Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 31

На снимке: главная икона храма в Таврическом – икона святителя Луки. Взгляд назад

Построен храм, открыты двери.
Заходят люди не спеша,
Чтоб у святых икон проверить,
Открыта ли у них душа,
Чтоб голоса молитвы слушать,
Чтоб Богу принести поклон,
Чтоб оживил сердца и души
Призывный колокольный звон.

Повторяю уже сказанное, ибо это было для тавричан долгожданным событием. 23 сентября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, епископ Яранский и Лузский Паисий совершил чин великого освящения храма в честь святителя Луки, исповедника, архиепископа Семфиропольского в поселке Таврический Лузского района и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Архипастырь поздравил прихожан с долгожданным событием и призвал не забывать о той ответственности, которая на них возложена – наполнять храм молитвой и делать все возможное для его благоустройства. Владыка наградил особо потрудившихся в деле строительства храма Николая Васильевича Осенникова, его сына Дмитрия и Виталия Тарасова архиерейскими грамотами. Плотники, рубившие и устанавливающие сруб, отмечены грамотами от имени иерея Лальской Благовещенской церкви Романа Зайца.

На снимке: храм в честь святителя Луки в Таврическом.
На снимке: храм в честь святителя Луки в Таврическом.

«Его Преосвященству, – как информирует газета Яранской и Лузской епархии «Просвет» во время освящения Храма в Таврическом сослужили благочинный Северного округа архимандрит Владимир (Дяченко), иеромонах Давид (Сивер), настоятель Благовещенского храма в Лальске иерей Роман Заяц, иерей Василий Облецов и клирик Московской епархии иерей Валентин Бутусов. Вы, несомненно, обратили внимание, что в торжествах принимал участие представитель Московской епархии – клирик иерей Валентин Бутусов. Миряне часто слышать термин «клирик», но не все могут дать определение этому понятию. Кто такой клирик в православной церкви? Чтобы полнее понять, кого же называют клириками, следует обратиться к классификации, которая существует в чинах церкви. Клирики бывают двух категорий – церковнослужители и священнослужители.

Первые посвящаются в чин путем обряда хиротесии. Проще говоря, это действо, во время которого епископ рукополагает на священство желающего служить в церкви вне алтаря. Такой клирик имеет право участвовать в богослужении в качестве чтеца. Он помогает батюшке вести службу. Основная задача клирика – чтение текстов молитв и Священного Писания во время богослужений. Священнослужители рукополагаются епископом в алтарной части церкви. Хиротония – это стяжение благодати Духа Святого. Церковь в православном толковании – это Тело Христово. Следовательно, клирики – его органы, выполняющие каждый свою функцию. Человек, который избирается и посвящается в чин клирика, наделяется определенными полномочиями. И в то же время существует перечень строгих запретов, за нарушение которых может быть наложена даже анафема. Многие клирики занимаются вопросами благотворительности, помогают нуждающимся материально и духовно. Но в первую очередь они отвечают за восприятие Слова Божьего. Кто, как не клирики, могут достучаться до человеческих сердец, произнося священные слова из церковных книг и поселяя в душах людей любовь к Господу.

На снимке: главная икона храма в Таврическом – икона святителя Луки.
На снимке: главная икона храма в Таврическом – икона святителя Луки.

Христианину, посвятившему себя служению Богу, прилично освящать все свои благие начинания призыванием помощи Божией и благословения, так как «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». Тем более надлежит призывать Бога при основании дома Божия, в котором будет воздвигнут престол Божий. Как и сам человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется ещё «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек – храм нерукотворный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

На снимке: обряд освящения здания храма святителя Луки
На снимке: обряд освящения здания храма святителя Луки

Строительство храма в поселке Таврический началось в 2014 году по благословению епископа Яранского и Лузского Паисия. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. По Правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Храм освящает сам архиерей – при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или Требнике в 2-х частях, часть 2-я.): «Чин освящения храма от архиерея творимаго». В поселке Таврическом освящение храма, построенного на средства и руками прихожан, совершил, как уже говорилось выше, епископ Яранский и Лузский Паисий. Преосвященный после чина освящения храма наградил архиерейскими грамотами Николая Васильевича Осенникова, его сына – Дмитрия и Виталия Тарасова. Плотники, рубившие и устанавливающие сруб, награждены грамотами настоятеля Лальской Благовещенской церкви, иерея Романа Зайца.

Читайте также:  Заселение  хуторов по речке  Западный  Альмеж. Часть 1
На снимке: обряд причащения проводит Владыка Паисий.
На снимке: обряд причащения проводит Владыка Паисий.

Освященный храм в этот важный для прихода и жителей поселка день был наполнен молящимися, многие из которых причастились Святых Христовых Тайн. После отпуска литургии духовенство совершило славление святителю Луке. Затем епископ Паисий обратился к верующим со словом проповеди. Владыка поведал о том самоотверженном служении, которое нес святитель Лука, являя собой образ не только врача души, как архиерей, но и врача телес – он был хирургом и доктором медицинский наук. Как и при Крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство – приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Зажги свечу, земляк,
Пред образом священным.
И не стесняйся, что ты молишься не так,
Коль сокрушён грехом –
Главою преклоненной
Касаясь пола, кайся во грехах.
У каждого своя к спасению тропинка.
И, не оглядываясь, следует по ней,
Молись, коль хоть одна осталась в сердце льдинка,
В душе, с грехом воюющей, твоей.
Без Бога в ад широкая дорога,
С комфортом мчимся – троечка крута.
Коль смирен ты, тебя пленить не смогут:
Уныние, гордыня, суета.
Зажги свечу, земляк,
Пусть пламя веры
Ведет тебя к спасенью на пути.
Помогут пусть подвижников примеры
Тропой тернистой к истине пройти.

Те, кто читает журнал Яранской и Лузской епархии «Просвет» часто встречались на его страницах с поэтическим творчеством Евгения Царегородцева, чьи стихи процитированы выше. Тавричане зажгли свою звезду! Долгожданное событие – строительство и освящение храма в Таврическом состоялось. Хочется надеяться, что мои путевые заметки не оставили вас равнодушными. В них я пытался, насколько смог, расширить ваш кругозор, познакомить с историей православия, с храмами, которые встречались нам на пути, и с теми, которые я привлекал, чтобы вы увидели происходящие события в разрезе прошлого и настоящего. Если кто-то из вас после знакомства с моими «Дорогами православия» выскажет свое мнение, буду рад. Пожелав прихожанам поселка Таврический мира и добра в их дальнейших делах, едем дальше. Впереди Лальск, наполненный до краев памяти историей, молодящая Луза и, конечно же, Введенская Устьнедумская церковь в деревне Озерской – центр нашего притяжения.

До новых встреч на сайте «Опаринской сороки».

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 19
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 20
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 21
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 22
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 23
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 24
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 25
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 26
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 27
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 28
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 29
Часть 30

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.

Коряжма – Луза.

Добавить комментарий

  1. Николай

    одна из величайших трагедий для России — принятие православия. Если посмотреть сегодня — ограничимся просто Европой и возьмем христианские страны, — есть три ветви христианства: католицизм, православие и протестантизм. Если оттолкнуться от таких определений, как демократия, качество жизни, уровень жизни, и распределить страны именно по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны, все. Потом католические. И лишь потом такие, как Россия, Греция, Болгария и т.д. И это совершенно не случайные вещи, потому что более темной и закрытой религией является православие.

  2. Михаил другой

    В дополнении к высказыванию Николая. Христианство вообще, а православие в частности имеют ближневосточное происхождение. Ну а в тамошних краях, как всем известно, и сегодня до демократии как до Христа и Мухаммеда пешком.

  3. Аноним

    Николай ,о какой трагедии ты говоришь? Не хочу ни кого обидеть , но как ты, голубчик расцениваешь то, что в протестантизме и католицизме дело дошло и до разрешения однополых браков,там появились женщины священники вплоть до “архиереев”. В США в Епископальной церкви был рукоположен епископ -гомосексуалист,а церкви Канады благословляют однополые браки.Наблюдаются признаки почти полного упадка и деградации.Их от этого спасти может только чудо.Но есть и там достойные люди.Поэтому нам не надо от них дистанцироваться.Надо вести себя правильно с этими людьми ,тогда будет больше шансов ,что они нас поймут и перейдут к нам.Это сложно ,большая работа . Думай ,думай Николай.

  4. Михаил другой

    …там появились женщины священники вплоть до “архиереев”… надо же какая “деградация”. А ведь совсем недавно христиане, в том числе и православные, считали что у женщин нет души, что они – сосуды с грехами и т. и д. А что касается гомосексуализма, то это явление существовало и до христианства.

  5. Аноним

    Гомосексуальные отношения рассматриваются в качестве греха в традиционных конфессиях иудаизма,христианства и ислама. Вылечим Миша и тебя от этого заблуждения.

  6. Михаил другой

    Владимир Витальевич (Аноним), зачем меня лечить? Ведь это попы объявили гомосексуализм грехом, и, по Вашему утверждению, грешат этим деянием.

  7. Аноним

    Уважаемый ,так сказать” Михаил другой”,не знаю, к кому вы обращаетесь ,но уже одно радует что вы, человек, я думаю с нормальной ориентацией. А церковь разберётся с этим грехом .

  8. GOLUBEV_SERGEJ

    Владимир Витальевич (Аноним)-чего кликуху сменил?

  9. Аноним

    Заблуждаетесь голубчики. В окружении практически каждого из нас есть люди ,которые вызывают особого рода раздражение и неприятие.

  10. GOLUBEV_SERGEJ

    Аноним-не надоело как собакам на клички отвлекаться?

  11. Аноним

    А если вернуться в начало нашего разговора о православии ,то надо заметить ,что мы живём в мире где человек неизбежно подвергается постоянному нападению тёмных сил.Главная задача таких нападок со стороны демонов -подтолкнуть человека к совершению греха,когда мы и так с трудом сдерживаем себя.Хорошо ,если человек это понимает, ведь тогда легче противостоять врагу ,держать оборону .А не верующий человек ,не понимает что происходит.
    Есть приятели ,знакомые в посёлке ,районе и вообще живущие в других регионах страны ,которые пишут на страницах этой газеты.Многие из них пенсионеры ,люди старшего возраста. В целом люди доброжелательные ,обходительные,но несколько навязчивые в услужении.Например :Сергей Голубев в разговорах акцент делает преимущественно на себе,своих делах.И не только он ,но и Михаил ,а так же Николай ,как мне кажется очень не любят высшую власть в стране,видя причину всех российских бед в неправильной политике лидеров и неправильном строе. Разногласия с ними от сдержанных оценок порой переходят в очень гневные реплики.
    Что же нам мешает сразу отогнать скверные мысли,раздражение и,гнев,чего не хватает? Наверное гордость и тщеславие.
    Христос нас учит ,что род сей нападающий ,то есть демоны ,изгоняется и побеждается не иначе как, постом и молитвой . Молитесь чаще господа.

  12. GOLUBEV_SERGEJ

    Аноним-флаг в руки.И барабан на шею не забудь.А жить по твоему принципу уж извольте.

  13. Аноним

    Сергей , с флажком в руках и барабаном на шее гораздо лучше чем с петлёй на шее. Ты наверно ,когда то был пионером ?
    А если серьёзно Сергей ,то молиться можно,если не постоянно ,то,во всяком случае ,сразу ,как только почувствовал в себе первые симптомы гнева и раздражения. Любовь ,вот ,что тебе надо -это дар Божий.И эту добродетель ,Сергей, надо заработать постоянной борьбой с собой. Начни прямо сейчас и всё будет О;кей. Успехов тебе.

  14. Николай

    В Бога можно верить или не верить – это абсолютно интимное дело каждого человека. А вмешательство в это дело грязных попов – это величайший грех. Но главное, при чём Киевская Русь и Российское государство? Киев крестился в 988 году, а официальный откол православия от христианства произошёл в 1054 году. А Московии, как предтечи Российского государства, в то время не было ещё и в зачатии. Московское православие – это не только не продолжение Киевского, а его противоположность и начало его не в 988 году, а в 1448, когда Московия, пользуясь трагическим падением Византии присвоила себе статус Третьего Рима, хотя Византию никто не именовал Вторым. Общим, сплошная ложь! Единственной истиной является то, что действительно, Московское православие стало духовной опорой не верующих, а российского самодержавия, придавшего новый импульс ордынской Яссе Чингизхана. Но чем двальше от событий, тем вульгарнее стаёт враньё. Сегодня уже не вспоминают, что ещё в 1948 году отмечали 500-летие Московского православия, которому в этом году всего 560, но никак не 1025 лет. Больше всего удивлает то, что сами верующие не стремятся познать истину истории своей веры.

  15. GOLUBEV_SERGEJ

    Николай-им наверное нужно еще одно кровавое воскресенье.А Анониму бесполезно объяснять.У попов современных это не вера.Это бизнес в законе.

  16. Михаил другой

    Полагаю Николай серьёзно ошибается в датах. По моему мнению современное российское православие насчитывает несколько десятков лет. Начну издалека. При Алексее Михайловиче Романове зародился раскол православной церкви на две части: Никонианскую и Старообрядческую. Этот факт свидетельствует, что новообрядческая церковь ведёт свой отсчёт с 17 века (1629—1676 г. время правления Алексея Михайловича). Процесс раскола растянут во времени и точной даты установления новых обрядов, разумеется, нет. Спустя какое-то время, когда это произошло мне неизвестно, службы стали проходить на русском языке (до этого использовался староболгарский (церковнославянский) язык. А это, я полагаю, является очередным обновлением церкви, и, естественно, новой датой для неё.
    Значимыми для русского православия стали события 1917 года. Новая власть под руководством В.И.Ленина решительно принялась уничтожать православие в нашей стране. Данная борьба привела к очередному расколу Русской православной церкви: Русская православная церковь за рубежом и Русская православная церковь катакомбная. Официальная Русская православная церковь перестала существовать!
    Новое становление Православной церкви произошло во время Второй мировой войны. Инициатором возрождения данной веры на территории СССР выступил глава нацистской германии А, Гитлер. На оккупированных нацистами советских территориях стали, по решению главного нациста, восстанавливаться православные церкви. Спустя какое-то время и на подконтрольной советской власти возродилась данная религия. Решение было принято И.В.Сталиным. Так что истоками современного русского православия являются два преступника: И.Сталин и А.Гитлер. Существует нынешнее православие в нашей стране менее 100 лет.

  17. Аноним

    Николай и Миша -перебор в мыслях,а в душах вселился демон.Изгоняйте его.

  18. Николай

    то, что пишет Николай Шкаредный исторически занятно, каждому гражданину нашей страны это надо знать
    но… ИЗУЧАТЬ православие- это как тянуть кота за хвост: тягомотно и очень нудно, я Бога призывал только тогда, когда на меня летела неуправляемая ракета, именно в меня..на пуск нажал старлей Иванов, Летун, вертолетчик, который не знал, что я с бойцами занял этот сраный Дом правительства Дудаева. и Иванов на знал , что капитан Мальцев уже выжал бойцов Дадаева из этого поверженного здания, из него осталось только груда бетона и кирпичей. когда я лежал под бетонной плитой, от боли ничего не соображая, увидел знакомое лицо, откуда? где его я видел? знакомая бородка, усики. Я на том Свете и меня встречает Иисус? Когда очнулся, мои кишки вправлял в мой живот Джахар Дудаев. Кому я должен поклонятся и молится? подскажите…

  19. Аноним

    Вам бы сказки писать ,Николай ,выглядело бы более убедительно. Прежде чем, как ты пишешь:
    кому поклоняться и молиться – сначала научись верить.Господь Бог не доктор Айболит ,который придёт и всех исцелит ,он не волшебник в голубом вертолёте.Бог нужен не для того ,чтобы жить без пьянства ,без голода и войны,а Он нужен сам по себе,как Бог ,как конечный смысл ,как цель пути. Вера -это ЛИЧНОЕ чувство встречи с Богом.
    Хочешь поклоняться насилию ,террору,бесовщине ? Или как ? Молись и думай.
    Только молящийся ,верующий человек может стать причиной перемены в чьей-то неверующей душе.