мысли Наташа очень точно обозначила в одной фразе: «Орленок» – это болезнь!» Наташа болела «Орленком» долгих восемь лет. Но наступило ли излечение после встречи с «Орленком»? Наталья пишет: «если ты попал сюда, то уверенно можешь сказать, что находишься в нужное время и в нужном месте». А нужное место потому и нужное, что его хочется посетить вновь и вновь!