Из истории моей семьи. Продолжение

Взгляд назад

Советское государство предприняло ряд мер, которые стимулировали принять быстрое решение в пользу переселения. Для этого колхозникам были предоставлены льготы, как в местах выезда, так и в местах вселения.

Желающим переселиться полагалось:

– списание недоимок по налогам и обязательным поставкам;
– пособие в 5 тыс. рублей,
– бесплатный проезд и перевоз скота;
– выдача с колхозных ферм семьям, не имеющим скота, по корове, 2–3 овцы и 5 голов птицы,
– также сухой паек.

По месту вселения колхозникам полагалось:

– бесплатное выделение дома с надворными постройками (баня, колодец, сеновал, погреб, амбар, помещение для скота);
– предоставление приусадебного участка размером 0,6–1 га;
– ссуда в размере 8 тыс. рублей на срок в 7 лет;
– переселенцев обеспечивали промышленными товарами (три пары валенок, два тёплых платка, две шапки, одна пара кожаной обуви) ;
– продовольственными товарами по установленным нормам.

Кроме того : переселившиеся колхозники освобождались на 1946, 1947 и 1948 годы от всех денежных налогов, страховых платежей и обязательных поставок государству сельхозпродуктов, кроме поставок молока( независимо от наличия коровы в семье).

Для большинства людей эти стимулы были достаточными для переселения.

Основным видом транспорта для перевозки переселенцев стали поезда из вагонов – теплушек . Опаринские переселенцы были отправлены на ж\д станцию Киров-1, где формировался эшелон на Карельский перешеек. Начальник эшелона получал маршрутные книжки на горячее питание по ходу эшелона. Эшелон сопровождали врач, медсестры, ветеринарный врач. Перед отправкой все переселяемые прошли обязательный медицинский осмотр и санитарную обработку. Эшелон мог перевозить не более 120 семей, по 40 человек в одном вагоне. В его состав были включены: вагон для детей, изолятор, вагон-лавка. В самом вагоне , где находились люди , вдоль стен- двухуровневые нары по 2.5 м длинной. В середине вагона- печка-буржуйка. В центре висел фонарь со свечкой. Переселенцев кормили горячим обедом один раз в сутки. Вагоны в поездах были одинаковые- как для людей, так и для скота В вагон для скота входило: 8 голов крупного рогатого скота, либо 20-40 голов мелкого рогатого скота, или не более 8 т багажа.

Так выглядит вагон-теплушка
Так выглядит вагон-теплушка
Правила поведения
Правила поведения

Железнодорожный состав, как грузовой и второстепенный, пускали не по главному пути Москва – Ленинград, а севернее, через Вологодскую область, город Тихвин, Ленинград и далее на Карельский перешеек. Конечным пунктом железнодорожного пути была станция Яски (до 1948 года Яски, Яаски, Яскис) .Теперь это посёлок городского типа Лесого́рский в ŒВыборгском районе ‚ŒЛенинградской области. Входит состав Светогорского городского поселения. Расположен на реке Вуокса, вблизи озера Лесогорское, в 185 км к северо-западу от Санкт-Петербурга.

10 марта 1945 эшелон прибыл на станцию Яски. Прямо на станции семьи распределили по местам проживания. Военные из частей 23 армии помогли новоселам доставить вещи к их новым домам. Для этого было выделено около 300 бойцов и 160 лошадей, которые сделали 950 рейсов.

Поселок Яски, фото 1943 г.
Поселок Яски, фото 1943 г.
Железнодорожный вокзал станция Яски, финский вокзал сохранился до наших дней
Железнодорожный вокзал станция Яски, финский вокзал сохранился до наших дней

Моих родных распределили в населенный пункт Янтула (теперь это Маслово). Никого из прежних хозяев они здесь не застали.

Все финские постройки были в целости и сохранности. Боёв тут не было, потому что деревня стояла в стороне от больших дорог. Поэтому и разместились с комфортом. Дома тёплые, у каждого амбары, сеновалы, конюшни, погреба. Во многих домах были оставлены мебель, посуда, одежда. Остались сараи с инструментом и садовым инвентарём, даже погреба с запасами. Всё чисто, убрано, будто хозяева только что вышли из дома и сейчас вернутся. Для русских жителей были очень непривычными большие финские кухни и довольно маленькие комнаты — их стремились функционально поменять местами; что-то достраивалось, что-то, наоборот, за ненадобностью разбиралось на дрова. Многие семьи селились по финским хуторам, хуторская система была не новинку им.

В течение месяца создали сельхозартель «Слава героям». По первым впечатлениям от нового места проживания и сравнивая с жизнью в Кировской области, переселенцы написали коллективное письмо на Родину.

«Как ленинградцы приняли нас на освобожденной земле»
(Письмо колхозников-переселенцев, прибывших из Кировской области в Яскинский район Ленинградской области.)

Товарищи, земляки-колхозники и колхозницы Кировской области!

По призыву партии и правительства мы выехали из родных вятских земель заселять освобожденные районы Ленинградской области. И надо признаться, что многих из нас тревожила мысль, как мы будем жить и какие трудности мы встречаем – здесь, на новом месте, где еще недавно хозяйничали немецко-финские захватчики и бушевала война.

Сейчас мы уже на новом месте и можем с радостью рассказать вам, дорогие друзья, как нас здесь приняли.

Наш эшелон прибыл на станцию Яски 10 марта с.г. Яски – это пограничный район Карельского перешейка, снабжающий Ленинград электроэнергией, бумагой и прочей продукцией. Места здесь красивые – много лесов и озер, дороги хорошие. Тут же есть прекрасные возможности для развития колхозного производства, особенно овощеводства и высокопродуктивного животноводства. По всем признакам, земля плодородная, хорошие луга и пастбища. В каждой деревне большие скотные дворы и много хорошего сена – клевера и тимофеевки.

Спасибо товарищам красноармейцам, нашим славным защитникам, за то, что заготовили для нас много хорошего корма для скота. Это поможет нам повысить удои.

Много разрушений совершили здесь фашистские захватчики. Но теперь опять кипит наша Советская жизнь, полным ходом идет созидательная работа. Для этого мы и прибыли сюда – заселить Карельский перешеек.

Встретили нас очень хорошо, с музыкой и теплым словом. Для людей были приготовлены теплые комнаты, натоплена баня, приготовлена горячая пища и чай. Вечером нам показали кино и концерт. С помощью воинских частей началась разгрузка и доставка нашего имущества в деревню Кивиниеми, Ярвенкюля, Маттила, Камппиля и другие. Это наши новые места постоянного жительства. Находятся они на расстоянии 5-20 километров от районного центра и железной дороги. Для доставки каждого колхоза было выделено достаточное количество транспорта – лошадей и автомашин.

Все мы получили хорошие дома с пристройками. Дома здесь большие и красивые, добротные, с тремя и даже четырьмя комнатами. Печи, окна и двери в полной сохранности.

Все было приготовлено для нашего приема. Во многих местах даже были натоплены дома и заготовлены дрова. Государство выдало нам по 200 килограмм зерна на каждое семейство, и 30 метров мануфактуры, мыло, керосин и прочие продукты.

Так началась наша колхозная жизнь на новой земле, недавно освобожденной от фашистских захватчиков. Так государство помогает нам устраиваться и создает нам все условия для культурной и зажиточной колхозной жизни на новом месте. Нам же хочется трудом, честным колхозным трудом ответить на большую помощь и поддержку, оказанную нам. Будем со всей энергией готовится к весеннему севу и развивать колхозное животноводство. Скоро мы будем электрифицировать свои деревни, откроем школы, избы-читальни.

Спасибо товарищу Сталину за большую заботу о нашей колхозной жизни!

Спасибо ленинградским большевикам и их руководителю Алексею Александровичу Кузнецову за тёплую, хорошую встречу.

Подписали:
по поручению колхозников Кировской области, переселявшихся в Яскинской район Ленинградской области
колхозник Шубинского колхоза Шубин С.А., колхозница Крюкова Е.Т., колхозница Ситникова, бригадир Черушников А.И.»
аб-4 16.III.1945.(ЦГА СПб. ф.7179. оп.19. д.17. cc. 104-105)

Из истории моей семьи, часть 1

Из истории моей семьи, часть 2

Николай Мальцев, окончание следует.

Добавить комментарий