В отдельных публикациях по истории Верхомоломского Спасского мужского монастыря указывалось, что часть икон нижнего – местного – яруса Никольской церкви, относящаяся к XVII веку, то есть ко времени освящения храма, находились под серебренными и золочеными окладами, украшенными жемчугом. Исследователи высказывают предположение, что они были привезены при основании монастыря из первопрестольной. Я также не исключаю этот вариант из своего исследования. Самые древние кировские иконы написаны не на Вятке, а привезены преподобным Трифоном. Напомню читателям, что святой преподобный Трифон происходил из благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии (видите, как постоянно пересекаются наши исторические пути-дороги, – Н.Ш.). В январе 1580 года он пришел в Вятскую землю. Преподобный Трифон несколько раз ездил в Москву и возвращался с дарами, иной раз до двадцати подвод привозил. «Да, очень хотелось бы, – вспоминала Генриэтта Георгиевна Киселева, – выявить свою – вятскую – школу иконописи, и, возможно, со временем что-то из этого получится. Ведь огромное число икон до сих пор не отреставрировано. Правда, самые почитаемые иконы, те, что были в дорогих окладах, драгоценных камнях, забирали в Москву. Некоторое время назад во время ремонта в Кировском краеведческом музее, когда вскрыли перекрытия между первым и вторым этажами, нашли десять портретов вятских архиереев и восемнадцать фрагментов росписей храмов».
Сколько еще таких находок ждет своих открывателей-поисковиков?! И не только в стенах музеев, чаще в стенах уготовленных к разрухе деревенских храмов. Говоря об окладах, вновь и вновь вспоминаешь опись: «Часть икон нижнего (местного) яруса, относящаяся к XVII веку, были наиболее ценными, находились под серебряными и золочеными окладами, украшенными жемчугом, часть которых, возможно, была привезена из Москвы при основании монастыря». Напомню вышестоящую запись: «Известно, что в наше время в доме Солоухина в Алепине остались некоторые собранные писателем вещи: старинные кувшины, разделочные доски, прялки, туески, оклады некоторых икон». Оклады остались, а где же божественные иконы, чьи лики они обрамляли? Конечно, сегодня, через толщу лет, трудно проследить, как все это было. Но перед каждым исследователем стоят сразу несколько вариантов: легенда и действительность, гипотеза и аксиома. Сколько еще загадок скрывают иконы Никольской церкви?! Возможно, это были вклады устюжских или вятских купцов. Среди благотворителей обители на Верхней Моломе были и приходские зажиточные крестьяне. Так в 1867 году крестьянин деревни Холоватка Лаврентий Подволоцкий пожертвовал 60 рублей на изготовление и украшение резных царских врат.
«Храмовые иконы, – пишет в своем исследовании кировский архитектор Е.Л.Скопин, – на деревянной основе праотеческого и пророческого рядов некогда пятиярусного иконостаса и небольшой фрагмент живописи на холсте с дощатого храмового свода в совокупности позволяют лишь в некоторой степени представить колоритную живописную декорацию интерьера деревянной церкви святителя Николая. Вне всякого сомнения, он создавался по типу оформления каменных храмов». Сегодня в храме царит тишина: ни икон, не экскурсантов-туристов. Сгоревший 31 мая 2009 года мост через Молому стал ёще одним непреодолимым препятствием для свободного посещения этого шедевра северного деревянного зодчества. Никольская церковь, надо прямо сказать, за свои 300 лет существования пережила немало потрясений. И на удивление – выстояла, чтобы поражать своей красотой и величием, но уже без… икон, потому что одни были вывезены в частную коллекцию, другие – на хранение, поскольку в месте пребывания никто не гарантировал их сохранность.
Попробуем восстановить опись исчезнувших икон двух нижних ярусов иконостаса Никольской церкви. Эта реставрация поможет нам понять, какие иконы были вывезены писателем Владимиром Солоухиным с Верхней Моломы. Первый нижний ряд храмового иконостаса именуется местным. В центре нижних ярусов иконостаса расположены царские врата, справа от них – большая икона Спасителя, слева – икона Божией Матери, на северных и южных малых вратах, которые именуются диаконовскими и пономарскими, – архангелы Гавриил и Михаил, иногда – святые диаконы. По указанию «Православной энциклопедии», диакновские врата названы так, поскольку через них во время службы диаконы многократно выходят на солею для произношения ектений.
Здесь, для читателей, не посещающих храмы, считаю необходимым сделать некоторые пояснения или, как говорят, ввести в курс дела. Солея – возвышенность пола перед иконостасом, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно отгорожена решеткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. Эта часть солеи называется амвоном. Ектения – один из видов молтивословий во время церковного богослужения. Она состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителей. Ектения всегда читается в диалоге с хором.
А теперь продолжим знакомство с иконостасом.
Второй ярус снизу – главный деисусный (деисус – с греческого моление) чин или ряд. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота к Христу, так что они показаны молящимися Спасителю. По этому признаку несложно определить какая икона стояла в этом чине слева или справа. В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это, видимо, вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте плохо видны.
Подтверждение этому, по мнению специалистов, мы видим и в Никольской церкви, где вторым снизу обозначен «праздничный» ряд. Его ещё называют историческим, потому что он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь – Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон в иконостасе может быть разное. Сколько их было в праздничном ряду иконостаса Никольской церкви, установить не представляется возможным, так как каркас иконостаса также давно порушен. Известно лишь, что он был оформлен пышной позолоченной резьбой барочного характера в виде традиционной для русского Севера «виноградной порезки». Уцелело от всего этого богатства только одно верхнее тябло.
В информационном сообщении «Оберегаемая и труднодоступная. Никольская церковь петровских времен» в Интернете читаем: «Небольшая деревянная церковь во имя святителя Николая Мирликийского 1717-го, а на самом деле 1667 года создания – один из уникальных памятников деревянной архитектуры Вятки. Это второй по древности храм из сохранившихся деревянных дореволюционных сооружений в Кировской области. Самый старый – Михаило-Архангельская церковь в Слободском 1610 г.». О Слободской церкви следует сказать отдельно, она этого заслуживает своей историей. Эта Михаило-Архангельская церковь срублена в Богоявленском мужском монастыре талантливыми вятскими мастерами без пилы и гвоздей при участии преподобного Трифона Вятского. Хочу напомнить прихожанам: 21 октября празднуется день памяти святого архимандрита Трифона Вятского. Второе рождение памятника архитектуры произошло в 1971 году в ходе реставрационно-восстановительных работ под руководством профессора Б.В.Гнедовского. В 1973 году Михаило-Архангельская церковь отправилась в Париж на выставку «Русская деревянная пластика от древнейших времен до наших дней». Там церковь установили вблизи Елисейских полей. Здесь и встретились два шедевра вятского деревянного зодчества, где Никольская церковь с Верхней Моломы была представлена масштабными панорамными фотографиями.
Но мы вернемся к сообщению «Оберегаемая и труднодоступная. Никольская церковь петровских времен», которое живет в Интернете. Эта информация вызывает несколько замечаний. Если датировать строительство Никольской церкви 1667 годом, то она никак не вписывается в петровский период, так как Петр 1 Алексеевич Великий родился 30 мая (9 июня) 1672 года. Само слово «оберегаемая», как мне кажется, здесь неуместно. Какое уж тут «обережение», если крыльцо-рундук сдвинул «шляпу» набекрень, а намечаемый после обследования ремонт отодвинут на неопределенное время. Не согласен и с оценкой «маленькая». Никольская церковь – объемное сооружение – 2100 м3, высота 18 метров. Деревянный Никольский храм стоит на подклете. Диаметр бревен в комле в нижних венцах составляет 60 см. Высокий четверик с повалом перекрыт четырехскатной кровлей. Как продолжение четверика воспринимается вырастающий из него массивный барабан и единственная глава. Просторная галерея, приподнятая на бревенчатых консолях, скрывает в своей тени основание церкви, и она кажется приподнятой, парящей.
Поставлена церковь у околицы села, на вершине вытянутого берегового холма правого берега реки Моломы, изумрудно-зеленого летом, западным фасадом обращена к излучине реки и роскошным замоломским лугам. И река, и холм, и храм, и шестистенные дома единственной улицы Нижнего Починка воспринимаются как единый ансамбль, созданный природой и слегка подправленный добрыми помыслами и талантливыми руками человека. Исследователь вятской архитектуры, архитектор-реставратор и автор книги «Дорогами земли Вятской» Б.В.Гнедовский ставит храм в Верхней Моломе в один ряд с такими шедеврами древнерусской архитектуры, как Вознесенская церковь села Коломинского (ныне в черте Москвы) и одного из крупнейших музеев под открытым небом -ансамблем Кижского погоста. Кстати, Преображенская церковь в Кижах заложена в 1714 году, а Никольская на Моломе в 1716.
Правда, эта дата почему-то до сих пор находится в зоне дискуссий. Известный архитектор-реставратор, специалист по народному деревянному зодчеству Б.В.Гнедовский полагал, что храм был построен первым в 1667 году, а в 1716-м частично перестроен во вкусах нового времени и 15 января 1717 года освящен заново. Этой точки зрения придерживается и архитектор, ученый, вятский краевед А.Г.Тинский. В своей исследовательской работе по Никольской церкви кировский архитектор-реставратор, автор проекта Опаринской каменной Александро-Невской церкви Е.Л.Скопин пишет: «Нам представляется логичной изложенная версия, которая основана на документальных материалах». Основным документов являются Клировые ведомости Верхомоломской Спасской церкви Вологодской епархии Никольского уезда 4-го благочиннического округа. Откроем одну из них: «Церковь построена (речь идет о Никольской церкви, – Н.Ш.) в 1716 году тщанием монашествующей братии, ибо с 1663 года здесь была Пустынь».
Икона – загадка, часть 1
Икона – загадка, часть 2
Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Спасибо за историческую память.