История Альмежа

Взгляд назад

Историк и краевед Юрий Михайлович Холопов знакомит наших читателей с зарождением лесной промышленности в Альмеже.

В ленинском плане построения социализма первой задачей было проведение индустриализации страны – развитие тяжёлой промышленности, без которой не могли успешно развиваться железнодорожный транспорт, оборона страны, лёгкая промышленность и сельское хозяйство. И уже за годы I пятилетки – 1928 – 32 года было построено 1500 предприятий, за годы второй – 4500. СССР превратился из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, производящую для своих нужд. Темпы развития были так стремительны, что наша страна к концу 30 – х годов по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе в мире после США. И это за каких – то 15 лет. За этот период была создана техническая база, благодаря которой Советский Союз сумел выстоять и разгромить сильнейшую армию мира – фашистскую армию. Этими успехами в период первых пятилеток страна была обязана героическому труду советских людей, их величайшему энтузиазму. Так и просятся слова из песни: «В буднях великих строек, в весёлом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных». Последнее можно доказать двумя мировыми открытиями. Первое – изобретение искусственного каучука, без которого не могли развиваться авто- и авиапром. Второе – в СССР впервые был создан телевизор, экран был меньше спичечного коробка. Выпустили их около 3 тысяч.

История Альмежа

Жители Опаринского района тоже посильно участвовали в великих преобразованиях пятилеток – помогали лесом, хлебом. Одно из главных богатств района это лес. Он был нужен для строительства железных дорог, шахт, рудников и для продажи на экспорт (даже для возделывания винограда лес был нужен. До середины 50 – х годов заготовлялся сортимент – виноградный кол.) Поэтому в конце 20 –х годов в стране вместо лесозаготовительных артелей стали создаваться лесные промышленные предприятия – ЛТХ – лесные транспортные хозяйства, а позднее ЛПХ. Заготовка леса выросла в два с лишним раза. Если в 1928 году был заготовлен 41 миллион кубометров, то в 32 уже 98,5.

В 1929 году был создан Опаринский ЛТХ с лесопунктами: Альмежский, Латышский, Опаринский, Нацменовский, Вазюгский, позднее и Маромицкий. Трудностей в организации лесопунктов, в налаживании лесозаготовок было достаточно, у одних меньше, у других больше, но у всех одинаковые. Главное – не было «постоянного кадра рабочих», как тогда говорили. К работе привлекали хуторян, колхозников со своим гужевым транспортом. А они работали только в осенне – зимний период, но этого было недостаточно, чтобы выполнять планы по заготовке древесины.

Для сезонных рабочих строили бараки вблизи от лесосек. Что они представляли. « В 1930 году были построены бараки для сезонных рабочих. В них были сплошные нары, посередине стол, вокруг которого были скамейки. В зимнее время, когда рабочих много, нары делали в два этажа. Позднее нары стали заменять топчанами. Столовых не было. Пищу себе рабочие готовили тут же в бараке. Тут же сушили одежду, обувь», – так писал Н. А. Яхлаков в очерке «На водоразделе». Вскоре появилось единое требование к строительству бараков, в котором указывалась высота потолка не менее 2 метров. В зимний период рамы двойные, пол деревянный на прокладках. При общежитии на 50 человек должна быть баня, помещение для просушки одежды, обуви. Должны быть помещения для красных уголков. Бараки строились ближе к месту заготовки леса. Скученность в бараках, часто антисанитария приводили к завшивленности и даже к сыпному тифу – такое было в Альмежском пункте в начале 1932 года. Тогда не называли – лесопункт, а просто пункт под №. Альмежский числился вначале под № 5, а потом №1. Появились котлопункты, столовые, из которых возили обеды в лесосеки. А где взять постоянных рабочих для круглогодичной заготовки, вывозки и погрузки леса? В штате лесопункта была такая должность – вербовщик, с окладом 150 рублей плюс 50 на разъезды.

В Альмеже сохранилась фамилия одного – Шустов. Ездил он по деревням, уговаривал, убеждал, прельщал новой жизнью на новом месте. И как в песне поётся – обещал «златые горы и реки, полные вина». Много семей в Альмеж переехало из Подосиновского района. Это Жолобовы, Заборские, Митины братья, Вылегжанины, Сурины, Качановы, Быков П. с тремя сыновьями, – все погибли в годы войны, Груздевы, Зубовы. У шести первых семей отцы погибли в Отечественную войну и жёны с детьми уехали обратно в родные места. Позднее приехали Редькины. Ехали в лесопункт в поисках счастья из разных мест. Например, Глотов вырос в Ленинграде, судьба забросила в Альмеж, женился, погиб в войну, а сын в 60 – е уехал в Питер к родственникам.

И опять проблема – жильё для постоянных рабочих. И развернулось строительство посёлка. Нужны были доски, а пилорам в то время не было. Появились в лестранхозе две шпалорезки. Рискну предположить, что одна была установлена на железнодорожной платформе и её перевозили по лесопунктам. Не обошлось, наверное, и без ручного пиления продольными пилами. Строили дома, в которых был общий коридор, а по сторонам двери в комнаты, как в городских коммуналках, только без всех удобств. На каждом пункте была должность ответственного за строительство домов, которых контролировал и помогал советом и отвечал в ЛТХ Баранцев К.П. Должность его называлась – строитель, смотритель зданий с окладом в 200 рублей. Это в его период были построены три двухэтажных дома по улице Первомайской – они и сейчас стоят.

История Альмежа

Как и на ком возить лес? – тоже встала проблема. У ЛТХ не было лошадей или, как в то время говорили, – обоза. «Только в 1931 году лестранхоз получил из ликвидированного Коношского ЛТХ около тысячи голов лошадей, что дало возможность иметь свой обоз», – так писал Яхлаков. Срочно строили конюшни. Райисполком обязал колхозы поставлять корм – сено, овёс. Но этого было недостаточно. В народе говорят – нет худа без добра. В районе были сильные лесные пожары в 1931, 1933 – 34 годах вокруг Опарино, Нацменовска, Безбожника и Вазюка – вокруг него наиболее сильные. Пожарища расчищали, рыхлили и сеяли клевер, овёс, чем и стали обеспечивать свои потребности в кормах.

Вокруг Альмежа и Латышского таких пожаров не было. Было определено суточное содержание лошади – 4,8 рубля. Много это или мало – лошадям было судить. Но уравниловки не было. Лошадям, которые были заняты на трелёвке и вывозке леса, полагалось 4 кг овса, а на подсобных работах – 3, и сена по 5 кг. Познакомлю читателей с приказом №79 по Опаринскому ЛТХ от 9 июня 1932 года. Передам, как было написано.

Пункт 2: «Имевшаяся нумерация лошадей путём выстригания шерсти, благодаря линьке, сгладилась и лошади потеряли свои нумерации, а при отсутствии какого – либо тавра, при выгоне лошадей на пастбища, несмотря на принятые меры, могут произойти утери лошадей». Короче – конокрадство было. «Приказываю. Приступить с 10 июня сего года к таврению всех лошадей ЛТХ и одновременно нумерации их путём выжигания тавра «ОЛТХ» на левом плечевом суставе, а порядковый нумер лошади выжигается на левом бедре (окороке). Нумерация должна вестись общая для всего ЛТХ. Тавровку начать с Альмежского лесопункта и закончить таковую к 25 июня сего года». Радует такая оперативность – приказ написан 9, а 10 уже нужно было исполнять. Были и такие Приказы по ЛТХ – «Образцово провести конскую случную кампанию». Улыбаетесь, но без этого не было бы пополнения обоза молодняком.

И последняя важная проблема как возить? Все мы знаем наши дороги. Как возить летом? Пробовали на крестьянских телегах, на волокушах, но очень непроизводительно. Стали строить пластинчато – лежневые дороги.

История Альмежа

Из рисунка видно – много ли можно было увезти леса на крестьянской телеге по такой дороге. Кроме затрат человеческого труда на изготовление пластин требовалось много леса. На 1 км дороги уходило 800 кубометров древесины – очень разорительно. Перешли к строительству тдругих дорог. Их называли – ДЕКАВИЛЬКИ.

История Альмежа

История Альмежа

Но и они оказались затратные. Изготовление таких брусьев – рельс требовало труда и денег.

И, наконец, нашли самый экономичный вариант – это строительство декавилек с такими «рельсами» под колёса телег, похожих на диски авто. Их ещё называли «кругло – лежневые дороги». Тут уже не крестьянские телеги, на них уже перевозили не по два кубометра лесоматералов, если надо, впрягали цугом лошадей. В Опаринском лесопункте опробовали использовать автомобильные двигатели вместо лошадей. Каков результат? Всё же нужно признать – таких телег – платформ в Альмежском лесопункте не было. Были меньше, на которых возили за один рейс куба два.

История Альмежа

Строительство таких дорог требовало организацию подвозки – трелёвки сортиментов к дороге. И опять лошади были незаменимы в этом деле. Так было до середины 50 годов, когда в ЛПХ появились трелёвочные тракторы. Бригада грузчиков грузила лес на платформы, а в посёлке другие разгружали. Лесорубы пользовались поперечной пилой. С 1934 года в лесной промышленности стали внедрятся пилы лучковые. Уже один лесоруб мог работать. Со временем стали создаваться звенья для разделения труда – увеличения производительности. На фото лесорубы из разных лесопунктов перенимают опыт пользования лучковой пилой. Где, в каком лесопункте?

История Альмежа

В октябре 1932 года из Альмежа в Опарино был переведён Круглов К.А. заведующим тракторной базой. Трактора С – 60 и С – 65 для вывозки леса применялись только в двух лесопунктах – в Опаринском и Вазюгском, со временем в каждом было более десятка машин. В техническом отношении они превосходили остальные лесопункты, где возили лес только на лошадках. Помню, зимой 1944 – 45 годов трактор вёз сани с дровами по опаринской улице – кабины не было. И в годы войны в этих лесопунктах работали на тракторах, правда, уже на газогенераторных.

История Альмежа

Ю. Холопов, окончание следует…

Добавить комментарий

  1. basil

    Спасибо автору.Читать интересно.В Опарино моим родителям был выделен участок для сенокоса за Куважем. В те давние времена каждое лето ходили туда пешком.В одном месте был болотистый участок, там находилсь остатки бревенчатого покрытия, это была летняя лесовозная дорога.Меня удивляло , что бревна лежат поперек дороги.Зимняя дорога проходила в другом месте.

  2. Василий

    Лежневые дороги мне знакомы, бывал по ним и поражался тому труду, который был затрачен для их изготовления. А о ДИКАВИЛЬКАХ вперые узнал из данной публикации. Но хочу напомнить, что еще были и ледяные дороги, так называемые “ледянки”. Такая дорога существовала до войны и проходила она от Плотбища через д. Березовку и далее в лес. Было немало колодцев на протяжении этой дороги , и зимой водой поливали для создания колеи чтобы можно на лошадях возить лес. Как мне рассказывали очевидцы,были и проблемы,когда сани примерзали в случае стоянки, и лошадям нелегко было тронуться с места. Полуразрушенные колодцы были видны до тех пор, пока их не засыпали при прокладке железо-бетонной колеи в 60- г.г. Мне и до сих пор непонятно, как можно сделать такие колеи, чтобы сани не сползали в снег со льда.

  3. Михаил

    В В-Волманге до войны был лесоучасток Суборь, где сливались речки Черная и Белая образующие реку Волманга. Я жил деревне Скрябинская в 5-ти километрах от Субори. Около нашей деревни по реке Белой был хороший сосновый бор, там построен барак для лесорубов. Оттуда лес на лошадях зимой вывозили к плотбищу Субори. Почему я это помню? У нас зимой квартировали двое возчиков из далекой от нас деревни Парамоновской.