Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 10

Взгляд назад

Видимо, поэтому педагог-краевед В.И.Нечаев в топонимическом словаре Лузского района называет только последние преобразования Скалепинской часовни – год основания 1914 и имя благородного великого князя Александра Невского. И этому есть свои обоснования. Здесь мы встретили особый случай, так как согласно сообщению на плакате, часовня освящена еще и в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Да и даты освящения часовни разделяет 31 год – 1883 и 1914. В Лойме появление часовни можно объяснить тем, что в селе в 1804 году была освящена первая каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая несколько раз перестраивалась и расширялась. В память о ней и её предшественницах – построена в селе часовня. А как все это было в Скалепово? Интересно напоминание В.И.Нечаева: в архивных документах упоминается не одна, а две деревни – Верхние и Нижние Скалепово. На каком расстоянии они стояли друг от друга, и к какой из них относится нынешняя часовня?

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 10
На снимке: волжский город Городец – город мастеров и музеев, город, в котором помнят и чтят святого благоверного князя Александра Невского.

Надо полагать, что первая деревянная часовня в Скалепово имела совсем другой вид, а в трудную военную годину в 1914 году обновлена или перестроена, что мы видели и на примере Спасской часовни-церкви в Животово. В связи с верой и надеждой в победу русского воинства Скалеповская часовня была освящена во имя святого стратега-победителя Александра Невского, разгромившего 5 апреля 1242 года немецких рыцарей на Чудском озере. «Возвращаясь из Орды, князь неожиданно занемог. Преставился ко Господу святой Александр в самом расцвете лет, не будучи и 45 лет от роду. Чувствуя приближение кончины, князь попросил о пострижении его в иночество и схиму с именем Алексия». Прошлым летом нам довелось побывать в Городце Волжском, где Александр Невский принял монашеский постриг и скончался 14 ноября 1263 года». Экскурсовод рассказывал о тех далеких событиях так увлекательно, что мы чуть не опоздали к отправлению нашего туристического теплохода, который сделал по нашей просьбе в Городце внеплановую остановку. Русская православная церковь празднует память благоверного князя Александра 12 сентября и 6 декабря. Можно полагать, что повторное освящение обновленной часовни в Скалепово проходило в один из этих дней. При этом прихожане сохранили у часовни и прежнее имя – великомученика Георгия Победоносца.

Внешний осмотр часовни не выявил никаких дефектов. Мастера, которым в 1989 году было доверено провести восстановительные работы, сохранили стиль деревянной обшивки доской внахлест. И все-таки, мы думаем, если бы у часовни не было постоянного современного доброхота-смотрителя, она бы выглядела не так респектабельно. Нам доводилось видеть много деревянных церквей, часовен и деревенских домов, обшитых таким способом. Неоднократно встречались с реставраторами, которые возвращали деревянным культовым объектам их первоначальный портрет. И удивлялись, так как «рисовали» они его, этот портрет, как и в далекие времена, обыкновенным топором. Они знали, что положенная внахлест доска сохраняет бревна основного здания от влаги и дождя лучше современной «вагонки» и гарантирует долговечность постройки.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 10
На снимке: резьба по дереву украшала все лальские часовни и храмы. Это мы видим и в Скалепово.

Световое решение Скалеповской часовни обеспечивают четыре окна расположенные попарно с южной и северной стороны. Железная кровля взбегает вверх металлическим куполом, на который посажен барабан. Издалека, кажется, что есть еще один способ освещения – окна на барабане. Но это искусно выполненная мастерами имитация. Их разделяют своеобразные небольшие столбики-колонны, поддерживающие головку. При восстановлении внешнего вида часовни нашлась работа и резчикам по дереву. Часовня приподнята на фундаменте, и потому само здание кажется облегченным и высоким. В помещение ведет невысокое крыльцо. В помещении светло и чисто. На окнах, как и в прошлые века, вязаные металлические решетки. У восточной стены оборудована солея (приподнятая площадка для службы священнослужителя,- Н.Ш.). Перед ней столик, напоминающий церковный аналой. На нем диптих-складень с иконами Смоленской Божией Матери и Николая Мирликийского чудотворца. Вместо служебных книг полевые цветы.

Среди святых, почитаемых христианской церковью, особое место занимает Богородица, благочестивая Дева, которой уготовано особе место в Божьем замысле – стать матерью Иисуса Христа, Бога-сына в его человеческом воплощении. На Русском Севере каждый шестой храм – Богородицкий. Неудивительно, что образ Богородицы занял почетное место в Скалеповской часовне. И поставлен он в строгом соответствии с церковными канонами, как и в иконостасе, – слева. Чаще всего в часовнях устанавливают икону Богородицы Одигитрии, благословляющей путешественников и землепроходцев. Вполне понятно, почему на Руси этот образ так почитаем, ведь не раз Богородица спасала людей от различных бед, вселяла веру и надежду, не давала падать духом. В Россию её принесли в 1046 году. Греческий император Константин благословил ею свою дочь царевну Анну, когда отдавал её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Икона Богоматери Одигитрии по его смерти перешла к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году Владимир Мономах построил в Смоленске храм в честь Богоматери, перенес в него эту святую икону, и с того времени она стала называться «Смоленской».

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 10
На снимке: Смоленск. Храм во имя Богоматери Смоленской.

Бывая в храмах, вы видели, что в центре перегородки-иконостаса, отделяющего алтарь от амвона, в середине нижнего яруса расположены Царские врата. Справа от Царских врат – большая икона Спасителя, слева – икона Божией Матеи с Младенцем на руках. В Скалеповской часовне это правило соблюдено. В диптихе справа – святитель Николай Мирликийский, или как его ещё называют, Николай Чудотворец – один из наиболее почитаемых христианских святых. С молитвами к нему ежегодно обращаются тысячи верующих по всему миру, и многие из них оставляют свидетельства того, как помог Николай чудотворец в решении самых тяжелых и непростых проблем. Святой – покровитель путешественников и моряков, узников и неправедно осужденных. Святитель Николай помогает выйти замуж и обустроить семью, он помогает всем верующим и неверующим. Николай чудотворец самый почитаемый святой. На Русском Севере каждый третий храм – Никольский.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Коряжма – Луза.

Продолжение следует…

Добавить комментарий