Не могу не рассказать, благодаря содействию библиотекаря Натальи Олеговны Машановой, об одном из них. В 1950 году молодой техник-технолог по лесозаготовкам Владимир Иванович Гаврилов был направлен в Лальский лестранхоз. Работал специалистом по сплаву, начальником ПТО, главным инженером, секретарем парткома Лальского леспромхоза. Вся жизнь и трудовая деятельность В.И.Гаврилова, как пишется в биографиях, были неразрывно связаны со строительством поселка Таврический. Гаврилов непосредственно занимался изыскательскими работами сырьевой базы леспромхоза и поселка, им был забит первый колышек на месте будущей строительной площадки.
Большой вклад, как директор леспромхоза, Владимир Иванович внес в развитие предприятия и благоустройство Таврического в 80-е годы. Наряду с расширением производства Гаврилов поставил вопрос перед объединением о дополнительном строительстве объектов жилищного и культурно-социального назначения. Благодаря его настойчивости, в Таврическом появились улицы Космонавтов, 60 лет Октября, детсад «Ёлочка» на 140 мест, столовая на 75 мест, магазин «Солнечный», были заложены культурно-спортивный комплекс и очистные сооружения, новый клуб. Его имя по праву присвоено Таврической библиотеке.
На въезде в поселок интересуемся у одного из ветеранов, как нам проехать к месту строительства часовни? «Да очень просто, доедете вон до того поворота и направо. А там сами увидите. Красивая часовня получается. Да что я вам рассказываю, доедете, сами увидите».
Все так и было, как говорил этот, убеленный сединой, незнакомый нам мужчина. Увидели и удивились. Стояли, смотрели, как плотники ловко двигаются по перекрытиям, подают доски для устройства обрешетки кровли. Не рубят, не пилят, монтируют часовню. Вот такой здесь новый метод строительства. Работает на стройке народ мастеровой и, как оказалось, озорной. Как я ни пытался выяснить, кто же здесь главный, отбивались от меня шутками-прибаутками: кто самый молодой, тот и главный? Самым молодым, на мой взгляд, оказался Дмитрий Попов. Когда я обратился к нему – застеснялся, но общей тайны: кто главный – не выдал. Дмитрий окончил техникум, получил специальность техника строителя. Есть диплом, но пока нет опыта. Теперь надо постигать строительное дело не только знаниями, чаще – руками. Тем более – здесь, где в строительство внедряется лафет. А технику такой рубки деревянных зданий в наших техникумах не преподают. Её постигают своим умом и своими руками люди любознательные, старательные и трудолюбивые.
Существует теория, что лафет впервые стали использовать для строительства жилищ скандинавские бедняки, так как в этом случае из леса-кругляка, кроме непосредственно строительного материала, получали горбыль для устройства крыши. В России эта технология пока новинка. Лет десять назад норвежцы пробовали заняться строительством зданий из лафета в Ленинградской области. Но путем гамма-дефектоскопии и личных наблюдений выяснилось, что сосна в ленинградских лесах имеет, кроме сучков и сколов, пороки строения. Кстати, на лесобиржевом производстве филиала группы «Илим» в Коряжме (бывший Котласский ЦБК) уже больше года работает рентгеноскоп по определению качества поступающей древесины. Пробные пуски показали её эффективность и надежность в работе.
Норвежцы народ дотошный, начатого дела на полпути не бросают. В один из приездов в Санкт-Петербург вышли на фирму, в которой работал Дмитрий Осенников. Переговоры увенчались успехом. Дмитрий Васильевич заинтересовался лафетом и решил попробовать новое дело в родных пенатах – в поселке Таврическом, где жил и работал его брат Николай. Так лафет «пришел» в Таврический. Три года работали бок о бок Дмитрий и Николай. И вот уже семь лет Николай Васильевич Осенников рубит и строит из лафета дома, летние веранды, бани и многое другое самостоятельно.
Сегодня становится популярным строительство домов и других объектов из лафета, который представляет собой двускатный брус: идеально обработанные бревна из сосны диаметром 330-350 мм, из которого выполняются стены и внутренние перегородки. Готовый материал – это рубленые бревна от 300 до 500 мм диаметром, они обтачиваются в двух противоположных сторон до 180-280 мм. Дома из лафета теплые, функциональные, имеют привлекательный вид, не требуют дополнительной отделки вагонкой, сайдингом и прочими декоративными материалами. Новомодные объекты выполняются по норвежской технологии, в основе которой лежит особая норвежская рубка. Длина бревна 6 метров. Для хорошей стыковки элементов, формирующих стену, на располагаемом сверху бревне делают паз, куда укладывают межвенцовый утеплитель. По углам бревна соединяют особыми врубками, получившими название замка. Замки имеют клиновидный профиль. Сруб возводят из дерева, которое имеет естественную влажность. По норвежской технологии высыхание материала происходит в срубе. После возведения сруб просушивают, выдерживают определенный срок, после чего разбирают.
Конечно, описывать норвежскую технологию можно долго и подробно. Но те, кто решил работать с лафетом, знают, описание – одно, работа – совсем другое. Спросите об этом Николая Васильевича Осенникова. Он может долго и подробно описывать сам процесс: «Бревна укладываются с соединением непревзойденных норвежских замков с ветровым шипом, которые при усадке лафетного дома самозаклиниваются под силой свей массы. При самозаклинивании лафет не может проворачиваться. Плотность замка зависит от усадки: чем она больше, тем крепче получается замок. Он самый надежный в норвежском домостроении. При возведении домов с норвежским замком материал контролируется на отсутствие повреждений, проходит отбор по техническим условиям и стандартам. Прошедший контроль пиломатериал очищают от коры, стволы обрабатываются экологическим антисептиком на основе смол и скипидара, с особой тщательностью проходят обработку торцы и области с нарушением волокнистой структуры дерева: пропилы, пазы. Потом материал поступает на стройплощадку, где начинается рубка сруба».
Слушая Николая Васильевича, вспомнил свой первый опыт в строительном производстве. Случилось это ещё в те годы, когда я жил и работал на Вазюке. Пригласили меня поучаствовать в строительстве бани. Сказали: дело не хитрое, сложностей никаких, все прямолинейно и просто. Оказалось, что все не так. Когда я начал вырубать первый замок, меня остановили: «Ты так, парень, все бревно перерубишь. Сила есть, ума не надо». И поручили мне прорезать в бревнах пазы.. Это что-то вроде борозды вдоль бревна, чтобы при сборке бревна ложились друг на друга, обжимая бока без щелей, плотно. В этом деле я преуспел. Баню мы срубили быстро, а через неделю опробовали свою работу жаром-паром.
Этот первый опыт пригодился мне при строительстве дачи в Коряжме. Конечно, мое плотницкое искусство было далеко от мастерства тех, кто ставил на Севере добротные пятистенки и величественные церкви и часовни. Север занимает особое место в истории русской культуры. Тот, кто сегодня отправится в путь по проложенным первопроходцами тропам, уже не найдет той нетронутой Древней Руси, которую могли видеть Грабарь и Коровин. Новый уклад жизни неизбежно меняет облик старинных сел. Гигантские избы, соединяющие одной крышей не только жилье, но и весь хозяйственный обиход крестьянского хозяйства. Ветряные мельницы, сельские часовни и многие другие постройки оказываются практически ненужными и исчезают.
И опять невольно в памяти встает образ Верхомоломской Никольской церкви. Не о таких ли шедеврах народного искусства писал путешествовавший по Северу И.Э.Грабарь: «На возвышенных местах виднеется силуэт церкви или часовни, таких же остроконечных, как ели, таких же, как они – седых. Поразительно умение, с которым строители выбирали место для храма: нет возможности придумать композицию лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за леса шары или вырастающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим миром». Тавричане будто услышали далекий голос Игоря Эммануиловича, и начали строительство православной часовни на зеленом островке, окруженном соснами. 4 декабря 2014 года, в великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в поселке Таврический, Преосвященный епископ Яранский и Лузский Паисий совершил закладку камня под строительство храма в честь святителя Луки, Феликса Валентиновича Войно-Ясенецкого, архиепископа Крымского.
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
1 января 2019 года.