В 1940 году между Опаринским и Подосиновским районами был заключён социалистический договор по выполнению задач ликвидации неграмотности. Итог неизвестен. С 15 апреля 1941 года в районе планировалось провести смотр работы по завершению ликвидации неграмотности, неграмотных перевести в группы малограмотных. Каков итог – только приходится гадать.
В конце 1940-41 учебного года ученики 6-х классов Опаринской средней школы обратились с призывом к учащимся района – в период летних каникул помочь завершить работу по ликвидации неграмотности. Помешала война, но правительство финансировало программу ликбеза до середины 1942 года. А результаты?
Хочется дать анализ всем этим кампаниям по ликвидации неграмотности. Государство тратило деньги на «ликбез», содержало в РОНО инспектора школы взрослых. В каждом сельсовете были платные работники – «сельликвидаторы». Пример: «Направить ликбезработником в Альмежский сельсовет Жолобова со ставкой 166 рублей в месяц. Вторым ликбезработником назначить Рупышева со ставкой 166 рублей в месяц». (Приказ РОНО).
Деньги получали, но никакой отчётности я не нашёл. Эти деньги умножьте на количество сельсоветов. Ещё целый штат избачей. Зарплата была неплохая. Сельхозпродукты в районе стоили: огурцы – 1 кг 2 рубля, капуста – 15 рублей за пуд, лук – 9 рублей 60 копеек за пуд. Водка стоила 1 литр 11 рублей. В.И.Ленин говорил, что социализм – это учёт и контроль, чего явно не хватало в районе. И всё же успехи были по стране, о чём я раньше писал.
В прошлом году в районе я встретил женщину, 1939 года рождения, которая призналась, что ни одного дня не ходила в школу. Читать научилась сама, научиться считать жизнь заставила – без деления и умножения. Вот так малограмотные «прорвались» ещё и в XXI век.
Перейдём к основной теме.
Прежде чем говорить об учебном процессе в районе и в Альмеже, познакомлю читателей с мероприятиями Советского правительства в области народного просвещения в годы Великой Отечественной войны.
В 1943 году вышло Постановление Народного Комиссариата просвещения по РСФСР об открытии однокомлектных школ в населённых пунктах, насчитывающих не менее 15 детей, и находящихся на расстоянии 3-5 км от ближайшей школы. Принцип – «Школа к детям».
В сентябре 1943 года Советское правительство приняло Постановление «О приёме в школу детей семилетнего возраста» (ранее было с 8 лет).
В январе 1944 года вышло Постановление правительства «О введении цифровой пятибалльной системы оценки». Вместо слова «отлично» ставилась цифра «5», очень плохо – «1». Цифровая система оценивания знаний была в России в начале XIX века. Там только ещё добавлялся «0» – полное незнание. Если ученик получал два нуля подряд, его ждало телесное наказание. Но это в XIX веке.
А в США, «оплоте» мировой демократии, и по сей день в школах южных штатов применяются телесные наказания. Считается, что битьё детей – необходимая мера воспитания и идёт им на пользу. В стране запрещены телесные наказания в отношении заключённых, военнопленных, а ребятня выдержит. Ещё смешней и печальней, (правда, не по теме). В 1865 году в большинстве штатов Америки было отменено рабство (в России в 1861 году отменили крепостное право). В штатах Миссисипи, Нью – Джерси и Кентукки провели голосование за отмену рабства только в 1995 году. И сейчас ещё до конца не довели это дело. Вот так Америка. И учит весь мир, как надо жить.
Хороша или плоха пятибалльная система? Наверно, все помнят оценки с плюсами и минусами. Кое-кто из учителей ставил 5+ за блестящий ответ. Согласитесь, пятибалльная система не позволяет чётко судить о подготовленности ученика. В конце 90-х годов на Украине ввели 12- балльную систему оценивания знаний. Вначале это новшество многие восприняли в «штыки», злословили. А потом понравилось.
Эта система оценивания была в царской России. Слабые знания оцениваются баллами 1, 2, 3, удовлетворительные – 4, 5, 6, хорошие – 7, 8, 9 и отличные – 10, 11, 12. При такой системе не нужны ни плюсы, ни минусы. Ещё существеннее. Ученик может переходить из класса в класс, имея неудовлетворительную оценку по предмету, заканчивая 9 класс. Сейчас, когда в сельских школах проблема с набором учащихся в 10 класс, берут с неудовлетворительными оценками – он заканчивает 11 классов. Если есть неудовлетворительная оценка за 11 класс, разрешается через год пересдать предмет. Вот так – никаких хлопот с двоечниками. В стенах Рады (Верховный Совет) витают предложения националистов вернуться к словесной пятибалльной системе. 1 – «дюже худо», 2 – «худо», 3 – «зачикался», 4 – «це дило», 5 – «дюже гарно». На Украине вернулись к названию школ, как было до 1937 года – школа I, II, III ступеней.
Окончание следует…
Дюже интересно бы посмотреть как ученик 6 кл. во время летних каникул пришел к какой -нибудь неграмотной бабульке (а у той, сами понимаете, тоже “каникулы”, только называемые летней страдой)
учить читать, писать и считать. И кому и какую оценку при этом ставить? А поводу штатов, всем понятно, что под видом насаждения демократии нагло прикрывается агрессия.