Историк и краевед Юрий Михайлович Холопов знакомит наших читателей с зарождением лесной промышленности в Альмеже.
В ленинском плане построения социализма первой задачей было проведение индустриализации страны – развитие тяжёлой промышленности, без которой не могли успешно развиваться железнодорожный транспорт, оборона страны, лёгкая промышленность и сельское хозяйство. И уже за годы I пятилетки – 1928 – 32 года было построено 1500 предприятий, за годы второй – 4500. СССР превратился из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, производящую для своих нужд. Темпы развития были так стремительны, что наша страна к концу 30 – х годов по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе в мире после США. И это за каких – то 15 лет. За этот период была создана техническая база, благодаря которой Советский Союз сумел выстоять и разгромить сильнейшую армию мира – фашистскую армию. Этими успехами в период первых пятилеток страна была обязана героическому труду советских людей, их величайшему энтузиазму. Так и просятся слова из песни: «В буднях великих строек, в весёлом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных». Последнее можно доказать двумя мировыми открытиями. Первое – изобретение искусственного каучука, без которого не могли развиваться авто- и авиапром. Второе – в СССР впервые был создан телевизор, экран был меньше спичечного коробка. Выпустили их около 3 тысяч.
Жители Опаринского района тоже посильно участвовали в великих преобразованиях пятилеток – помогали лесом, хлебом. Одно из главных богатств района это лес. Он был нужен для строительства железных дорог, шахт, рудников и для продажи на экспорт (даже для возделывания винограда лес был нужен. До середины 50 – х годов заготовлялся сортимент – виноградный кол.) Поэтому в конце 20 –х годов в стране вместо лесозаготовительных артелей стали создаваться лесные промышленные предприятия – ЛТХ – лесные транспортные хозяйства, а позднее ЛПХ. Заготовка леса выросла в два с лишним раза. Если в 1928 году был заготовлен 41 миллион кубометров, то в 32 уже 98,5.
В 1929 году был создан Опаринский ЛТХ с лесопунктами: Альмежский, Латышский, Опаринский, Нацменовский, Вазюгский, позднее и Маромицкий. Трудностей в организации лесопунктов, в налаживании лесозаготовок было достаточно, у одних меньше, у других больше, но у всех одинаковые. Главное – не было «постоянного кадра рабочих», как тогда говорили. К работе привлекали хуторян, колхозников со своим гужевым транспортом. А они работали только в осенне – зимний период, но этого было недостаточно, чтобы выполнять планы по заготовке древесины.
Для сезонных рабочих строили бараки вблизи от лесосек. Что они представляли. « В 1930 году были построены бараки для сезонных рабочих. В них были сплошные нары, посередине стол, вокруг которого были скамейки. В зимнее время, когда рабочих много, нары делали в два этажа. Позднее нары стали заменять топчанами. Столовых не было. Пищу себе рабочие готовили тут же в бараке. Тут же сушили одежду, обувь», – так писал Н. А. Яхлаков в очерке «На водоразделе». Вскоре появилось единое требование к строительству бараков, в котором указывалась высота потолка не менее 2 метров. В зимний период рамы двойные, пол деревянный на прокладках. При общежитии на 50 человек должна быть баня, помещение для просушки одежды, обуви. Должны быть помещения для красных уголков. Бараки строились ближе к месту заготовки леса. Скученность в бараках, часто антисанитария приводили к завшивленности и даже к сыпному тифу – такое было в Альмежском пункте в начале 1932 года. Тогда не называли – лесопункт, а просто пункт под №. Альмежский числился вначале под № 5, а потом №1. Появились котлопункты, столовые, из которых возили обеды в лесосеки. А где взять постоянных рабочих для круглогодичной заготовки, вывозки и погрузки леса? В штате лесопункта была такая должность – вербовщик, с окладом 150 рублей плюс 50 на разъезды.
В Альмеже сохранилась фамилия одного – Шустов. Ездил он по деревням, уговаривал, убеждал, прельщал новой жизнью на новом месте. И как в песне поётся – обещал «златые горы и реки, полные вина». Много семей в Альмеж переехало из Подосиновского района. Это Жолобовы, Заборские, Митины братья, Вылегжанины, Сурины, Качановы, Быков П. с тремя сыновьями, – все погибли в годы войны, Груздевы, Зубовы. У шести первых семей отцы погибли в Отечественную войну и жёны с детьми уехали обратно в родные места. Позднее приехали Редькины. Ехали в лесопункт в поисках счастья из разных мест. Например, Глотов вырос в Ленинграде, судьба забросила в Альмеж, женился, погиб в войну, а сын в 60 – е уехал в Питер к родственникам.
И опять проблема – жильё для постоянных рабочих. И развернулось строительство посёлка. Нужны были доски, а пилорам в то время не было. Появились в лестранхозе две шпалорезки. Рискну предположить, что одна была установлена на железнодорожной платформе и её перевозили по лесопунктам. Не обошлось, наверное, и без ручного пиления продольными пилами. Строили дома, в которых был общий коридор, а по сторонам двери в комнаты, как в городских коммуналках, только без всех удобств. На каждом пункте была должность ответственного за строительство домов, которых контролировал и помогал советом и отвечал в ЛТХ Баранцев К.П. Должность его называлась – строитель, смотритель зданий с окладом в 200 рублей. Это в его период были построены три двухэтажных дома по улице Первомайской – они и сейчас стоят.
Как и на ком возить лес? – тоже встала проблема. У ЛТХ не было лошадей или, как в то время говорили, – обоза. «Только в 1931 году лестранхоз получил из ликвидированного Коношского ЛТХ около тысячи голов лошадей, что дало возможность иметь свой обоз», – так писал Яхлаков. Срочно строили конюшни. Райисполком обязал колхозы поставлять корм – сено, овёс. Но этого было недостаточно. В народе говорят – нет худа без добра. В районе были сильные лесные пожары в 1931, 1933 – 34 годах вокруг Опарино, Нацменовска, Безбожника и Вазюка – вокруг него наиболее сильные. Пожарища расчищали, рыхлили и сеяли клевер, овёс, чем и стали обеспечивать свои потребности в кормах.
Вокруг Альмежа и Латышского таких пожаров не было. Было определено суточное содержание лошади – 4,8 рубля. Много это или мало – лошадям было судить. Но уравниловки не было. Лошадям, которые были заняты на трелёвке и вывозке леса, полагалось 4 кг овса, а на подсобных работах – 3, и сена по 5 кг. Познакомлю читателей с приказом №79 по Опаринскому ЛТХ от 9 июня 1932 года. Передам, как было написано.
Пункт 2: «Имевшаяся нумерация лошадей путём выстригания шерсти, благодаря линьке, сгладилась и лошади потеряли свои нумерации, а при отсутствии какого – либо тавра, при выгоне лошадей на пастбища, несмотря на принятые меры, могут произойти утери лошадей». Короче – конокрадство было. «Приказываю. Приступить с 10 июня сего года к таврению всех лошадей ЛТХ и одновременно нумерации их путём выжигания тавра «ОЛТХ» на левом плечевом суставе, а порядковый нумер лошади выжигается на левом бедре (окороке). Нумерация должна вестись общая для всего ЛТХ. Тавровку начать с Альмежского лесопункта и закончить таковую к 25 июня сего года». Радует такая оперативность – приказ написан 9, а 10 уже нужно было исполнять. Были и такие Приказы по ЛТХ – «Образцово провести конскую случную кампанию». Улыбаетесь, но без этого не было бы пополнения обоза молодняком.
И последняя важная проблема как возить? Все мы знаем наши дороги. Как возить летом? Пробовали на крестьянских телегах, на волокушах, но очень непроизводительно. Стали строить пластинчато – лежневые дороги.
Из рисунка видно – много ли можно было увезти леса на крестьянской телеге по такой дороге. Кроме затрат человеческого труда на изготовление пластин требовалось много леса. На 1 км дороги уходило 800 кубометров древесины – очень разорительно. Перешли к строительству тдругих дорог. Их называли – ДЕКАВИЛЬКИ.
Но и они оказались затратные. Изготовление таких брусьев – рельс требовало труда и денег.
И, наконец, нашли самый экономичный вариант – это строительство декавилек с такими «рельсами» под колёса телег, похожих на диски авто. Их ещё называли «кругло – лежневые дороги». Тут уже не крестьянские телеги, на них уже перевозили не по два кубометра лесоматералов, если надо, впрягали цугом лошадей. В Опаринском лесопункте опробовали использовать автомобильные двигатели вместо лошадей. Каков результат? Всё же нужно признать – таких телег – платформ в Альмежском лесопункте не было. Были меньше, на которых возили за один рейс куба два.
Строительство таких дорог требовало организацию подвозки – трелёвки сортиментов к дороге. И опять лошади были незаменимы в этом деле. Так было до середины 50 годов, когда в ЛПХ появились трелёвочные тракторы. Бригада грузчиков грузила лес на платформы, а в посёлке другие разгружали. Лесорубы пользовались поперечной пилой. С 1934 года в лесной промышленности стали внедрятся пилы лучковые. Уже один лесоруб мог работать. Со временем стали создаваться звенья для разделения труда – увеличения производительности. На фото лесорубы из разных лесопунктов перенимают опыт пользования лучковой пилой. Где, в каком лесопункте?
В октябре 1932 года из Альмежа в Опарино был переведён Круглов К.А. заведующим тракторной базой. Трактора С – 60 и С – 65 для вывозки леса применялись только в двух лесопунктах – в Опаринском и Вазюгском, со временем в каждом было более десятка машин. В техническом отношении они превосходили остальные лесопункты, где возили лес только на лошадках. Помню, зимой 1944 – 45 годов трактор вёз сани с дровами по опаринской улице – кабины не было. И в годы войны в этих лесопунктах работали на тракторах, правда, уже на газогенераторных.
Ю. Холопов, окончание следует…
Спасибо автору.Читать интересно.В Опарино моим родителям был выделен участок для сенокоса за Куважем. В те давние времена каждое лето ходили туда пешком.В одном месте был болотистый участок, там находилсь остатки бревенчатого покрытия, это была летняя лесовозная дорога.Меня удивляло , что бревна лежат поперек дороги.Зимняя дорога проходила в другом месте.
Лежневые дороги мне знакомы, бывал по ним и поражался тому труду, который был затрачен для их изготовления. А о ДИКАВИЛЬКАХ вперые узнал из данной публикации. Но хочу напомнить, что еще были и ледяные дороги, так называемые “ледянки”. Такая дорога существовала до войны и проходила она от Плотбища через д. Березовку и далее в лес. Было немало колодцев на протяжении этой дороги , и зимой водой поливали для создания колеи чтобы можно на лошадях возить лес. Как мне рассказывали очевидцы,были и проблемы,когда сани примерзали в случае стоянки, и лошадям нелегко было тронуться с места. Полуразрушенные колодцы были видны до тех пор, пока их не засыпали при прокладке железо-бетонной колеи в 60- г.г. Мне и до сих пор непонятно, как можно сделать такие колеи, чтобы сани не сползали в снег со льда.
В В-Волманге до войны был лесоучасток Суборь, где сливались речки Черная и Белая образующие реку Волманга. Я жил деревне Скрябинская в 5-ти километрах от Субори. Около нашей деревни по реке Белой был хороший сосновый бор, там построен барак для лесорубов. Оттуда лес на лошадях зимой вывозили к плотбищу Субори. Почему я это помню? У нас зимой квартировали двое возчиков из далекой от нас деревни Парамоновской.