Хай-лоу, Хеллоуин! Окончание

Не нужен Хеллоуин детям поселка Речной Опаринского района. Здесь работники Центра досуга вспомнили, что на Ерофея (священник, святой, Бог) в лесах перед долгой  зимой происходит последний разгул леших. Вот и пригасили они детей, родителей и педагогов на лесную поляну, чтобы встретиться с Лешим и Бабой Ягой. По преданию лешие на Ерофея творили в лесу большие беды: ломали деревья, гоняли диких животных, загоняя их по норам и берлогам, бродили по всему лесу, дрались, свистели, кричали и жутко хохотали, хлопали в ладоши так, что слышно было в соседних деревнях. Оказалось, дети не только знают сказки, но и подготовили костюмированный их показ. Решила Баба-Яга пойти работать в школу и вести там вместе с Лешим кружок стилистов. Леший сказал, что не стоит ждать, возьмут ли их на работу, нужно сейчас проверить, есть ли в школе талантливые ребята, чтобы  ходить в кружок. Оказалось, есть! Ребята нарядили своих классных руководителей в Бабок-ёжек. Постарались они на славу! И Баба-Яга сфотографировалась с классными Бабками-ёжками, так они ей понравились. Ребятам этот праздник тоже понравился: было весело, потому что родители и педагоги были рядом с ними.

Хай-лоу, Хеллоуин! Окончание

На снимке: заключительный  аккорд праздника Ивана Купала в Речном: по водной глади плывут венки с горящими свечами.

Думаю, многим  и не только детям  запомнился недавний День рождения Деда Мороза в Опаринском центре  культуры и досуга. Второй год опаринцы отмечают этот волшебный праздник. Он начался в фойе, где гостей встречали сказочные герои – участники кружка «Игротека»: Незнайка, Клоун, Кошечка и Старик Хоттабыч. Работники районного Центра культуры и досуга и участники художественной самодеятельности в роли сказочных персонажей устроили незабываемый праздник. Приглашенные  гости Курочка с Мышью никак не могли решить, какой подарок сделать дедушке Морозу. Баба Яга провела игру с залом  «Дед Мороз известен всем». А ведь есть ещё новогодний карнавал, Святки, Масленица, День Ивана Купалы, который ежегодно шумно и красиво отмечают жители поселка Речной. Этот праздник берет свои истоки у  далеких наших предков, славян, правда. тогда он назывался иначе – Купайла – праздник Солнца, зрелости, лета и зеленого покоса.   Есть и свои вятские праздники: ИстобЕнский огурец и Кильмезский лапоть. В Опарино давно поговаривают также устроить нечто такое и назвать этот праздник Опаринским груздем. Даже значок выпустили. А праздник пока так и не родился. И никому нет никакого дела до Хеллоуина.

Страшно будем наряжаться
И к соседям направляться,
Чтобы сладости давали,
Нас скорее прогоняли!
Мы – не нечисть, мы же – дети,
Веселее всех на свете,
Просто праздник есть такой,
И веселый, и смешной!
Нарисованы скелеты,
Очень страшно мы одеты,
В тыкве рот есть и глаза,
Происходят чудеса!
Веселится весь народ,
Праздник мистики идет,
Подурачиться охота,
Испугать скорей кого-то!

Сразу должен уточнить: все стихи, использованные в этом материале, взяты из Интернета. И еще обращаю ваше внимание на ключевое слово Хеллоуина – испугать. Не порадовать, не позабавить, а именно – испугать! И когда об этом по наущению взрослых говорят дети, меня действительно берет испуг, а кем они будут завтра? Не из таких ли «безвинных» шалостей выросли школьники и студенты-убийцы, в руках которых оказались ножи и ружья? Неслучайно руководитель миссионерского отдела Вятской епархии уточняет: «Мы предлагаем не просто запретить Хеллоуин, перенести или как-то облагородить, а просто заменить тем, что уже сложилось».

Извините, что моя «Ужасная вечеринка» так затянулась. Небольшая информация о праздновании Хеллоуина в Заринском центре досуга подняла большой пласт жизни нашего общества, отечественной культуры и православия. Давайте вслушаемся в детские голоса, они звучат, как предупреждение: «Мы – не нечисть, мы же – дети» Я не ставлю точку в своих размышлениях, и предлагаю продолжить обсуждение этой темы  всем заинтересованным лицам и читателям, чтобы наши дети жили в радости, а не  в испуге. Я вслед за воспитанниками Опаринской музыкальной школы Аленой Трубиной, Александром Ширяевым и Анатолием Трубниковым читаю эти строки, как клятву: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой, и глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят. Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть».

На снимке: дети Трубина, Трубников, Ширяев

Трио Алена Трубина, Александр Ширяев, Анатолий Трубников

ПОСЛЕСЛОВИЕ

О праздниках. Многие народы делили год на две половины – светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета. Народные праздники пришли к нам из глубины веков. Н В. Гоголь писал: «Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только ту ночь в году и цветет папоротник, не прозевай!» Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) – один из главных праздников календаря славянских народов, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Отмечался 24 июня по старому стилю, а по новому приходится на 7 июля. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки. Люди опоясывались перевязями из  цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом – символом Солнца. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются и сегодня главными атрибутами праздника Ивана Купалы. В Речном этот праздник отмечают уже 20 лет! Заканчивается он на пруду, когда участники этого действа опускают на озерную гладь венки с горящими свечами. И плывут этим манящие огоньки, освещая людям путь в новый наступающий день.

На снимке:  Святки и для  детей большой праздник.

На снимке:  Святки и для  детей большой праздник.

Остались, и живет в моей памяти   Святочные  посиделки в  Стрельской, которые  по инициативе союза женщин были организованы в сельском Доме культуры в канун  Старого Нового года. «Добрый вечер, гости мои дорогие! – приветствовала пришедших на праздник председатель союза женщин Л. В. Громоздова. – Сегодня в этой горнице я на правах хозяйки приветствую вас всех  на Святочных посиделках. Сегодня вы  – мои гости  званные и желанные. Мы рады  гостям как добрым вестям. Как  в старину, собрались мы на Святки, чтобы играть в  прятки. Ну-ка сядем рядком да поговорим ладком, Небылицы в лицах, сидят в светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.  Хотите знать какие?» Их, эти самые небылицы, сопровождали ярким словом и соответствующей мимикой А.П.Ярополова и Л.В.Громоздова. Не обошли стороной Святки бабка – Е.А.Шаляпина и дедка – А.П.Заугорова, да ещё и сценку разыграли. А финал у сценки таков: разбилось волшебное яичко и в горницу вошли колядовщики, Их роль исполняли  Н.С.Цебина и О.С.Фоменко:  «Позволь, сударь-хозяин, ты позволь, сударушка. Да ко двору прийти, да слово молвити, С святками вас поздравляем,  счастья радости желаем!» Была, конечно, на этом празднике  и всем известная проказница – Баба Яга (С.В.Волкова). А как без неё-то? И торговка калачами-бубликами В.В.Стрюкова тут как тут. Все  было, да быльем не поросло, потому и живы Святки!

Читайте также:  И болеть будут меньше!

Но, пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу.  Это один из самых долгожданных праздников  в году, празднование которого длится семь дней. Люди с трепетом ожидают наступление Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Наши предки почитали Солнце как Бога. И с наступлением первых весенних  деньков радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блины. Так главным угощением стали блины – круглые, желтые, горячие. Сам убедился в этом, когда однажды  принял участие в празднике Масленицы на Вазюке. Неистово бился с противником мешками на бревне и чаще… проигрывал. Считалось, что тот, кто не веселится на Масленице, проживет наступающий  год бедно и безрадостно. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового весеннего периода праздников и обряды, которые должны были способствовать получению богатого урожая.

Хай-лоу, Хеллоуин! Окончание

На  снимке: Даровское. Освящение  нового храмовой церкви Троицы Живоначальной.

О вере. Вы, уважаемые читатели, помните, что в первой  части этих заметок я познакомил вас со старшим следователем из Каргополя, который с гордостью говорить: «Я – протестант!» И мы его не упрекаем в  этом. Каждая вера для нас дорога и уважаема. Ещё до этой памятной поездки в Архангельск узнал интересную новость: «Протестант из Америки принял православие в Яранске». 2 июня в Успенском кафедральном соборе города  Яранска, сообщает газета «Просвет», состоялось присоединение к Православию протестанта из Америки Дэвида Одел Уийта. По церковным правилам протестанты принимаются в лоно Православной церкви через помазание Святым Миром, так как в протестантизме крещение совершается, как и положено, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», а миропомазание не совершается. По благословению епископа Яранского и Лузского Паисия  таинство миропомазания над Дэвидом совершил иеромонах Давид (Сивер). На вопрос: «Как отреагировали близкие в Америке на желание принять Православие?» – он ответил, что «они очень счастливы, ведь  моя жизнь обретает смысл. Мне очень повезло в  том, что моя семья очень духовна и любит Господа»

В день миропомазания Дэвид впервые стал участником Таинства Евхаристии. За Божественной литургией, которую совершил епископ Паисий, он причастился Тела и Крови Христовой. Читающим это сообщение будет интересно узнать о том, как  человек из далекой Америки попал в Яранск. И здесь все очень просто. Его жена – русская. Родственники супруги живут в Йошкар-Оле, они-то и привезли американца в Яранск, чтобы показать ему старинный провинциальный городок с красивыми храмами. Они побывали на молебне с акафистом преподобному Матфею Яранскому, пообщались с владыкой Паисием. Через какое-то время Дэвид вернулся в Яранск снова, уже  для того, чтобы  принять Православие. «Православные службы, учение и молитва, – говорит Дэвид, – дали мне возможность выражать свою веру, а также любовь  и признательность к нашему Отцу и Богу. Для меня очень важно, что в Православии веру в нашего Отца и любовь к Нему можно строить и разделять вместе с моей женой, которая с таким энтузиазмом любит и поклоняется Господу всем своим сердцем и душой». Приятно видеть, как Православие распространяется по всему миру. Котласская поэтесса  Ирина Истомина выразила эти чувства такими словами:

Такой спасительный   покой, такая тишь.
И только капает свеча¸  и ты стоишь.
Тревожат душу певчих ряд и лампы дым.
Вот ты стоишь среди людей, но ты – один.
Мы все равны, и все грешны, и молим Бога…
И каждого сюда вела своя дорога.
А голос батюшки ведет туда, где свечи,
Ведь свечи плачут о грехах о человечьих.
О тех грехах, что прощены под голос певчих.
И неземная благодать легла на плечи.

Хай-лоу,  Хеллоуин! Часть 1
Хай-лоу,  Хеллоуин! Часть 2
Хай-лоу,  Хеллоуин! Часть 3
Хай-лоу,  Хеллоуин! Часть 4
Хай-лоу,  Хеллоуин! Часть 5
Хай-лоу,  Хеллоуин! Часть 6
Хай-лоу,  Хеллоуин! Часть 7

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.

Фото автора, Степана Настюка и из Интернета.