Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 27

Взгляд назад

12 августа лальскими священнослужителями было выбрано не случайно. В этот день христианская церковь почитает апостолов от семидесяти Силуана и Силу (Силоса). Апостолу Силе приписывают истинно богатырскую мощь. На него уповали в многочисленных работах в поле, чтобы успеть во время убрать созревшую рожь и вовремя озимую засеять. По старинному поверью, в этот день святой Сила вкладывает в травы и коренья свой чудесный дар. Считается, что в этот день нечисть особо прячется, опасаясь гнева святого. Уповали на помощь Святаго Духа и жители Таврического, пришедшие 12 августа 2017 года на молебен. Последнее сообщение с места события: на часовне выполнены обрешетка основной части кровли и утепление. На очереди кровля. Решается вопрос, какой материал для этого использовать? А там устройство крыльца, настилка пола, покраска. И все тот же извечный вопрос: нужны спонсоры и исполнители на эти виды работ.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 27
На снимке: Таврический. Первым на стройплощадке будущей часовни в Таврическом был освящен православный крест работы Евлампия Александровича Горячевского.

Когда только зарождалось это движение, первым на просьбу православной общины Таврического откликнулся Евлампий Александрович Горячевский. Он дал старт строительству часовни в Таврическом, изготовив знаковый обетный крест. Повторюсь: 4 декабря 2014 года в великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Яранский и Лузский Паисий совершил закладку камня под строительство храма во имя святого Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Закладной камень стал составной частью каменного фундамента, а Православный крест был поставлен, как первая святыня, в алтаре строящейся часовни. Кстати, часовня в Таврическом также вышла за рамки обыкновенной часовни, так как у неё есть и другие, не присущие такому православному объекту элементы – алтарь и притвор-трапезная. На основное здание поставлен мощный восьмерик, который будет держать на «своих плечах» шатер. Поэтому я могу с полным правом называть эту часовню храмом. Таврическая часовня будет, не в пример своим старшим подругам из далекого прошлого, например, Гавриловской Прокопия Устюжского, шатровой, с гордо поднятой головой. А вместе с ней и люди расправят свои плечи, раскроют свои души и с гордостью осознают свою значимость на этой земле. Вместе с головкой-луковицей и крестом часовня поднимается почти на двадцать метров. Но шатер и все остальное ещё предстоит изготовить и установить.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 27
На снимке: строители часовни в Таврическом. В центре в синей курточке главный строитель храма Николай Васильевич Осенников.

Николай Васильевич Осенников, взваливший на себя работы по изготовлению сруба и сборке часовни на месте, вздыхает: «К сожалению, желающих приложить свои руки к обустройству часовни не вижу. Подходят, спрашивают: когда освящать будем? А предложить свое личное участие в работах для того, чтобы ускорить этот момент, почему-то забывают. Только один человек пришел и предложил: «Если потребуется, я бы мог рамы изготовить». Вот если бы каждый так!»

В сборе средств на строительство часовни в Таврическом участвуют неравнодушные люди, это и предприниматели, обеспечившие стройку лесом, пиломатериалами, автотранспортом, и организации – Лузское райпо, Лальская бумажная фабрика, жители поселка. В торговых точках были поставлены ящики по сбору средств в фонд строительства часовни. За сбором и расходованием средств строго следить казначей общины Наталья Олеговна Машанова». Инициативная группа продолжает вести и организационную работу. Кому-то достаточно позвонить, до других надо достучаться, объяснить, чем надо помочь. К сожалению, многие обращения остаются без ответа. Но инициаторы никого не осуждают, просто говорят: это их право, а сами ждут и надеются на отклик в душах тех, кто ещё «не уповает на Бога».

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 27
На снимке 2009 года: настоятель Опаринского прихода, протоиерей Виктор Конев выступает в Опаринском районном центре культуры и досуга на презентации книги Николая Шкаредного «Храм добра».

На презентации моей книги «Храм добра» в Опаринском районном центре культуры и досуга 27 сентября 2009 года настоятель церкви Александра Невского протоиерей Виктор Конев благословил меня на новые православные труды иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она как напутствие стоит на моем рабочем столе. Это не просто икона, это целая картина жизни, наполненная призывом к действию. Вникая в её суть, сердцем понимаешь слова: «Остановить грех может только совесть. Это она, совесть, кричит нам о том, что душа ранена. Но чем сильнее вовлеченность человека в грех, тем слабее слышит он голос своей совести. А подчас этот голос совсем пропадает. Страсть… С одной стороны, это греховная расположенность человека, влекущая его к нарушению заповедей, с другой – страдание, и это единство двух смыслов не случайно. Господь сводит нас с людьми, чтобы мы дали им то, чего у них нет. Он дает нам случай сделать добро и приблизиться к Нему. Самые высокие мотивы в жизни человека – моменты осознания близости Бога». Слава Богу, все больше людей осознают это

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 27
На снимке: архиепископ Лука – хирург и священник.

Освящая место закладки будущей часовни в Таврическом, епископ Яранский и Лузский Паисий благословил прихожан построить храм в честь святителя, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки. Вспомните, выше я говорил, что Таврида – это Крымский полуостров. Новомученник исповедник Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи. Так сложилась его судьба, что здесь в Крыму он встретил и свой последний час. Отсюда, из Крыма, пришло на лальскую землю имя поселка Таврический. Все, как говорят, сошлось. Валентин Феликсович – российский и советский хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии, доктор медицинский наук, профессор, духовный писатель, доктор богословия. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права на то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (Мф.9:37), он воспринял призыв служить людям божиим.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 27

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1903 году блестяще закончил обучение. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. В 1915 году Валентин Феликсович издал книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями, а через год защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Его отец, будучи убежденным католиком, не навязывал семье религиозных взглядов. Семейные отношения в доме определяла мать, Мария Дмитриевна, воспитывавшая детей в православных традициях и активно занимавшаяся благотворительностью, помогала арестантам, а в годы Первой мировой воны – раненым. Валентин Феликсович признавался: «Религиозного воспитания я не получил, если говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я унаследовал её от отца». Профессор Войно-Ясенецкий посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином, сам выступал с беседами о толковании Священного писания. В конце 1920 года епископ Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился. И начались ступни его духовного роста: чтец, певец, иподиакон, диакон, иерей. В больницу отец Валентин стал приходить с крестом на груди, кроме того, он установил в операционной икону Божией Матери и стал молиться перед началом операции.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 27
На снимке: участники VI Войно-Ясенецких чтений в Котласе. XVIII Войно-Ясенецкие чтения проходили 16-17 мая 2019 года в Центре культурных и общественных мероприятий в Северодвинске.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 19
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 20
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 21
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 22
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 23
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 24
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 25
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 26

Николай Шкаредный, член Международной Ассоциации писателей.

Продолжение следует.

Добавить комментарий