Ежегодно 30 октября в стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. Лишь немногим из миллионов жертв произвола и беззаконий довелось выжить. И уж совсем мало кому посчастливилось дожить до наших дней.
Тем ценнее каждый факт, каждый эпизод, каждая деталь в предлагаемых воспоминаниях. Их сила в значении и достоверности. Все авторы сами прошли через муки многолетней Голгофы. И как писал А.И. Герцен: «Кто сумел пережить, тот должен иметь силу помнить». Иметь силу знать и помнить правду о происходившим в зарешеченные годы необходимо каждому, чтобы понять, осознать время. Не только прошедшее, но и нынешнее, чтобы никогда не могло повториться хоть что-либо подобное.
Писатель Варлам Шаламов. Будучи незаконно репрессирован, 17 лет провел в сталинских лагерях. Его книги «Левый берег» и «Колымские рассказы» – не только своеобразная энциклопедия лагерной жизни, но и рассказ о мужестве и достоинстве человека.
Трилогия Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие», «Страх» – это романы о столичной молодежи 30-х годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности. Непростые судьбы героев создают реальную картину жизни нашего общества в те годы. Люди живут, любят и работают с ощущением страха перед той волной репрессий, которая уносила из жизни все новые и новые жертвы. Автор рассказывает, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях.
Александр Солженицын провел 11 лет в лагерях. Всё, что он вынес с Архипелага – шкурой своей, памятью, умом и глазом, дало материал для его книги «Архипелаг ГУЛАГ». Здесь нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы собственными именами.
Итог жизни Бориса Пастернака – роман о судьбе русского интеллигента и о христианстве в его современном воплощении («Доктор Живаго»). Нобелевская премия и развернувшаяся за ней жестокая травля составили в судьбе книги отдельный, не менее важный сюжет: гражданское мужество автора подтвердило идеалы его героя.
Роман Владимира Дудинцева «Белые одежды» – о событиях в советской биологической науке после августовской (1948) сессии ВАСХНИЛ, когда началось преследование ученых, не разделяющих научных воззрений академика Лысенко. Главный герой — молодой биолог, который находит свое место в развернувшейся борьбе на стороне подлинных ученых, мужественно встречает трудные, подчас трагические испытания.
Документально-художественная повесть Даниила Гранина «Зубр» рассказывает о сложной и противоречивой судьбе выдающегося русского ученого-генетика Н.В.Тимофеева-Ресовского. Взяться за перо автора заставило прежде всего желание реабилитировать имя ученого и восстановить справедливость в отношении к этому человеку. События, происходящие в повести, достоверны, подтверждены документами, письмами, магнитофонными записями бесед с людьми, хорошо знавшими героя.
Пронзительную, безысходную правду о жизни людей и мира рассказал в романе-эпопее «Жизнь и судьба» писатель Василий Гроссман. Лучшие герои этой книги неизбежно попадают между двух огней: сражаясь с фашизмом, защищают сталинскую систему, но существенно ли различаются немецкий лагерь и Лубянка? Из последних сил люди воюют за свободу и справедливость, но наступят ли они после победы? Роман содержит резкую критику сталинизма, написан после смерти Сталина. Все экземпляры романа у Гроссмана конфисковали; некий крупный партийный функционер сказал писателю, будто бы роман не появится в печати и через двести лет. Сознание того, что главная книга погибла , В. Гроссману стоиложизни. Роман увидел свет в нашей стране через двадцать восемь лет.
Любовь героев Анатолия Рыбакова из романа «Тяжелый песок» – Рахили и Якова – зародилась накануне мировой войны. Ради неё он переезжает из Швейцарии в СССР. Им предстоит пройти через жернова 20 века – страдая и надеясь, теряя близких и готовясь к еще большим потерям. Рассказанная Рыбаковым история еврейской семьи из южнорусского городка, в размеренную и достойную жизнь которой ворвался фашистский «новый порядок», вскрыла трагедию всего советского народа.
«Колымские истории» Лилии Стрельцовой, которая провела на Колыме школьные годы – это просто описание быта и незамысловатая хроника простонародной жизни («Новый мир,№1,1996 г.).
В рассказе Владимира Килякова «Письмо Сталину» («Октябрь», №12,1995г.) заново проигран уже довольно затертый сюжет. Крестьянин вернулся в семью из плена, это позор и обида для сына-подростка. В семье ругают Сталина: «Ирод, мучитель», – а мальчишку в школе учат другому. Он пишет письмо вождю, просит взять его в суворовское училище. Сердобольные земляки письмо с почты завернули, вручили родителям от греха подальше, с наказом пороть глупого сына ремнем.
Повесть Фазиля Искандера «Софичка» («Знамя», №11,1995 г.) – это рассказ об истории женщины-труженицы из Чегема с трудной советской судьбой.
«…Иметь силу помнить» (М.1991г.) – называется сборник воспоминаний тех, кто прошел ад репрессий. География сборника включает лагеря Печоры, Колымы, Казахстана, Красноярского края и другие.
В мире растет интерес к местной истории, которая показывает, как общегосударственное прошлое преломляется в истории отдельно взятого региона. В этом отношении заслуживает внимания подготовленная кировскими архивистами книга «Быть поляком-это …судьба», рассказывающая о поляках и польских гражданах, проживающих в Вятском крае и Кировской области, пострадавших в годы сталинских репрессий.
До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50 с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем, именно лагерные комплексы были основой – становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы.
В книге Виктора Бердинских «Вятлаг» впервые на истории богатого многоархивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10 лесных лагерей ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Книга даёт уникальную картину жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна не только вятчанам (Вятлаг находился на севере Кировской области), но и всем, кого занимает историческая судьба России в 20 веке, и прежде всего одна из самых горестнвых и закрытых тем – история ГУЛАГа.
О миллионах заключенных сталинских лагерей помнят в России. Но из массового сознания сегодняшнего российского общества почти совершенно выпала тема спецпоселений и спецпоселенцев. А ведь численность последних – если не в 1930-е, то 1940-1950-е годы примерно равнялась количеству всех заключенных ГУЛАГа. Страдания и лишения, выпавшие на долю бывших «кулаков», отечественных немцев, других «наказанных народов» вполне соизмеримы с мучениями политзаключенных сталинских лагерей. Тяжкое, несмываемое клеймо «спецпоселенца», «сына (или дочери) спецпоселенца» вплоть до 1991 года обрекало миллионы людей в Советском Союзе на второсортность, постоянные унижения, ограничения в выборе профессии, в работе и в служебной карьере. Трагичны судьбы миллионов людей и сотен тысяч семей бывших спецпоселенцев. Питомцы эпохи Великого Страха помалкивали в советские годы, в большинстве своем их дети молчат и сейчас, не желая бередить раны прошлого, вспоминать о семейных трагедиях. Понять механизм этого невиданного прежде в России (по своим масштабам и жестокости) национального унижения, оценить глубину социальных последствий этой трагедии сегодня остро необходимо. И Виктор Бердинских в своей книге »Спецпоселенцы. Политическая ссылка народов советской России» пытается нам об этом рассказать.
«Книга Памяти жертв политических репрессий Кировской области» – это книга великой скорби и слез вдов, осиротевших детей, ничем не запятнавших себя родителей, чьи жизни были оборваны или искалечены в результате безнравственных и жестоких массовых политических репрессий.
«Книга Памяти» – посильная попытка возвращения безвинно пострадавшим людям их доброго имени, запечатленная вера в то, что ничего подобного более не случится в многострадальной России.
Во всех названных произведениях много страниц пронзительных и страшных. Однако воспоминания отразили и надежды пострадавших в годы культа на восстановление справедливости, и борьбу их за сохранение человеческого достоинства, и веру в высокие идеалы.
Все эти произведения можно взять на абонементе Центральной библиотеки им.Н.А.Яхлакова с книжной выставки «Суровая драма народа».
Татьяна Инькова, библиотекарь.
https://yandex.ru/video/preview/?text=солженицин%20в%20лагере%20кем%20был&path=wizard&parent-reqid=1636076009347645-4270629067681640296-vla1-5786-vla-l7-balancer-8080-BAL-8385&wiz_type=vital&filmId=2078982856298047940 А это откуда взялось?
В 2003 году бывший друг и солагерник Александра Солженицына по Экибастузскому лагерю Семен Бадаш написал знаменитому борцу за правду и справедливость открытое письмо. В нем Бадаш прямым текстом говорил, что в течение семи лет заключения (из восьми) Солженицын «ни разу не брал в руки ни пилы, ни лопаты, ни молотка, ни кайла». Об этом сообщает “Рамблер”. Далее: https://weekend.rambler.ru/people/44417862/?utm_content=weekend_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
“…Вятлаг находился на севере Кировской области…” А по-моему Вятлаг и раньше, и сейчас находится на ж/д ветке Киров-Лесной.
Один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГ, К-231, существовавший с 5 февраля 1938 до 1990-х годов. Непосредственно подчинялся Главному управлению лагерей лесной промышленности НКВД СССР, позже МВД СССР. Располагался в Верхнекамском районе Кировской области, в 371 километре от областного центра, города Кирова.