Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 14

Взгляд назад

Верхнелалье, Нижнелалье. Эти две географические точки ограничивают конкретную территорию под общим названием – Лалье. Исходя из этого постулата, Лальск должен был прописаться где-то между ними, а не на её обочине. В то же время от Животово, которое именуют как Нижнелалье, до Лальска ещё ехать и ехать. В несправедливом распределении мест между населенными пунктами, расположенными на реке Лала, скрыты не только географические, но и исторические тайны. И сегодня продолжаются поиски конкретной даты появления на этой земле не только отдельно взятых сел, деревень, починков и засек, но и самого города Лальска, годом явления которого местный историк, городской голова И.С. Пономарев назвал 1570. В разговоре с кировским краеведом, историком-писателем В.А.Любимовым, обсуждая судьбу Опаринской Никольской церкви, освященной 15 января 1717 года, и историю земли Вятской в целом, мы не могли обойти стороной такое знаменательное явление, как основание города Лальска. Владимир Александрович пояснил:

«Лальский погост основан во второй половине XVI века. Дотошный местный Нестор, устюжский поп Лев Волошин, подробнейше выписал легенду об основании этого города. Лальск попал в летопись не вскользь, как первоначально Москва или Вятка. Иван Степанович Пономарев приводит выписки из писцовой книги Парфения Мансурова и показывает, что места, облюбованные новгородцами, были уже тогда заняты. Известно, что крестьяне деревень Юрьева Гора и Васильева, расположенные в 6 и 12 верстах от Лальска, владели землями по купчим 1525 и 1529 года. Особинка каждого местечка обширной страны начинается с его истории, зачастую ещё летописной. «Сборник материалов по истории города Лальска» местного историка Пономарева – наше главное подспорье в дальнейшей работе. Чтобы сочинить о Лальске даже самую малость искренних строк, не нужно углубляться ни в какие умные книги – нужно просто побывать там».

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 14
На снимке: отсюда с берегов Лалы начинался Лальский погост.

Я прислушался к этому совету и впервые побывал в Лальске девять лет назад. С тех пор пытаюсь найти повод, чтобы побывать здесь ещё и ещё. Сколько за минувшие годы у меня было встреч с этим небольшим по площади и населению и таким большим в историческом плане городом, и каждый раз открываю его по-новому. Лальск – это книга, в которой и сегодня нет ни первой, ни последней страницы. «А всего на Лальском погосте церковных 5 дворов,.. да 3 кельи,.. да двор поповский же руст, да 10 келий, а живут в них нищие… И всего на Лальском погосте и в остроге и за острогом 64 двора тяглых средних и худых, а людей а них 72 человека, да 8 дворишков осадных волостных крестьян, а в них живут подворники да три места дворовых пустых». Первая в Лальске каменная церковь, начатая мирскими людьми в 1698 году, была освящена во имя святителя Николая Чудотворца в 1711 году. Сегодня другие храмовые комплексы украшают и славят Лальск. Все здесь – сама история.

Следы древних жителей на Двине и по северным рекам остаются неизглаженными, представляются в разных собственных именах рек, островов и деревень. Выше я делал попытку такого анализа. Древний языческий народ, называемый Нестором заволоцкая чудь, обитал в двинской округе, которая не просто граничит с вятской стороной, она как бы её продолжение. Чудь – собирательное имя различных племен, живших в Заволочье, восточной и северной Руси. К ним относятся зыряне, лопь, самоеды, карелы, весь, пермь, югра и другие. Неизведанные богатства северного края влекли сюда новгородцев. Они совершали набеги, покоряли, вытесняли чудь, населявшую Заволочье. Часть местного населения принимала новгородцев, смешивалась с ними, часть уходила с занимаемых новгородцами территорий, иногда упорно сопротивляясь. Примером тому служит битва зырян с новгородцами на реке Черной под Сольвычегодском в 1385 году. Заволочская чудь приняла христианство в начале XII века. В Несторовской летописи говорится, что чудь заволочская платила дань Новгороду ещё в IX веке, а раз платила дань, то туда ходили сборщики дани в сопровождении вооруженных отрядов.

На снимке: Великий Новгород. Вид на кремль.
На снимке: Великий Новгород. Вид на кремль.

Великий Новгород в истории Русского Севера занимает особое место. Первые поселения русских в этом регионе надо относить к VI – VIII векам. А систематическое заселение Севера новгородцами началось в IX веке. Официальной датой заселения многих мест историки считают 1137 год, когда была опубликована уставная грамота новгородского князя Святослава Олеговича. В этой грамоте-уставе были определены сборы с погоста в «сорочках». Один «Сорочек» был равен 109,15 грамм серебра. Новгородцы принесли сюда высокую бытовую и производственную культуру, своей колонизацией способствовали политическому, экономическому и культурному развитию этих северных земель и вместе с местными жителями образовали единый северный народ, который впоследствии ста ли именовать – поморы. Чудские племена владели навыками производства металла. А развитие горнорудного производства началось ещё в XIV веке. В 1569 году московским купцам было дано разрешение на поиски железной руды на реках Вычегде, Сысоле. В 1757 году началось строительство Нючпасского завода. При заводе вырос поселок, куда приехали работать обученные этому делу государственные крестьяне Вятского и Великоустюжского уездов.

В своей статье 18 сентября 2018 года Ю.М.Холопов в «Опаринской сороке», а затем и в районной газете «Опаринская искра» задает вопрос: «Кто мы – вятичи или двиняне?» Попробуем, пока есть время, поразмышлять над этим вопросом. В 1499 году воевода Петр Ушатый, собрав двинян, устюжан и вятичей, провел свою дружину в Югру. Обращает на себя внимание упоминание вятичей. На первый взгляд – жителей города Вятка. Но так ли это? Вятичи по летописи – одно из славянских племен, оно отделилось от ляхов и поселилось по реке Оке, получив имя от вождя Вятко. Но житель города Вятка в соответствии с нормами языка – не вятич, а вятчанин. Давайте заглянем в Соловьева. «В последний год XV века был последний поход на Югорскую землю, на вугличей, ходили воеводы: князь Семен Курбский, Петр Ушатый и Заболоцкий-Бражник с 5000 устюжан, двинян, вятчан; разными реками и волоками достигли Печоры, построили на берегу крепость и отсюда отправились за Уральские горы, которые перешли с большим трудом…», – пишет русский историк, профессор Московского университета, автор «Истории России с древнейших времен» Сергей Михайлович Соловьев. В этой цитате дан ответ на вопрос Юрия Михайловича Холопова.

На снимке: вот она дорога на Лальск.
На снимке: вот она дорога на Лальск.

Дорога предоставляет возможность перелистать многие страницы исторических хроник прошлого. Мы взяли для образца год постройки часовни в деревне Скалепово – 1883. Чем же он был примечателен для России? 10 мая 1883 года в Москве зажглись первые 22 электрических дуговых фонаря. 15 мая в России был принят закон о раскольниках-старообрядцах. 27 мая в Москве открыт, строившийся десять лет, Исторический музей. 18 октября в Петербурге на месте убийства Александра II заложили храм Спаса на крови. Возможно, 3 (по старому стилю) ноября 1883 года в деревне Скалепово освящена часовня во имя святого великомученика Георгия Победоносца. К этому предположению есть конкретный довод – 3 ноября – День именин Георгия. Святой Георгий был храбрым воином. Он открыто исповедовал христианство и обратил ко Христу многих людей. Наиболее известное из чудес Георгия Победоносца – Чудо о змие. С начала XV века изображение святого Георгия на белом коне, пронзающего копьем змия, был гербом государей московских, а затем вошло в состав российского герба. Не этим ли выражено великое единение государства и народа, в том числе и в Скалеповской часовней?!

На снимке: православные часовни России.
На снимке: православные часовни России.

Часовни в России являются отражением религиозной истинной народной души, размышляет Андрей Дачник. В их порой примитивной и наивной архитектуре, схожей, как уже отмечалось выше, с простой русской избой, проявляется вся искренность народного восприятия христианства. Старинные часовни далеки от грандиозности и величия каменных православных храмов. И это не случайно: дело не только в небольших затратах на строительство часовни или в отсутствии строительного опыта. Часовня является тем местом, где православный человек может остаться один на один с Богом, помолиться, не смущаясь никого вокруг, помолиться так, как он умеет – своими бесхитростными словами или даже молча, прося Бога о том, о чем, может быть, и постеснялся бы просить в многолюдном храме. Здесь, в уединении часовни, можно, не стесняясь никого, разрыдаться слезами искреннего раскаяния и просто быть самим собой. Часовня в России воплощает в себе искренне народное восприятие религии, близкое к человеку и природе. Не эти ли мысли и чувства побудили жителей Таврического устроить часовню в своем рабочем поселке? Именно она и есть – одна из целей нашей нынешней поездки.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Коряжма – Луза.

Добавить комментарий