Исследователь железных дорог. Часть 3

Наши гости

Сегодня Сергей Болашенко рассказывает о том, как в 2014 году он побывал в  Опарино и в Чурсье, что увидел и какие выводы сделал.

Год 2014-й. Выезд на Опарино утренним поездом Киров — Пинюг, с большой задержкой относительно плана. После прибытия в Опарино придётся провести много времени на Опаринской узкоколейной железной дороге.

По станции Мураши пригородный поезд имеет длительную стоянку. Во многих расписаниях он ложно указан как Киров — Мураши. Хвостовые вагоны в Мурашах отцепляют.

Опарино — центр одного из самых малонаселённых и бездорожных районов Кировской области. Но районный центр был всегда близок к цивилизации, благодаря железной дороге. Этого нельзя сказать про остальной район.

Впрочем, с недавнего времени в Опарино легко попасть и на автомобиле. Уже открыта автомобильная дорога Мураши — Опарино, хотя пока она частично является разбитой «грунтовкой». Это существенно сократило пассажиропоток в поездах.

Здесь я не был с 2004 года. В моих фантазиях Опарино должно было стать образцовым российским райцентром. Я представлял, что вместо бараков тут будут многоэтажные кирпичные дома строго на одну семью. Причём ни одного похожего по архитектуре — не надо лепить тупое однообразие, как в «гнилой» Америке!

Все улицы — не просто асфальтированные, но и под раздвижными крышами, закрывающимися в плохую погоду. Сеть закрытых зимних пространств: застеклённые галереи с ярким искусственным светом и растущими внутри пальмами. Тёплые озёра под крышей — так, чтобы всю зиму можно было полноценно ходить, жить и не видеть снега. Вокзал — 30-этажный дворец, как в Детройте, только ещё мощнее. Железная дорога заходит внутрь здания, ворота открываются только при движении поездов.

Фантазировать можно всё что угодно, а пока Опарино — обыкновенный малоприметный посёлок. Особой разрухи тут нет, но и высокоразвитой цивилизации — тоже.

На вокзале станции Опарино, к немалой радости, есть доступная электрическая розетка. Это достаточно редкое явление, и это жизненно необходимо. Но решаю воспользоваться ею позже: пока что надо исследовать ситуацию с узкоколейной железной дорогой.

В диспетчерской никого не было. Удалось поговорить лишь со сторожем (предположительно) у локомотивного депо.

Как и следовало ожидать, магистраль узкоколейной железной дороги разбирается. Разберут всё, что севернее Улы на 32-м километре.

Лес сейчас не возят. Но есть планы построить для вывоза леса ветвь в районе Улы (точнее, восстановить давно разобранную ветвь) и возобновить вывозку.

Вскоре останется линия только до 32 километра (Ула), и «южная ветвь» от 17 километра на юг. По ней ещё недавно вывозили лес. Что с ней делать — не решено.

Движения сегодня (суббота, 6 сентября 2014 года) не будет. Завтра «разбиральщики» должны приехать из леса в Опарино — пополнять запас продуктов, и вечером вернутся в лес. В понедельник ожидается подобие пассажирского поезда на Улу.

Железная дорога находится в плохом состоянии. По сравнению с 2004 годом — полный упадок. Думаю, ей осталось недолго.

Решаю выходить в сторону леса завтра утром. Попробую уехать на попутной частной дрезине. Если не удастся — выполню пешую фотодокументацию. Вечером уеду с «разбиральщиками» на крайнюю точку, потом буду выбираться назад.

Разговариваю с местными жителями — владельцами дрезины, которые в данный момент никуда не ехали. Они не так давно возили на своей дрезине туристов, интересующихся железными дорогами. Я понимаю, кто это был.

Заряжаю аккумуляторные батареи на вокзале. Затем иду в центр посёлка.

В Опарино нет никаких сетевых магазинов — будь то «Магнит» или другая распространённая сеть. Есть лишь магазины «сельского» типа, хотя некоторые — с самообслуживанием. В «сельском» магазине, к моему удивлению, возможна оплата картой.

На окраине Опарино, к северу от узкоколейной железной дороги, располагаюсь на ночлег в заброшенном доме.

С утра  пытаюсь дождаться попутной дрезины. Местный житель подвёз 12 километров — до разъезда на месте бывшего посёлка Лесорубовский.

У бывшего посёлка Лесорубовский дожидаюсь другой дрезины. Её владелец ехал на «южную ветку». Выхожу на её начальном пункте — 17-м километре.

Через некоторое время беседую с пассажирами встречной дрезины. Это жители Улы, едут в Опарино

Направляюсь пешком на север.

У моста через реку Осиновка в 15:05 встречаю тепловоз ТУ7А-3308, на котором «разбиральщики» едут в Опарино. Немного беседую с ними, уточняю время обратного выезда.

В сумерках возвращаюсь на магистраль узкоколейной железной дороги. Теперь главная задача — дождаться тепловоза «разбиральщиков», возвращающегося из Опарино в лес.

Стало темно. Напряжённо вслушиваюсь в звуки бескрайнего леса. Но вот становится ясно: тепловоз движется, пока где-то вдали, за много километров.

Подсаживаюсь на стрелке. Около полуночи прибыли к концу пути.

Как оказалось, железную дорогу разбирают жители посёлка Авнюга Архангельской области. Работают здесь вахтовым методом по две недели. Добираются от Авнюги до Опарино на автомобиле через Подосиновец.

Снятие рельсов на момент поездки велось на 44-м километре, севернее моста через Улу.

Добродушные жители Авнюги разместили меня на ночлег в своём вагоне. Утром специально довезли на тепловозе до 32 километра.

Продолжаю осмотр посёлка Ула. Теперь главная задача здесь — дождаться поезда на Опарино.

Поезд привёз в Улу хлеб и электромонтёров, которые попытаются вернуть в посёлок свет. Электропитание по неизвестной причине отключилось.

Обесточивание посёлка происходит нередко. Хуже всего — тот факт, что электролиния проложена в посёлок не вдоль узкоколейной железной дороги, а в стороне от неё, по лесной просеке. Чтобы найти место обрыва в лесу, нужно продираться пешком по зарослям, или же нужен вездеход.

Вскоре после отправления, вблизи моста через реку Чурсь, электромонтёры пошли в лес, надеясь найти повреждение на ближнем участке электролинии. Не нашли.

Нахожусь на передней площадке тепловоза, фотодокументируя линию.

Тепловоз вернулся в Опарино за 15 минут до отправления поезда Пинюг — Киров. Между тем, от узкоколейной станции до ширококолейной станции два километра. Напряжённая пробежка с грузом. Успеваю не только на поезд, но и получить билет.

Слайд-шоу фотографий путешествия. 

Для тех, чей браузер не поддерживает отображение слайд-шоу, просмотреть фото можно по ссылке>>>

Фото и текст Сергея Болашенко.

Окончание следует.

Добавить комментарий

  1. golubev_sergej

    Спасибо за репортаж.Последний раз был в 10.Ничего не изменилось.Разваливают быстро(сделанное когда то),а вот нового современного ничего не построили и не придумали.Руководители мать вашу….

  2. Hagafn

    Это так наше правительство “думает” о России, забывая о том, что Россия – это не только (и не столько) Москва!!!

  3. golubev_sergej

    У них только о Москве и Питере голова болит.

  4. Hagafn

    А как же иначе, Серж, мы им нужны только, как сырьевой придаток!!!!! Остатки леса вывезут и забудут о нас окончательно!!!!!

  5. golubev_sergej

    GREYFAST-при разумном планировании можно на одном месте веками лес рубить.В какой то передаче глядел про лесозаготовительную технику.В Канаде семья уже больше 200 лет рубит лес,перерабатывает и продает его.Потом сажает и все пошло дальше.У нас как после нашествия Мамая.Вырубили,бросили-потом хоть трава не расти.

  6. Hagafn

    golubev_sergej, ключевые слова “при разумном планировании”, а москвичам нахрен заморачиваться по этому поводу: взяли, что надо и забили на нас!!!!!!

  7. golubev_sergej

    GREYFAST-это надо было делать лет 50-60 назад.В 70-х за Кычей бора рубили-сосна по 40-45 метров стояла.На площадке отрежут 24 метра по сцепу УЖД,остальное трактором с площадки в сторону и жгли.Мы же “богатые”.А москвичам и питерцам тем более по барабану.Особенно в наше время.