Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 31

Построен храм, открыты двери.
Заходят люди не спеша,
Чтоб у святых икон проверить,
Открыта ли у них душа,
Чтоб голоса молитвы слушать,
Чтоб Богу принести поклон,
Чтоб оживил сердца и души
Призывный колокольный звон.

Повторяю уже сказанное, ибо это было для тавричан долгожданным событием. 23 сентября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, епископ Яранский и Лузский Паисий совершил чин великого освящения храма в честь святителя Луки, исповедника, архиепископа Семфиропольского в поселке Таврический Лузского района и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Архипастырь поздравил прихожан с долгожданным событием и призвал не забывать о той ответственности, которая на них возложена – наполнять храм молитвой и делать все возможное для его благоустройства. Владыка наградил особо потрудившихся в деле строительства храма Николая Васильевича Осенникова, его сына Дмитрия и Виталия Тарасова архиерейскими грамотами. Плотники, рубившие и устанавливающие сруб, отмечены грамотами от имени иерея Лальской Благовещенской церкви Романа Зайца.

На снимке: храм в честь святителя Луки в Таврическом.

На снимке: храм в честь святителя Луки в Таврическом.

«Его Преосвященству, – как информирует газета Яранской и Лузской епархии «Просвет» во время освящения Храма в Таврическом сослужили благочинный Северного округа архимандрит Владимир (Дяченко), иеромонах Давид (Сивер), настоятель Благовещенского храма в Лальске иерей Роман Заяц, иерей Василий Облецов и клирик Московской епархии иерей Валентин Бутусов. Вы, несомненно, обратили внимание, что в торжествах принимал участие представитель Московской епархии – клирик иерей Валентин Бутусов. Миряне часто слышать термин «клирик», но не все могут дать определение этому понятию. Кто такой клирик в православной церкви? Чтобы полнее понять, кого же называют клириками, следует обратиться к классификации, которая существует в чинах церкви. Клирики бывают двух категорий – церковнослужители и священнослужители.

Первые посвящаются в чин путем обряда хиротесии. Проще говоря, это действо, во время которого епископ рукополагает на священство желающего служить в церкви вне алтаря. Такой клирик имеет право участвовать в богослужении в качестве чтеца. Он помогает батюшке вести службу. Основная задача клирика – чтение текстов молитв и Священного Писания во время богослужений. Священнослужители рукополагаются епископом в алтарной части церкви. Хиротония – это стяжение благодати Духа Святого. Церковь в православном толковании – это Тело Христово. Следовательно, клирики – его органы, выполняющие каждый свою функцию. Человек, который избирается и посвящается в чин клирика, наделяется определенными полномочиями. И в то же время существует перечень строгих запретов, за нарушение которых может быть наложена даже анафема. Многие клирики занимаются вопросами благотворительности, помогают нуждающимся материально и духовно. Но в первую очередь они отвечают за восприятие Слова Божьего. Кто, как не клирики, могут достучаться до человеческих сердец, произнося священные слова из церковных книг и поселяя в душах людей любовь к Господу.

На снимке: главная икона храма в Таврическом – икона святителя Луки.

На снимке: главная икона храма в Таврическом – икона святителя Луки.

Христианину, посвятившему себя служению Богу, прилично освящать все свои благие начинания призыванием помощи Божией и благословения, так как «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». Тем более надлежит призывать Бога при основании дома Божия, в котором будет воздвигнут престол Божий. Как и сам человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется ещё «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек – храм нерукотворный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

На снимке: обряд освящения здания храма святителя Луки

На снимке: обряд освящения здания храма святителя Луки

Строительство храма в поселке Таврический началось в 2014 году по благословению епископа Яранского и Лузского Паисия. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. По Правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Храм освящает сам архиерей – при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или Требнике в 2-х частях, часть 2-я.): «Чин освящения храма от архиерея творимаго». В поселке Таврическом освящение храма, построенного на средства и руками прихожан, совершил, как уже говорилось выше, епископ Яранский и Лузский Паисий. Преосвященный после чина освящения храма наградил архиерейскими грамотами Николая Васильевича Осенникова, его сына – Дмитрия и Виталия Тарасова. Плотники, рубившие и устанавливающие сруб, награждены грамотами настоятеля Лальской Благовещенской церкви, иерея Романа Зайца.

На снимке: обряд причащения проводит Владыка Паисий.

На снимке: обряд причащения проводит Владыка Паисий.

Освященный храм в этот важный для прихода и жителей поселка день был наполнен молящимися, многие из которых причастились Святых Христовых Тайн. После отпуска литургии духовенство совершило славление святителю Луке. Затем епископ Паисий обратился к верующим со словом проповеди. Владыка поведал о том самоотверженном служении, которое нес святитель Лука, являя собой образ не только врача души, как архиерей, но и врача телес – он был хирургом и доктором медицинский наук. Как и при Крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство – приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Читайте также:  Мир, труд, май

Зажги свечу, земляк,
Пред образом священным.
И не стесняйся, что ты молишься не так,
Коль сокрушён грехом –
Главою преклоненной
Касаясь пола, кайся во грехах.
У каждого своя к спасению тропинка.
И, не оглядываясь, следует по ней,
Молись, коль хоть одна осталась в сердце льдинка,
В душе, с грехом воюющей, твоей.
Без Бога в ад широкая дорога,
С комфортом мчимся – троечка крута.
Коль смирен ты, тебя пленить не смогут:
Уныние, гордыня, суета.
Зажги свечу, земляк,
Пусть пламя веры
Ведет тебя к спасенью на пути.
Помогут пусть подвижников примеры
Тропой тернистой к истине пройти.

Те, кто читает журнал Яранской и Лузской епархии «Просвет» часто встречались на его страницах с поэтическим творчеством Евгения Царегородцева, чьи стихи процитированы выше. Тавричане зажгли свою звезду! Долгожданное событие – строительство и освящение храма в Таврическом состоялось. Хочется надеяться, что мои путевые заметки не оставили вас равнодушными. В них я пытался, насколько смог, расширить ваш кругозор, познакомить с историей православия, с храмами, которые встречались нам на пути, и с теми, которые я привлекал, чтобы вы увидели происходящие события в разрезе прошлого и настоящего. Если кто-то из вас после знакомства с моими «Дорогами православия» выскажет свое мнение, буду рад. Пожелав прихожанам поселка Таврический мира и добра в их дальнейших делах, едем дальше. Впереди Лальск, наполненный до краев памяти историей, молодящая Луза и, конечно же, Введенская Устьнедумская церковь в деревне Озерской – центр нашего притяжения.

До новых встреч на сайте «Опаринской сороки».

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 19
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 20
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 21
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 22
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 23
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 24
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 25
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 26
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 27
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 28
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 29
Часть 30

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.

Коряжма – Луза.