Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 11

Взгляд назад

По архитектуре часовен Лузского района легко определить, из какого века они пришли в наши дни. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в Горячево построена по образцу и подобию большой деревенской избы с притвором и выглядит сегодня как старушка, сгорбленная пронесшимися над ней бурями – ненастьями. По такому образцу строились первые клетские церкви на Руси. Горячевская тоже из старины глубокой – 1731 года рождения. И до неё вряд ли у государства и у областного правительства и местной администрации дойдут руки, если даже уникальная деревянная Никольская церковь 1716 года постройки, являющаяся символом Опаринского района, остается без внимания.

Сегодня в Кировской области нуждаются в реставрации 252 памятника истории и архитектуры. Не приходится ждать милости и от Министерства культуры Российской Федерации, которое широко разрекламировав программу по восстановлению нашего архитектурного наследия, так и не сумело обеспечить её финансовым сопровождением. На реставрацию разрушающихся памятников истории и культуры в регионах России требуется 14 – 19 миллиардов рублей, а государство в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» выделяет всего 4 миллиарда. По данным Минкультры на 31 декабря 2014 года, в стране было зарегистрировано около 156 тысяч объектов культурного наследия с учетом Крымского федерального округа.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 11
На снимке: Горячевская часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Скалеповская часовня моложе Горячевской подружки на полтора столетия. XIX век внес свои коррективы. Видите, как изменился архитектурный стиль? Это заметно и в оформлении здания, и в обустройстве внутреннего помещения. Часовня во имя князя Александра Невского и великомученика Георгия Победоносца и сегодня выглядит, как невеста на выданье: молодо, задорно, броско, красиво! Притягивает своей неразделенной теплотой. Она, как и Гавриловская часовня во имя Прокопия Устюжского, попала, как говорят, во временное межсезонье. Скалепинская, как говорилось выше, имеет две даты рождения: 1883 и 1914, Гавриловская – 1846 и 1912. Видимо, в связи с этой путаницей В.Нечаев в словаре-справочнике при описании деревни Гавриловской (Сомово) ограничивается формулировкой: «имеется часовня» – и не указывает дату. Попробуем разобраться, может быть, это и не путаница вовсе, а некая закономерность.

Для того, чтобы понять и осмыслить это, нам необходимо углубиться в далекое прошлое. Во времена правления Александра II продолжали развиваться добрые отношения государства Российского с Русской православной церковью. Император провел важнейшую реформу – отмену крепостного права, за что получил имя Освободитель. Он осуществил реформы многих сторон жизни России: военную, судебную, образовательную, местного самоуправления. Эти реформы были самыми передовыми в мире на то время. Были произведены необходимые изменения и в Церкви. Все эти преобразования открыли возможность для широких религиозных инициатив. Выросло число монастырей, активно строились церкви и часовни. Большое значение имели начинания Александра II в духовном образовании. Он многое сделал для простого священства, в том числе и для улучшения его правового и материального положения. Священнослужителям были назначены пенсии по старости.

Мы говорим о православии
Не для того, чтоб славословить.
А для того, чтоб Бога славили
Надеждой, верой и любовью.
Чтоб свет небесный плыл над храмами,
Зов литургии шел с амвона.
Чтоб чистым сердцем принимали мы
Колоколов христовых звоны.
Чтобы верить, что и внуки вырастут
С открытой светлою душою.
И смогут стать чтецами с клироса,
Или служить у аналоя.
Чтоб церковь стала храмом Истины
И на иконах жили лики
Таких далеких и таинственных,
Святых, возвышенных, великих.
Чтоб в церковь шли, как на свидание,
Чтоб каждый день наш был событьем.
Мы, как январской Иорданию,
Очистились святой молитвой.
И чтобы на церковной паперти
Не видели убогих, сирых.
И им Земля, как наши матери,
Дала величие и силу.
Мы все прошли и все осилили
Не ради подвига и славы.
И стала наша Русь Россиею,
Как и Москва, золотоглавой!

В XIX веке шло развитие православной жизни, что во многом было обусловлено не только деятельностью самой Православной Церкви: расцвет духовной жизни монастырей; миссионерская деятельность просветителей; самоотверженное служение многих православных подвижников связано с тем, что государство коренным образом изменило отношение к Церкви. Особой заботой стала помощь нуждающимся. При этом по всей России шло строительство церквей, зачастую даже в селах это были величественные храмы, которые на службах были заполнены людьми. Многие священники в этот период по-настоящему служили Богу и людям. Нельзя не согласиться с оценкой сельского священства, которая дана в многотомной «Истории Русской Церкви»: «По сути дела, русский народ именно сельскому священнику обязан тем запасом положительной духовной силы, который был сохранен благодаря крепкой традиции и вопреки всем разлагающим влияниям».

После этого небольшого отступления необходимого для понимания ситуации, вернемся к датам-двойникам и попробуем все поставить на свои места на примере Скалеповской часовни. Я уже напоминал, что часто краеведы и исследователи при определении той или иной даты путают время постройки и дату освящения храма. Порой этот временной разрыв длится до десяти лет. Так Введенский собор в Сольвычегодске построен Григорием Дмитриевичем Строгановым в 1693 году, а освящен только в 1712. Спрашивается: какую дату брать за основу? В нашем случае все проще. Часовня в Скалепово на волне реформ императора Александра II построена в 1883 году и освящена именем святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной культуре Георгия почитали как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. Обратите внимание, земледельцев и скотоводов! 23 апреля и 26 ноября по старому стилю в народе названы, как весенний и осенний дни святого Георгия, который с древних времен почитался на Руси под именами Юрия и Егория. В весенний Юрьев день первый раз после зимы выгоняли скот в поле. Видимо, поэтому жители деревни и отдали предпочтение Георгию Победоносцу. На иконах и в монументах Георгий Победоносец представлен на коне. Конь здесь не просто животное, конь – это движение, это богатство, это победа добра над злом.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 11
На снимке: Гавриловская часовня во имя Прокопия Устюжского.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Коряжма – Луза.

Продолжение следует…

Добавить комментарий