Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 9

Взгляд назад

А теперь – поокаем. Разговор этот небезоснователен, так как вологодские говора вошли в повседневный быт многих северных регионов России. В Вологде в подарок горожанам к Дню города кузнецы-участники Международного фестиваля народных промыслов «Год ремесел – 2015» установили кованую скамейку с надписью «Посидим поокаем». Поэт Юрий Леднев подарил вологжаночкам такие строки: «Вологжаночка синеокая! Говоришь пошто, сильно окая? – Мое оканье не понять тебе. Буква «о» прошлась по моей судьбе». Если бы она, эта буква, прошлась по судьбе только этой девушки, мы бы и разговора никакого не вели. Не каждой территории так повезло, чтобы по её названию именовалась целая система севернорусского наречия! Истинным проводником вологодского речевого своеобразия стал писатель Василий Белов, использовавший народную речь в языке своих героев. Символом вологодского говора стал скульптурный памятник букве «О», установленный в центре Вологды. Памятник представляет собой прописную букву «О» высотой около двух с половиной метров, стоящую на металлическом постаменте и украшенную витиеватым, как знаменитые вологодские кружева, орнаментом.

Памятник букве «О» в Вологде.
На снимке: памятник букве «О» в Вологде.

Видимо, эта самая буква «О» докатилась и до лальских деревень во время заселения этих таежных земель. И, как видите, прижилась. И порой создает некоторые трудности в правильном раскрытии деревенского имени. В 2016 году местный краевед-писатель Мария Вячеславовна Зимирева издала книгу «Душа моя прописана в Алешево». Знаю, что деревянная двухэтажная церковь в этой деревне перестроена с разрешения епархии, как и в Животово, из часовни, и освящена 18 октября 1897 года. Долгим был её рабочий век, храм закрыт в годы так называемой «хрущевской оттепели» в 1962 году. Сегодня церковь Николая Мирликийского чудотворца, благодаря прихожанам, снова живет и действует. Службы здесь ведет знакомый нам иерей Василий Облецов. В один из приездов мы были на его службе в Лальской Благовещенской церкви. О храме в Алешево, благодаря поисковой работе Марии Зимиревой, мы знаем почти все. А вот откуда пришло имя самой деревни – Алешево? От первого жителя, поставившего здесь дом, Алексея? Казалось бы, все легко и просто, но не так прост смекалистый и талантливый русский народ. В словаре В.Даля «олешье» – ольховый лес, «олешина» – одно ольховое дерево. По всей вероятности, название деревни Алешево произошло от доминирующей в данной местности растительности – ольхи. Деревянная церковь – деревянная деревня, но так дороги они выросшим здесь людям, таким, как автор этого стихотворения Э. Шаверина.

Перевернув последнюю страницу,
Уйти от этой жизни не смогла:
Перед глазами даты, судьбы, лица,
Истории творцов твоих, страна.
Алешево – край журавлиных песен,
Кусочек крохотный, священная земля!
Мне без тебя и мир огромный тесен,
Здесь отчий дом, здесь родина моя.
Сюда в престольный праздник на рассвете,
Преодолев нелегкую дорогу,
Со всех сторон и взрослые, и дети
Спешат, чтоб помолиться Богу.
Чтоб святости испить, очиститься душой –
Тогда развеется на сердце мгла.
Алешево – свет Чудотворца над тобой,
Храни Господь тебя, дай мира и тепла.

Мы покидаем Животово, ещё не зная, что совсем скоро нас ждет не менее интересная встреча. Дорога идет под уклон. Машина бежит ретиво и свободно. Дождя здесь, кажется, вовсе не было. Дорога успокоилась и легла, как река в некое неглубокое русло, обрамленное молодыми соснами. Стоп! Ударили по тормозам. Справа мелькнул купол какого-то неизвестного строения. Остановились. Захватив фотоаппарат, идем навстречу с прекрасной незнакомкой. Перепрыгиваем через кювет, раздвигаем заросли сосняка и… попадаем в заросли бурьяна. Идем и все больше убеждаемся, что дождь здесь тоже был, так как полуботинки почему-то стали на размер больше, а брюки отяжелели от затаившейся в высоком поросте травы воды всех мастей. Смело штурмуем эту зеленую преграду, так как впереди стоит предмет нашего интереса – убеленная временем часовня. Чуть в стороне видим обелиск, но начинаем осмотр с часовни. Она хорошо сохранилась, а плакаты, украшающие её стену с южной стороны, информируют, что перед нами часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского и святого великомученика Георгия Победоносца.

На снимке: часовня святого благоверного князя Александра Невского и святого великомученика Георгия Победоносца в Скалепово.
На снимке: часовня святого благоверного князя Александра Невского и святого великомученика Георгия Победоносца в Скалепово.

Какой-то добрый человек отпечатал типографским способом эти яркие плакаты, чтобы каждый, побывавший здесь, знал историю родных мест. Например, то, что соседние деревни Калентьево и Бачурино одного года рождения – 1539, Работино – 1600, Дресвянка – 1625. В этом же году основана деревня Скалепово, на территории которой и стоит обозреваемая часовня. Деревни нет, а часовня, как хранительница истории, продолжает жить. С северной стороны раскидистая береза, под которой склонил свой поседевший и прореженный годами чуб то ли хозяйственный амбар, то ли яма-хранилище. С западной стороны за лощинкой покосившийся последний дом деревни Скалепово. В нынешнем варианте он выглядит как церковная сторожка. Часовня, как гласит запись на плакате, относилась к Лальской Богоявленской церкви. В 1989 году за счет пожертвований населения и предприятий, расположенных на территории Нижнелальского сельского Совета была проведена реконструкция часовни. Кузнецы-молодцы Н.А.Белобородов и Н.И. Муксунов выковали согласно церковной традиции православный крест, который украшает головку часовни сегодня.

«Скалепово – деревня бывшего колхоза «Нива» Нижнелальского сельского округа, – пишет Валентин Иванович Нечаев в топонимическом словаре-справочнике «Лузский район Кировской области», ООО ИИП «Стат-Информ», Киров, 2003 г. – До Лальска 8 км., до Лузы – 35 км. Упоминается в архивах за 1625 год (Верхнее и Нижнее Скалепово). В 20-е годы – 25 дворов, 122 жителей. В 1957 году – 8 дворов, 37 жителей. В 2001 г. – 2 хозяйства, 4 жителя. Скалеповская часовня во имя Александра Невского построена в 1914 году без отопления, для использования в летнее время (два раза летом приезжал священник из Лальской церкви). В 30-е годы часовню закрыли, а здание использовали под сепараторную и зерносклад. Лальский сельский Совет принимал решение о её реставрации. В 1989 году за счет пожертвований населения и предприятий были проведены восстановительные работы внешнего вида часовни». Эта информация – повод для дополнительного исследования: и по срокам постройки и по именам тех, в честь кого она освящена. Приглашаю вас, уважаемые читатели, поразмышлять: что, как и когда здесь произошло?

На снимке: эта тропинка ведет в Скалепово к часовне и обелиску павшим землякам в Великой Отечественной войне.
На снимке: эта тропинка ведет в Скалепово к часовне и обелиску павшим землякам в Великой Отечественной войне.

Озадачило то, что Скалеповская часовня освящена одновременно в честь двух святых, чего практически не наблюдается в традициях Русской православной церкви. В храме может быть несколько престолов, освященных именами святителей, а часовни, как правило, одноименны. Они не имеют главного атрибута церкви – алтаря. В них проводятся не службы, а часы служения Богу. Отсюда и название – часовня.

Не знаю, как это происходило в Скалепово, но знаю, как это происходило в приграничном между коми и русскими, в хорошо знакомом лузянам старинном русском селе Лойма, которое датируется 1462 годом рождения и которое своим появлением обязано проходившему по этой территории военно-торговому пути. Подтверждение тому – протяженность села свыше двадцати километров. Первоначально на месте существующей в Лойме часовни стояла деревянная церковь с двумя престолами: в честь Ильи Пророка и архистратига Михаила. Из-за ветхости старый храм разобрали и в начале 20-го века возвели новый с теми же престолами. Особенностью новой церкви было отсутствие колокольни – одного из важных атрибутов православного храма. И это вполне объяснимо. Мы имеем много примеров, когда колокольни возводились при храме через 10-20 лет после его освящения. После революции церковь использовали как склад. В настоящее время культовое здание возвращено верующим, оно восстановлено и освящено 31 октября 2010 года как часовня во имя Архангела Михаила. Это важное для жителей села событие произошло в канун празднования собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Коряжма – Луза.

Продолжение следует…

Добавить комментарий