Хеллоуиновская ночь – как в сказке,
Шла домой, навстречу мне прохожий.
«Классно ты пугаешь, ну и рожа!»
Как же так? Ведь я хожу без маски!
В эту поездку в столицу Поморья мне не повезло: в гостиницах города не оказалось свободных мест, пришлось найти приют в одной из ведомственных. На мою долю выпал четырехместный номер. Уже в подъезде, где за железной решёткой сидел вахтер, понял, что это место проживания – не рай, пол в выбоинах, на стенах краска шелушится. Сразу стало как-то неуютно, но успокоил себя тем, что это первый этаж. А мне выпал второй. Открываю дверь и вижу металлические кровати, в центре стол и одна тумбочка на четырех постояльцев. Про остальные удобства-неудобства писать не буду. Подумал: значит, хозяева не жалуют гостей, а может, просто не уважают сами себя. Ведь дурная слава не лежит на месте. На тумбочке ни традиционного графина с водой, ни стакана. Полное самообслуживание. Вот не повезло, так не повезло. А ехал сюда с таким настроением. Но об этом чуть-чуть позже, потому что все эти неудобства отпали сами собой, когда комнату наполнили, такие же, как я, скитальцы в поисках ночлега.
Как всегда, первым делом стали знакомиться: кто, откуда и как зовут? Оказалось, что мы приехали в Архангельск из разных районов и по разным делам. У кого-то нашелся кипятильник и дорожный термос, у кого-то заварка, у кого-то домашние посланцы – деревенские шаньги-сочни на пресном тесте – поджаристые, пышные, вкусные, кто-то предусмотрительно прихватил в дорогу фрукты и сахар. А какие домашние пирожки с капустой и грибами украсили стол! Естественно, нарезали колбасы и сыра. Так что ужин получился на славу. Поскольку в номере, если его можно так назвать, не было телевизора, завязался разговор об этом на этот раз не очень гостеприимном Архангельске. Из новостроек города вспомнили строительство кафедрального собора Архистратига Божия Михаила. Высота главной звонницы Архангельска – колокольни собора – составит 70 метров, шпиль которой увенчает изображение Архангела Михаила. А под её куполом будет размещаться маяк, указывающий мореплавателям путь в столицу Поморья. Собор Михаила Архангела встал на площади Профсоюзов рядом с морским и речным вокзалом. Развернулась дискуссия: почему главный храм митрополии поставили именно здесь? Спор остыл после слов: чего перья ломать: дело сделано, нас-то никто об этом не спросил.
Старший следователь из Каргополя Михаил Иванович по этому поводу заявил: «Мне это не волнует. Волнует другое: пассивность людей, особенно молодых. За двадцать пять лет работы следователем всякого насмотрелся. Может, поэтому и стал протестантом. Протестанство – от лат. Protestation – протест, торжественное заявление, провозглашение, заверение, одно их трех, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, – Н.Ш.) У нас в Каргополе открыта своя церковь. И знаете, она не пустует. Вот я, например, живу в 20 километрах от Каргополя. Там, в деревне нашел девушку, женился, построил дом. И все эти годы езжу в город на работу. И в церковь тоже, потому что прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Спасение приходит только через Божью благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником. Иисус является единственным посредником между Богом и человеком. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия – не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры, а это Искупление, созданное в сердцах верующих Святым Духом. О нас, протестантах, говорят много неправды, того, чего нет и чего никогда не было, но ложь, как снежный ком, чем дольше её катают, тем больше она становится. А мы отвечаем просто: по природе вещей любое зеленое дерево куда лучше дерева из серебра или золота.
Нас не удивила эта убежденность Михаила Ивановича в правильности его христианского выбора, удивило другое: он читал нам Библию наизусть, слово в слово, как некое стихотворение. Читал убежденно, иногда упоминая священнослужителя Мартина Лютера, которого в 1521 году римский папа Лев X отлучил от церкви. К тому времени Лютер отказался от авторитета иерархов в толковании Библии и высказал мысль, что каждый может толковать Писание, руководствуясь личным религиозным опытом. Чтобы облегчить чтение Писания, он с учениками перевел Библию с латыни на родной язык, старясь сделать Писание доступным, как он отмечал: «даже для верующей дочери мельника». Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви. В 2010 году в России насчитывалось 2,56 млн. протестантов. Российский религиовед Р.Н.Лункин на основании своих исследований и данных протестантских церквей сообщает, что в 2014 году количество протестантов в Российской Федерации выросло до 3 миллионов. В стране действует 10 тысяч протестантских приходов; 4,4 тысячи из них зарегистрированы Минюстом.
Так неожиданно и, я бы сказал, круто началась наша вечеринка. Никто не вступал с Михаилом Ивановичем в полемику. Мы понимали, что переубедить человека, которому перевалило за пятьдесят, дело непростое, тем более, вступить с ним в спор, значит, обидеть и его, и его веру. Осуждение – временное явление, которое все равно закончится, а вот совесть вечна. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. На несколько минут в комнате повисла тишина, которую прервал все тот же Михаил Иванович. Он вновь предложил нам обратиться к Библии. И снова читал громко и вдохновенно. Будто проповедник на встрече с прихожанами. Когда этот молодой запал сошел на нет, второй наш собеседник, как он представился, медбрат Дмитрий, приехавший в Архангельск на специализацию, в прямом смысле, огорошил нас: «А я – язычник!» В комнате повисла тишина. Впервые я попытался расшифровать слово «язычник», когда изучал Житие миссионера Стефана Пермского, но мне в ту пору найти однозначное и общепринятое определение язычества не удалось. Впоследствии мне пояснили, что его просто не существует, а сам термин рожден от церковно-славянского «зыкъ», то есть народ, племя. А слово «язычество» происходит из Нового завета.
Слышал, что язычники сохранили религиозные представления, обряды и праздники первобытных племен. В Житии Стефана Пермского описан эпизод, когда язычники пытались сжечь его в огне костра. А рядом сообщение: в Кировской области язычники сожгли тело собрата на погребальном костре. Произошло это роковое событие 1 марта 2018 года. Чтобы исполнить устное желание усопшего, родным пришлось преодолеть путь в 800 км, поскольку Анатолий пожелал, чтобы его тело сожгли «недалеко от места жительства Доброслава в Шабалинском районе, согласно древнерусскому обычаю». Устное пожелание Анатолия уже после его смерти было заверено свидетельскими показаниями нотариуса. При этом лица, которые самостоятельно кремировали покойного родственника, могли попасть под действие статьи 224 Уголовного кодекса «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Представитель языческой общины Родослав Добровольский отметил, что скончавшийся Анатолий «ушел огненной тропой в чертог Ярилы, и, присягнув под стягом с Коловратом, стал в строй небесной рати рядом с Доброславом». Но все обошлось миром: эксперты утверждают, что в сожжении язычника нет ничего противозаконного. Поэтому этот эпизод я оставил вне рамок нашего разговора в гостинице.
Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Продолжение следует.